Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:27, курсовая работа
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области. В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ
Введение…………………………………………………………………………..... 3
Глава.1. Сертификация работ по охране труда………………………………...6
1.1.Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях…………………………………………………………………..61.2.Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях…………………………………………………..........................8 1.3.Правила сертификации работ по охране труда…………………….…...9
Глава.2.Государственные нормативные требования охраны труда и ее структура…………………………………………………………………………..12
2.1.Государственные нормативные требования охраны труда……..........12
2.2.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации…………………………………………………………………....14
2.3.Функциональная подсистема управления охраной труда……………17
2.4.Отраслевая подсистема управления охраной труда………………..…19
Глава.3.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации. Государственная инспекция труда……………….21
3.1.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в РФ……..…21
3.2.Государственная инспекция труда…………………………………….24
3.3.Государственная экспертиза условий труда………………………..…27
3.4.Общественный контроль за охраной труда…………………….....…30
Заключение…………………………………………………………………….….33 Список использованной литературы……………………………………….…35
3.4.Общественный
контроль за охраной
труда.
Общественный
контроль за соблюдением прав и законных
интересов работников в области
охраны труда осуществляют профессиональные
союзы и иные представительные органы
работников. Право профессиональных
союзов на представительство и защиту
социально трудовых прав и интересов
работников закреплено в Федеральном
законе «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности».21
Права профсоюзов и гарантии их деятельности
распространяются на все первичные профсоюзные
организации, профсоюзы, их объединения
(ассоциации), а также на образованные
ими профсоюзные органы и на профсоюзных
представителей в пределах их полномочий.22
Закрепленные в п. 2 ст. 22 Закона полномочия
профессиональные союзы осуществляют
через свои органы (профкомы и другие звенья
профсоюзной системы), уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда и собственные
правовые инспекции труда. Правовые инспекции
труда создаются в отраслевых профсоюзах,
объединениях профсоюзов, в составе межотраслевых
органов, профкомах крупных предприятий.
В основе полномочий правовых инспекторов
труда профсоюзов лежит предусмотренное
в п. 3 ст. 19 названного выше закона право
беспрепятственно посещать организации
(предприятия) независимо от форм собственности
и подчиненности, в которых работают члены
данного профсоюза, для проведения проверок
соблюдения законодательства о труде
и законодательства о профсоюзах, а также
выполнения работодателями условий коллективного
договора, соглашения. Основные направления
деятельности, права и обязанности технической
инспекции труда профсоюза, определены
положением о технической инспекции труда.23
Технические инспекции труда выполняют
следующие функции: - принимают
участие в разработке и формировании федеральных,
региональных и отраслевых программ по
вопросам охраны труда, специальных мер
по социальной защите работников, пострадавших
на производстве; - вносят
предложения в раздел «Охрана труда и
экологическая безопасность» генерального,
отраслевого и специального (регионального)
соглашений; - проводят выборочную
экспертизу проектов на строительство
и реконструкцию действующих объектов
производственного назначения, новых
технологий, оборудования, машин, механизмов,
транспортных средств, а также средств
коллективной и индивидуальной защиты
работающих на соответствие их требованиям
охраны труда и экологической безопасности;
- участвуют в разработке мероприятий
по выводу из обращения вредных и опасных
объектов и технологий, направленных на
улучшение условий труда и окружающей
природной среды; - рассматривают
обращения членов профсоюза по вопросам
охраны труда и страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и др. Также как и Федеральные
инспекции труда Технические инспектора
имеют право: - беспрепятственно
посещать организации независимо от формы
собственности, их структурные подразделения,
рабочие места, где работают члены конкретного
профсоюза, для осуществления профсоюзного
контроля за соблюдением работодателем
требований охраны труда;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных
к рассмотрению представлений об устранении
выявленных нарушений законодательства
об охране труда; - предъявлять
работодателю требования о приостановке
работ, если продолжение этих работ создает
непосредственную угрозу жизни или здоровью;
- проводить независимую экспертизу условий
труда и обеспечения безопасности работников
организации; - принимать
участие в расследовании несчастных случаев
и профессиональных заболеваний на производстве,
а также самостоятельно вести их расследование;
- принимать участие в работе комиссий
по испытаниям и приемке в эксплуатацию
производственных объектов, средств производства
и транспортных средств в качестве независимых
экспертов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, в данной работе рассмотренна
современная Государственная система
управления охраной труда в Российской
федерации. Из вышеизложенного видно,
что на сегодняшний момент в России, в
принципе, построена достаточно стройная
система управления и контроля за охраной
труда. Однако эффективность этой системы
в настоящее время еще не может использоваться
в полной мере. Отсутствуют жесткие экономические
механизмы, способные заставить как работодателя,
так и работника соблюдать норму права,
заложенную в законодательстве. Уровень
охраны труда, который сложится в ближайшие
годы в Российской федерации во многом
будет зависеть именно от развития государственной
системы управления охраной труда. Этому,
в частности будет способствовать:
- реализация положений Федерального закона
Российской Федерации «Об основах охраны
труда в Российской Федерации» и разработка
необходимых нормативных правовых актов
по его реализации в соответствии с реалиями
становления рыночной экономики;
- приведение трудового законодательства
России в соответствие с конвенциями МОТ,
касающимися охраны и гигиены труда, и
общими нормами трудового законодательства
стран Европейского Союза;
- внедрение механизма экономической заинтересованности
субъектов страхования в снижении профессионального
риска и уровня производственного травматизма
(профессиональной заболеваемости), в
улучшении условий и охраны труда, основанного
на дифференциации страховых тарифов
в соответствии с классами профессионального
риска отраслей (подотраслей) экономики,
в соответствии с реализацией Федерального
закона "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваниях".
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция РФ. Принята всенародным законодательством 12 декабря 1993 г. Российской газета. 1993. 25 декабря.
2.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Российская газета. 1999. 24 июля
3.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Российская газета. 1998. 12 августа.
4.Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12..2001 N 197-ФЗ. Российская газета. 2001. 31 декабря.
5. Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года № 26.
6.Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Постановление от 10 декабря 2002 года № 77
7.Федеральный закон от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3
8.Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Российская газета. 2000. 31 мая
9.Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (с изменениями на 6 сентября 2001 года) Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 года N 480. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 17
10.Положение о технической инспекции Профсоюзов от 22 ноября 2000 г. Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 4. вкладыш Инспектор труда. 2001. №2.
11.Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное. Под ред. Гусова. К.Н. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М. 2006
12.Куренной А.М. Правовое регулирование охраны труда. Практический журнал для руководителей и менеджеров. М.: Законодательство. 2004. N7.
13.Соловьев А.П. Система управления охраной труда в Российской федерации. Справочник специалиста по охране труда. М.: ЗАО МЦФЭР. 2001
14.Соловьев А.П. Охрана труда и здоровья работников в новом веке. Охрана труда и социальное страхование. М.: ЗАО МЦФЭР. 2001
15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расходовании и учете несчастных случаев на производстве» от 11 марта 1999 г. № 379 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 159
16. Безопасность
жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова.
- М.БЕК, 2003