Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:27, курсовая работа
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области. В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ
Введение…………………………………………………………………………..... 3
Глава.1. Сертификация работ по охране труда………………………………...6
1.1.Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях…………………………………………………………………..61.2.Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях…………………………………………………..........................8 1.3.Правила сертификации работ по охране труда…………………….…...9
Глава.2.Государственные нормативные требования охраны труда и ее структура…………………………………………………………………………..12
2.1.Государственные нормативные требования охраны труда……..........12
2.2.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации…………………………………………………………………....14
2.3.Функциональная подсистема управления охраной труда……………17
2.4.Отраслевая подсистема управления охраной труда………………..…19
Глава.3.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации. Государственная инспекция труда……………….21
3.1.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в РФ……..…21
3.2.Государственная инспекция труда…………………………………….24
3.3.Государственная экспертиза условий труда………………………..…27
3.4.Общественный контроль за охраной труда…………………….....…30
Заключение…………………………………………………………………….….33 Список использованной литературы……………………………………….…35
2.3.Функциональная
подсистема управления
охраной труда.
Большое
количество федеральных министерств
и ведомств, так или иначе, связано
с реализацией Государственных
функций по управлению охраной труда
в Российской федерации. Так Министерство
экономического развития и торговли РФ
осуществляет методическое руководство
и координацию работ по разработке и реализации
федеральных целевых программ по охране
труда. Министерство финансов РФ участвует
в подготовке федеральных целевых программ
улучшения условий и охраны труда, обеспечивает
их финансирование. Министерство здравоохранения
РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического
надзора) осуществляет государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
и контроль за соблюдением санитарного
законодательства в области гигиены и
безопасности труда, разрабатывает и утверждает
санитарные правила и нормы, гигиенические
нормативы в области охраны труда. Министерство
промышленности, науки и технологий РФ
участвует в организации, проведении и
координации научно-исследовательских
работ по проблемам безопасности, физиологии,
психологии и гигиены труда. Министерство
образования РФ организует обучение по
охране труда в образовательных учреждениях
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего и начального
профессионального образования, среднего
профессионального, высшего профессионального
и послевузовского профессионального
образования. Государственный комитет
РФ по стандартизации и метрологии организует
разработку, принимает и вводит в действие
государственные стандарты в области
охраны труда, организует работу по сертификации
средств индивидуальной и коллективной
защиты. Государственный комитет РФ по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу обеспечивает разработку, принимает,
вводит в действие и издает нормы и правила,
государственные стандарты и инструкции
по обеспечению безопасности труда в области
строительства.
2.4.Отраслевая
подсистема управления
охраной труда.
С отказом от централизованного административно-командного метода руководства отраслями экономики уменьшилось количество отраслевых министерств и ведомств, изменились их функции. Вместе с тем появились новые крупные корпорации, такие как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», и др., которые по сути взяли на себя функции Министерств. В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию. В большинстве случаев работа отраслевых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов идентична работе территориальных органов по труду, но существуют и некоторые специфические особенности. Так непосредственно в структуре отраслевого ведомства создаются службы охраны труда. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ. Эти службы осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда. Отраслевые ведомства при методической поддержке Минтруда РФ: - принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; - разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране труда; - участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда; - определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска; - участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком; - организуют на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей; - изучают состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда; - определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций; - принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда; - обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей; - Таким образом, видно, что функции отраслевых ведомств существенно отличаются от функций федеральных органов исполнительной власти, а при создании новых крупных корпораций они также будут приобретать права и обязанности отраслевых центров.
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
3.1.Государственный
Надзор и контроль за
охраной труда в РФ
В
системе государственного управления
охраной труда в текущий момент
вопросы надзора и контроля имеют
определяющее значение для создания
действительно безопасных условий
труда на производственных предприятиях
частного сектора. В XXI веке в России неизбежен
подъем предпринимательства, причем решающей
частью предпринимательства станет малый
и средний бизнес. Характерной особенностью
становления малого предпринимательства
является то, что на начальном этапе своего
развития оно отличается тяжелыми условиями
труда, использованием дешевой рабочей
силы, эксплуатацией физически и морально
изношенного оборудования. Эту стадию
развития проходят малые предприятия
во всех странах, не миновала она и Россию. Данные,
получаемые в результате проверок государственными
инспекторами труда, а также результаты
ежегодного мониторинга социально-трудовой
сферы, проводимого Минтрудом России,
свидетельствуют, что, как правило, на
малых предприятиях России состояние
условий и охраны труда не отвечает действующим
нормам и правилам. Уровень производственного
травматизма на них выше, чем на средних
и крупных. Велика доля занятых на рабочих
местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим
требованиям. Удельный вес работников,
занятых тяжелым физическим трудом, превышает
уровни крупных предприятий.12 В
той или иной степени надзор за соблюдением
норм охраны труда осуществляет достаточно
большое количество Государственных органов
и ведомств. Основные функции по надзору
за охраной труда в российской федерации
осуществляет Федеральная инспекция труда,
более подробно ее функции и структура
будут рассмотрены в следующем параграфе.
