Сертификация работ по охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области. В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..... 3
Глава.1. Сертификация работ по охране труда………………………………...6
1.1.Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях…………………………………………………………………..61.2.Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях…………………………………………………..........................8 1.3.Правила сертификации работ по охране труда…………………….…...9
Глава.2.Государственные нормативные требования охраны труда и ее структура…………………………………………………………………………..12
2.1.Государственные нормативные требования охраны труда……..........12
2.2.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации…………………………………………………………………....14
2.3.Функциональная подсистема управления охраной труда……………17
2.4.Отраслевая подсистема управления охраной труда………………..…19
Глава.3.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации. Государственная инспекция труда……………….21
3.1.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в РФ……..…21
3.2.Государственная инспекция труда…………………………………….24
3.3.Государственная экспертиза условий труда………………………..…27
3.4.Общественный контроль за охраной труда…………………….....…30
Заключение…………………………………………………………………….….33 Список использованной литературы……………………………………….…35

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 80.30 Кб (Скачать)
 

               СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..... 3

Глава.1. Сертификация работ по охране труда………………………………...6

    1.1.Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях…………………………………………………………………..61.2.Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях…………………………………………………..........................8  1.3.Правила сертификации работ по охране труда…………………….…...9

Глава.2.Государственные нормативные требования охраны труда и ее структура…………………………………………………………………………..12

     2.1.Государственные нормативные требования охраны труда……..........12

    2.2.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации…………………………………………………………………....14

     2.3.Функциональная подсистема управления охраной труда……………17

     2.4.Отраслевая подсистема управления охраной труда………………..…19

Глава.3.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации. Государственная инспекция труда……………….21

    3.1.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в РФ……..…21

    3.2.Государственная инспекция труда…………………………………….24

    3.3.Государственная экспертиза условий труда………………………..…27

    3.4.Общественный  контроль  за охраной труда…………………….....…30

Заключение…………………………………………………………………….….33 Список использованной литературы……………………………………….…35 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ 
 

     В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены. Данный принцип  предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы  управления охраной труда. В последние  годы идет активное формирование и  укрепление государственной политики в этой области.   В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации",1 в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".2 И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации»,3 вводимого в действие с 1 февраля 2002 г.     В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.Основные  направления государственной политики в области охраны труда.   Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ").     Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и узком смысле слова.     В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.4             В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. Поэтому в соответствующих вузах изучают и соответствующее в узком понятии направление охраны труда.     В юридических - правовой институт охраны труда как систему правовых норм, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в разделе X, отдельных статьях XII, XIII разделов Трудового кодекса РФ, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.      Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то ее компонент (то есть охрана труда в узком понятии) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена. Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности,  сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм.   В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.      С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).          Основными направлениями государственной политики в области  охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;                    Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

1.СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    1.1.Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях 
     

      В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан обеспечить сертификацию работ по охране труда в своей организации.   Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – это документ, удостоверяющий соответствие проводимых организацией работ по охране труда, установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.      Минтруд России постановлением от 24 апреля 2002 года № 28 утвердил: 1. Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ);                         2. Правила сертификации работ по охране труда;         3. Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях. Основной целью ССОТ является содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.  Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе:            · деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;                 ·  деятельность службы охраны труда;             ·  работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;        · организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.     Проведение сертификации работ по охране труда обеспечивается путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке.    Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях, и на них возлагаются следующие основные функции:              · формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;       · проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;                           · оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда;        · инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;                  · приостановка либо отмена действия выданных сертификатов;         · представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;              · ведение банка данных организаций — обладателей сертификатов безопасности и др.;        Испытательные лаборатории:              · осуществляют измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов;               · выдают протоколы измерений (оценок).      Работодатели обеспечивают следующее:            · составляют документы, отражающие результаты аттестации рабочих мест и представляют их органу по сертификации;            · подают заявку на сертификацию работ по охране труда в организациях;        · обеспечивают беспрепятственный допуск в организацию должностных лиц и экспертов по сертификации;               · разрабатывают комплекс мероприятий по приведению объектов сертификации труда на сертифицированных объектах в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда при отрицательных результатах сертификации;                 · обеспечивают поддержание на сертифицированных объектах условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, на соответствие которым объекты были сертифицированы;               · извещают орган по сертификации об изменениях состояния охраны труда. 

