Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:22, реферат
В основе деятельности Службы медицины катастроф (СМК) Минздрава РФ в соответствии с концепцией организации медицинского обеспечения населения в ЧС лежат следующие основные принципы:
Первый принцип.
Служба медицины катастроф носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается: постановлениями правительства России и созданием в Российской Федерации единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, соответствующими указами президента и приказами
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В
основе деятельности
Службы медицины катастроф (СМК)
Минздрава РФ в
соответствии с концепцией
организации медицинского
обеспечения населения
в ЧС лежат следующие
основные принципы:
Первый принцип.
Служба медицины катастроф носит государственный
и приоритетный характер. Ее государственный
характер обеспечивается: постановлениями
правительства России и созданием в Российской
Федерации единой государственной системы
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, соответствующими указами президента
и приказами Минздрав России, концепцией
спасения и защиты населения, защиту и
экстренную медицинскую помощь населению
в чрезвычайных ситуациях важнейшей государственной
задачей, а службу медицины катастроф
(МК) государственной службой.
Приоритетный характер службы МК среди
других, наряду с межведомственной группировкой
сил и средств быстрого реагирования гражданской
обороны, обеспечивается предоставлением
ей представительными и исполнительными
структурами, комиссиями по чрезвычайным
ситуациям, штабами по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям ГОЧС
максимально благоприятных условий для
оказания ЭМП при авариях, катастрофах
и стихийных бедствиях. Эти условия гарантируются
концепцией спасения и защиты населения,
обязательной для органов управления
РСЧС всех уровней и подведомственным
им силам и средствам спасения и защиты
населения России и включают:
Второй принцип.
Российская служба МК организуется по
территориально-
Третий принцип.
Управление и организация СМК обеспечиваются
разумным сочетанием сильного централизованного
управления экстренной медицинской помощью
на догоспитальном этапе, медицинской
эвакуацией и госпитализацией пострадавших
по назначению, оказанием экстренной квалифицированной
и специализированной медицинской помощи
с децентрализованным управлением ликвидацией
медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций (усиление спасательных отрядов
и формирований санитарными дружинами;
бригадами скорой медицинской помощи,
врачебно-сестринскими бригадами; амбулаторно-поликлиническая
помощь легкопострадавшим; медико-санитарное
обеспечение непострадавшего населения,
временно эвакуируемого из района чрезвычайной
ситуации; поквартирные обходы; экстренная
йодная и другая профилактика населения;
защита больных и персонала учреждений
здравоохранения, оказавшихся в районе
ЧС и др.). Централизация управления СМК
обеспечивается информационно-управляющей
автоматизированной системой Всероссийского
центра медицины катастроф "Защита",
взаимосвязанной с единым диспетчерским
центром МЧС России. Она обеспечивает
передачу управленческих решений и информации
на все уровни, принимающие участие в спасении,
защите населения и организации ЭМП.
Децентрализация управления предусматривает
практику принятия решений комиссиями
по чрезвычайным ситуациям всех уровней
и самостоятельного выполнения отдельных
задач по ликвидации медицинских последствий
чрезвычайных ситуаций силами и средствами
здравоохранения административной территории
и взаимодействия с другими службами в
пределах возможностей и компетенции.
Четвертый принцип.
Двухэтапная система организации экстренной
медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных
ситуациях. Этот принцип закреплен концепцией
спасения и защиты населения страны в
чрезвычайных ситуациях. Он предусматривает:
- проведение в очаге поражения поисково-спасательных
работ, ведение разведки, обозначение
и оцепление очага; розыск, извлечение
(деблокирование пострадавших), оказание
им первой медицинской помощи, как правило,
немедицинским персоналом; вынос, вывоз
за пределы очага на временные пункты
сбора (ВПС), спасателями поисково-спасательных
отрядов, штатных и добровольных аварийно-спасательных
служб, входящих в состав сил быстрого
реагирования РСЧС, личным составом частей
и формирований ГО.
Персональная ответственность за выполнение
задач на этом этапе возлагается на председателей
комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальников
территориальных и региональных штабов,
центров ГОЧС.
На первом этапе медицинской эвакуации
вне воздействия поражающих факторов,
препятствующих работе медицинского персонала,
как правило на ВПС, осуществляется проведение
медицинской сортировки, оказание первой
врачебной помощи с элементами квалифицированной,
направленной главным образом на поддержание
основных витальных функций пострадавших,
организация медицинской эвакуации по
назначению.
Персональная ответственность за организацию
медицинской помощи на первом этапе медицинской
эвакуации возлагается на начальника
службы МК территории, он же отвечает за
усиление бригад скорой медицинской помощи
врачебно-сестринскими, фельдшерскими
бригадами. За выделение дополнительного
автотранспорта для эвакуации пострадавших
ответственность возлагается на председателя
городской комиссии по чрезвычайным ситуациям.
На втором этапе медицинской эвакуации
в учреждениях здравоохранения, расположенных
за пределами очага катастрофы, осуществляется
массовый прием и оказание экстренной
квалифицированной и специализированной
медицинской помощи пораженным и лечение
их до окончательного исхода (в больницах,
центрах и поликлиниках).
Персональная ответственность за выполнение
задач второго этапа возлагается на начальников
службы МК территорий субЪектов РФ.
Пятый принцип.
Медицинская сортировка как один из основополагающих
принципов своевременного оказания экстренной
медицинской помощи населению в чрезвычайных
ситуациях. Она является одним из важнейших
признаков ЭМП, организационным методом
службы, позволяющим обеспечить оказание
медицинской помощи пораженным при дефиците
медицинских сил. Наличие большого сходства
в поражениях населения при чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени
позволяет службе МК использовать основные
принципы медицинской сортировки из теории
и практики военно-полевой доктрины.