Наряду с федеральной инспекцией труда
государственный надзор и контроль за
соблюдением требований охраны труда
осуществляют: Федеральные надзоры России:
Федеральный горный и промышленный надзор
России (Госгортехнадзор России) и Федеральный
надзор России по ядерной и радиационной
безопасности (Госатомнадзор России);
органы государственного надзора, входящие
в систему ряда министерств Российской
Федерации: Министерства энергетики Российской
Федерации, Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации, Министерства здравоохранения
Российской Федерации и образующие вместе
с министерствами, в систему которых они
входят, единые централизованные системы
органов, осуществляющих соответствующий
надзор. Федеральный горный и промышленный
надзор России (Госгортехнадзор России)13
осуществляет нормативное регулирование,
а также специальные разрешительные, контрольные
и надзорные функции в области промышленной
безопасности в пределах компетенции,
установленной Положением о Федеральном
горном и промышленном надзоре России,
расследует причины аварий и несчастных
случаев на производстве на объектах,
находящихся под контролем Госгортехнадзора
России. Федеральный надзор России по ядерной
и радиационной безопасности (Госатомнадзор
России)14 организует и осуществляет
на территории РФ государственное регулирование
ядерной и радиационной безопасности
в соответствии с законодательными актами
РФ и Положением о Госатомнадзоре России. Министерство
внутренних дел РФ, Государственная инспекция
безопасности дорожного движения (ГИБДД)
контролирует соблюдение правил дорожного
движения, а также нормативно-правовые
акты в области обеспечения безопасности
дорожного движения, разрабатывает предложения
по повышению безопасности дорожного
движения, участвует в разработке проектов
законодательных и иных нормативных правовых
актов в области обеспечения безопасности
дорожного движения, вносит предложения
по их совершенствованию. Предоставляет
в федеральную инспекцию труда информацию,
необходимую для объективного рассмотрения
причин и условий конкретных дорожно-транспортных
происшествий. Министерство РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
(МЧС России) осуществляет в установленном
порядке разработку и реализацию федеральных
целевых программ в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
а также по преодолению последствий радиационных
аварий и катастроф. Участвует в установленном
порядке в организации экспертизы деклараций
безопасности объектов, деятельность
которых связана с повышенной опасностью
производства.
3.2.Государственная
инспекция труда.
4
мая 1994 года образована Федеральная
инспекция при Министерстве
3.3.Государственная
экспертиза условий
труда.
Государственная
экспертиза условий труда Российской
Федерации19 представляет собой
систему государственных органов, осуществляющих
экспертную деятельность по условиям
труда на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне государственная
экспертиза условий труда осуществляется
Всероссийской государственной экспертизой
условий труда, а на региональном уровне
- государственными экспертизами условий
труда субъектов Российской Федерации. «Задачами
государственной экспертизы условий труда
являются контроль за условиями и охраной
труда, качеством проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда, правильностью
предоставления компенсаций за тяжелую
работу и работу с вредными или опасными
условиями труда, а также подготовка предложений
об отнесении организаций к классу профессионального
риска в соответствии с результатами сертификации
работ по охране труда в организациях.
Заключение государственной экспертизы
условий труда является обязательным
основанием для рассмотрения судом вопроса
о ликвидации организации или ее подразделения
при выявлении нарушения требований охраны
труда.»20 Функции Всероссийской
государственной экспертизы условий труда
возложены на Минтруд России. Функции
государственных экспертиз условий труда
субъектов Российской Федерации на практике
возлагаются на органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
ведающие вопросами охраны труда. На Государственные
экспертизы условий труда в субъектах
Российской Федерации Минтрудом России
возложены следующие функции:
- осуществление контроля за условиями
и охраной труда, качеством проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда,
правильностью предоставления компенсаций
за тяжелую работу и работу с вредными
или опасными условиями труда;
- подготовка предложений об отнесении
организаций к классу профессионального
риска в соответствии с результатами сертификации
работ по охране труда в организациях;
- предоставление в учреждения медико-социальной
экспертизы заключений о характере и об
условиях труда застрахованных, которые
предшествовали наступлению страхового
случая; - проведение государственной
экспертизы условий труда на соответствие
требованиям охраны труда проектов строительства
и реконструкции производственных объектов,
а также машин, механизмов, другого производственного
оборудования и технологических процессов;
- проведение государственной экспертизы
условий труда при лицензировании отдельных
видов деятельности на территории субъекта
Российской Федерации; - осуществление
государственной экспертизы условий труда
по запросам органов государственного
надзора и контроля, судебных органов,
работодателей, работников, профессиональных
союзов, их объединений и иных уполномоченных
работниками представительных органов;
- выдача заключений по условиям труда
для рассмотрения в судебном порядке вопроса
о ликвидации организации или ее подразделения
при выявлении нарушений требований охраны
труда; - оказание консультаций
работодателям и работникам по вопросам
оценки условий труда, проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда, установления
правильности предоставления компенсаций
за тяжелую работу и работу во вредных
или опасных условиях труда. Работникам
подразделений государственной экспертизы
условий труда субъектов Российской Федерации,
предоставляются следующие права:
- беспрепятственно посещать организации
всех организационно-правовых форм. Допуск
работников, выполняющих экспертную деятельность
по условиям труда, в режимные организации
должен осуществляться в установленном
порядке; - запрашивать и
безвозмездно получать от руководителей
и иных должностных лиц организаций необходимую
для выполнения своей деятельности документацию;
- предъявлять работодателям или их представителям
обязательные для исполнения предписания
об устранении нарушений или представления
о приостановлении действия принятых
в организации решений по вопросам предоставления
компенсаций за тяжелую работу и работу
с вредными и опасными условиями труда,
не соответствующих действующим законодательным
и иным нормативным правовым актам;