    1.2.Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях 
     

    Знак  соответствия работ по охране труда  в организациях, это зарегистрированный в установленном порядке знак5, который подтверждает, что проводимые в организациях работы по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда (рисунок 1).

      

     Рис. 1. Знак соответствия работ по охране труда в организациях  

     Знак  соответствия наносится на сертификат соответствия работ по охране труда  в организациях (сертификат безопасности).    Изображение знака соответствия должно быть одноцветным. Маркирование знаком соответствия следует осуществлять любым технологическим способом, обеспечивающим его четкое и ясное изображение Место нанесения знака соответствия на документацию устанавливает обладатель сертификата безопасности.       Знак соответствия может использоваться организацией в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках и т.п. после регистрации сертификата безопасности в органе по сертификации.       Право на его использование прекращается одновременно с прекращением действия сертификата безопасности. 

    1.3.Правила сертификации работ по охране труда 
 

    Настоящие правила разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми  актами Российской Федерации:        1. Трудовым кодексом Российской Федерации;          2. Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года № 26.            Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.          Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности.      Сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.            В соответствии с законодательством, оплата работ по сертификации работ по охране труда в организациях производится заявителем (работодателем).          Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:              1. Подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;       2. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;               3. Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;           4. Выдачу сертификата безопасности;           5. Инспекционный контроль за сертифицированными работами.   Для рассмотрения жалоб при Минтруде России формируется комиссия по апелляциям.           Комиссия по апелляциям выполняет функции:           · регистрирует поступающие апелляции участников сертификации;        · рассматривает апелляции, связанные с сертификацией работ по охране труда, и принимает по ним решения;              · обеспечивает объективность принимаемых решений по всем видам своей деятельности;                 · взаимодействует с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, общественными и другими организациями;         · обеспечивает своевременное оформление результатов работы и доведение принятых решений до заинтересованных сторон и др.    Комиссия по апелляциям рассматривает апелляции, оформляет решение и направляет его заявителю и в центральный орган ССОТ в течение одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.          В тех случаях, когда для рассмотрения апелляции необходимо проведение специальной проверки, сроки рассмотрения апелляции могут быть продлены не более чем на один месяц.       Кроме вышеназванных документов Министерством труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 10 декабря 2002 года № 77 утверждены:                 · "Правила аккредитации органов по сертификации";           · "Правила аккредитации испытательных лабораторий". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ЕЕ СТРУКТУРА

     2.1.Государственные нормативные требования охраны труда. 
 

     «Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и  законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации  об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны  для исполнения юридическими и физическими  лицами при осуществлении ими  любых видов деятельности….»6    Законодательство России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, Трудового кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.           В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».7 В данном документе констатируется, что в России сложилась система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.          В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований.        Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.  Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока.  При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.8              На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации разрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов все необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ, должностные инструкции, положения коллективных договоров и трудовых контрактов.            Минтруд РФ обязан обеспечить формирование банка данных утвержденных государственных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также функционирование единой информационной системы, которая была бы доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам. К сожалению, до настоящего момента единой актуализируемой системы не существует. Более того, в системе Минтруда РФ нет даже официального перечня действующих нормативных актов в области охраны труда. 

    2.2.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации 
     

     Концепция определения современной структуры системы и принципов государственного управления охраной труда в России, предложенная кандидатом экономических наук, советником Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ А.П. Соловьевым. По материалам его статьи «Система управления охраной труда в Российской федерации»9 исходя из существа основных принципов государственной политики в области охраны труда и направлений деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по реализации этой политики система государственного управления охраной труда образует три подсистемы управления: государственную межотраслевую, функциональную и отраслевую. Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда. Данную подсистему представляют Министерство труда и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области государственного управления охраной труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.  Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении10 о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса.           На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд:      - осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;       - разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;   - представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;        - разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;              - разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;             - осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;            - организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;    - разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;            - проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;             - представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;      - организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;                - разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников.  Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.   Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России.11   Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда – это координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда. 

Информация о работе Сертификация работ по охране труда