Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с перманентными кризисными явлениями конца XX - начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности.
2.2 Современная доктрина национальной безопасности России
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Основные составляющие национальной безопасности
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы
2.2 Современная доктрина национальной безопасности России
Заключение
Список использованных источников и литературы
2.2 Современная
доктрина национальной
В декабре 1997 года Указом Президента
РФ была утверждена Концепция национальной
безопасности, которая явилась результатом
процесса, начатого Законом «О безопасности»
и Конституцией РФ, и представляет
собой наиболее эффективное средство
административно-правового
В Концепции национальной
безопасности декларируется, что Россия
является одной из крупнейших стран
мира с многовековой историей и богатыми
культурными традициями. Действительно,
несмотря на сложную международную
обстановку и трудности внутреннего
характера, она в силу значительного
экономического, научно-технического
и военного потенциала, уникального
стратегического положения на Евразийском
континенте объективно продолжает играть
важную роль в мировых процессах.
Важная роль отводится национальным
интересам как совокупности сбалансированных
интересов личности, общества и государства
в различных сферах международных
и внутригосударственных
Значимым является вопрос,
охватывающий интересы государства, состоящие
в незыблемости конституционного строя,
суверенитета и территориальной
целостности России, ее стабильности,
в обеспечении законности и правопорядка,
в развитии равноправного и
Особое место в осуществлении
контроля в области обеспечения
национальной безопасности, безусловно,
принадлежит Президенту РФ. Президент
РФ уполномочен руководить системой
обеспечения национальной безопасности
России. В соответствии с Конституцией
РФ Президент Российской Федерации
принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности.
Очень значима и неоспорима роль
Президента в обеспечении национальной
безопасности. Президент является гарантом
суверенитета страны. Он определяет основные
направления государственной
Защита независимости, суверенитета,
государственной и
Концепция национальной безопасности
по своей сущности есть политический
документ, в котором сформулированы
важнейшие направления
На основе Концепции ежегодно в Совете Безопасности РФ готовится доклад Президенту РФ о внутренней и внешней обстановке, а в Администрации Президента РФ - послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Совет Безопасности РФ является органом, способствующим в реализации Президентом РФ своих полномочий по осуществлению контроля за деятельностью органов обеспечения безопасности. Администрация Президента РФ осуществляет функции контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и подготовки соответствующих докладов Президенту. В докладе и послании уточняются текущие цели и задачи государства, а также планы министерств, ведомств и организаций, составляющих систему обеспечения безопасности России. Таким образом, Концепция определяет два основных направления деятельности государственных структур. Первое - обеспечение национальных интересов и целей при исполнении своих обычных функций, и второе - обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации внутренних и внешних угроз силами и средствами обеспечения безопасности. При этом понятно, что два упомянутых направления работы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Наше государство, расположенное
в двух частях света, благодаря своей
территории, численности населения,
а также как ядерная держава
всегда будет занимать не последнее
место в общемировом
Одним из принципиальных отличий нашей Концепции от аналогичных документов ряда других стран, в которых речь идет исключительно о внешних аспектах интересов и безопасности, является то, что национальные интересы и безопасность во внутренней и внешней областях рассматриваются в совокупности и во взаимосвязи. Причем наибольшее внимание уделено рассмотрению внутренних факторов.
С момента своего действия Концепция национальной безопасности подвергалась изменениям, которые были обусловлены процессами федерализации, конституционной реформой, проходящими в стране и предопределяющими новые подходы к проблемам национальной безопасности и территориальной целостности России, в связи с чем в Концепцию в 2000 году были внесены изменения.
Концепция национальной безопасности, наряду с такими нормативными актами, как Конституция РФ, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу Концепции внешней политики РФ. Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. Совокупность действий обеих Концепций способствует наиболее полному укреплению территориальной целостности и суверенитету нашего государства. Концепция национальной безопасности создает установки, которые используются и конкретизируются применительно к различным сферам обеспечения национальной безопасности, например в Военной доктрине РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 21.04.2000 N 706, Морской доктрине РФ на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ 27.07.2001 (N Пр-1387), и Основах пограничной политики Российской Федерации, которые являются составной частью Концепции национальной безопасности и представляют собой систему официально принятых взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. Перечень данных документов не является исчерпывающим, документы, относящиеся к различным аспектам национальной безопасности России, регулируют сферу международной безопасности, экономической и информационной, государственной и общественной, а также антитеррористическую деятельность. Далее мы остановимся на моменте, касающемся необходимости некоторой доработки Концепции национальной безопасности, но хочется не согласиться с мнением некоторых авторов, утверждающих, что «в правовой природе этих концепций и доктрин много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. К тому же в обществе еще не сложилось целостное представление о государственной безопасности России, что затрудняет системный подход к законотворчеству в этой области»[21]. Более реалистичным представляется мнение Я.В. Волкова, автора докторского исследования по проблемам геополитики и безопасности, который отмечает, что «сложность разработки эффективных мер в области национальной безопасности объясняется во многом недостаточным научным сопровождением процесса принятия соответствующих решений, неразвитостью методологического инструментария исследований на стыке геополитики и безопасности, отсутствием достаточного количества фундаментальных междисциплинарных исследований в данной области гуманитарного знания. И от того, насколько плодотворным и результативным будет труд современного поколения ученых: философов, политологов, историков, социологов, экономистов, юристов и военных, во многом будет зависеть эффективность всего механизма обеспечения национальной безопасности»[22]. Необходимо объединить исследования ученых в данном направлении и использовать полученный результат на благо нашего государства.
Несомненным достоинством Концепции
национальной безопасности является закрепление
и разделение национальных интересов
личности, общества и государства
в соответствии с Конституцией РФ;
нормативное закрепление
Общество посредством
политических институтов формирует
само государство, задавая ему одновременно
два основных качества: основного
субъекта реализации общественных интересов,
в том числе и в плане
интересов обеспечения
Высшим приоритетом
В подтверждение наших слов можно привести высказывание Ю.А. Тихомирова: «Интересы укрепления национальной безопасности России определяют необходимость создания пояса дружественных и зависимых от России государств. Но пока это может относиться только к Беларуси. На остальные страны действуют сейчас слишком разнонаправленные силы. Заметно весьма энергичное влияние на них стран Запада, стремящихся добиться их решительного отмежевания от России. В качестве примеров можно привести политику Соединенных Штатов в отношении Украины, а также США и Великобритании в отношении Грузии и т.д.»[24].