Шестой принцип.
Эшелонирование и маневр силами и средствами
службы медицины катастроф.
Эшелонированное использование сил и
средств СМК в подготовительный период
и маневр ими при использовании ЧС - это
комплекс организационных мероприятий,
обеспечивающих адекватное реагирование
службы на крупномасштабные медико-санитарные
последствия чрезвычайных ситуаций.
Эшелонирование сил и средств СМК предполагает
их распределение (расчленение) по всем
звеньям территориальной, региональной
и Всероссийской службы по единому замыслу
(плану), маневр ими - создание группировки
для ликвидации медицинских последствий
конкретной прогнозируемой чрезвычайной
ситуации.
Максимальный эффект от реализации этого
принципа может быть достигнут только
в масштабах территорий региона и в целом
России. Он предполагает разработку сквозных
программ-планов организации медико-санитарного
обеспечения населения в конкретно прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях республиканского,
регионального и территориального значения,
централизованное распределение задания
службами МК всех уровней на создание
и поддержание в готовности медицинских
сил и средств. Осуществление этого принципа
повысит координационно-управленческие
функции региональных и Всероссийского
центров МК, избавит территориальные службы
от нерациональных материальных и финансовых
затрат, позволит строить службу на основе
разумной достаточности сил и средств.
Седьмой принцип.
Принцип взаимодействия предусматривает
согласование совместных действий по
целям, задачам, месту, времени и объему
выполненных задач органов управления,
сил и средств службы МК с медицинскими
силами заинтересованных министерств
и ведомств всех уровней, службами РСЧС.
Взаимодействие обеспечивается:
Восьмой
принцип.
Своевременность, непрерывность и эффективность
оказания экстренной медицинской помощи.
Этот принцип предусматривает спасение
жизни и сохранение здоровья максимально
возможному количеству пострадавших,
сокращение инвалидности и летальности
от полученных поражений.
Он обеспечивается:
Девятый
принцип.
Принцип единоначалия при ликвидации
медицинских последствий ЧС вытекает
из положения о персональной ответственности
начальника службы МК, руководителя здравоохранения,
соответствующего уровня и обеспечивается
предоставлением ему права единолично
принимать решения в пределах своей компетенции.
Предложения для принятия решения начальником
МК разрабатывает соответствующий самостоятельный
научно-практический центр МК, медицинский
штаб с участием комиссии по чрезвычайным
ситуациям, представителей взаимодействующих
органов, управлений и учреждений здравоохранения.
Десятый принцип.
Универсальность службы медицины катастроф.
Принцип универсальности службы исходит
из Положения о службе, один из пунктов
которого гласит о том, что Служба МК предназначена
для оказания всех видов экстренной медицинской
помощи населению, прогнозирования, предупреждения
и ликвидации медико-санитарных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий,
экологических последствий, массовых
заболеваний и других видов чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Принцип универсальности означает максимально-возможную
унификацию профиля и структуры медицинских
формирований, коечного фонда, номенклатуры
имущества, единые подходы к организации
и оказанию ЭМП в чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени. В последующем
это должно привести к слиянию медицинской
службы гражданской обороны и службы медицины
катастроф (сосуществующих самостоятельно
в системе здравоохранения) в единую службу.
Реализация этого принципа повысит готовность
здравоохранения к действиям в ЧС, смягчит
проблемы финансирования, создаст оптимальные
условия для внедрения основ военно-полевой
доктрины и современных технологий экстренной
медицинской помощи.
Одиннадцатый принцип.
Разумная
достаточность сил и средств
службы МК и экономическая
Принцип разумной достаточности сил и
средств СМК исходит из научно-обоснованных
величин санитарных потерь населения
при наихудших вариантах прогнозируемых
чрезвычайных ситуаций и реальных возможностей
здравоохранения территорий. Разумная
достаточность сил и средств СМК обеспечивается
сочетанием централизации и децентрализации
управления, эшелонированием и маневром
силами и средствами, организацией их
взаимодействия. Реализация данного принципа
позволяет избежать необоснованных затрат
при создании службы.
Двенадцатый принцип.
Материальная заинтересованность и правовая
ответственность, юридическая и социальная
защищенность медицинских и других специалистов
службы, участвующих в организации и оказании
ЭМП пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Правовая ответственность, юридическая
и социальная защищенность медицинских
и других специалистов службы обеспечивается
принятыми и разрабатываемыми основными
законодательными актами по правовой
деятельности единой государственной
системы по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, указами Президента,
постановлениями правительства РФ, приказами
Минздрав России, а также договорами с
администрацией учреждений здравоохранения.
Тринадцатый принцип.
Подготовка населения, а также лиц с профессиями
повышенного риска к действиям и оказанию
первой медицинской помощи в чрезвычайных
ситуациях.
Подготовка населения, в т.ч. студентов
и учащихся, лиц с профессиями повышенного
риска (личный состав частей ГО, ГУВД, пожарной
охраны, специальных военизированных
и невоенизированных отрядов министерств
и ведомств, формирований ГО, штатных,
нештатных и общественных аварийно-спасательных
служб, авто-мотолюбителей, шоферов профессионалов
и т.д.) предусматривает овладение ими
правилами поведения и оказания первой
медицинской помощи в порядке само - и
взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях.
Она организуется штабами ГОЧС с привлечением
заинтересованных служб на хозрасчетной
основе в соответствии с концепцией спасения
и защиты населения РСЧС, разрабатываемыми
и действующими в настоящее время основными
законодательными актами по правовой
деятельности РСЧС.