Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:48, реферат
Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.
Введение
1. Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО
2. Система управления РЧС и ГО, режимы и методы работы.
3. Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО
4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС
5. Организация оповещения
Однако, уже с 1994 года финансовые средства из федерального бюджета на эти цели, по заявкам МЧС России, не выделялись.
В последующем, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование мероприятий по реконструкции существующих и созданию новых территориальных систем оповещения осуществлялось из бюджетов субъектов Российской Федерации. Но финансовые средства были выделены лишь в отдельных субъектах Российской Федерации и в объемах, позволивших провести частичную реконструкцию систем оповещения.
На сегодняшний день в Российской Федерации в каждом звене управления гражданской обороны созданы системы оповещения гражданской обороны. Работа по их созданию (реконструкции) велась в соответствии с концепцией развития системы связи МЧС России на период до 2005 г.г., утвержденной приказом МЧС России от 6 ноября 1996 г. № 718, по следующим основным направлениям:
– совершенствование федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения;
– создание региональных автоматизированных систем централизованного оповещения;
– реконструкция территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации.
В целях создания федеральной автоматизированной
системы централизованного
– на базе современных программно-технических средств создана автоматизированная система управления федеральной системой (принята в эксплуатацию и поставлена на дежурство приказом МЧС России от 18.06.99 № 318);
– в федеральную автоматизированную систему централизованного оповещения на базе аппаратуры П-160 и выделенных каналов связи были включены все региональные центры, Главные управления ГОЧС г. Москвы и Калининградской области;
– создана автоматизированная система оповещения соединений и частей ГО центрального подчинения, подведомственных МЧС России учреждений;
– введена в эксплуатацию автоматизированная система оповещения взаимодействующих с МЧС России федеральных органов исполнительной власти.
На сегодняшний день федеральная система оповещения гражданской обороны обеспечивает в автоматизированном режиме доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, соединений и частей гражданской обороны центрального подчинения менее чем за одну минуту, до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти - до 5 мин.
Региональные
Время доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления региональных центров до подчиненных им органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации и войск ГО не превышает 1 мин. В Центральном региональном центре, где пока не обеспечивается автоматизированный режим оповещения, - до 5-7 мин.
В ряде субъектов Российской Федерации на базе аппаратуры П-160 и П-164 проведена реконструкция территориальных систем оповещения, в том числе в г. Москве и Московской области.
На сегодняшний день в субъектах
Российской Федерации функционирует
86 автоматизированных и 2-е неавтоматизированные
(Республики Дагестан и Ингушетия) территориальные
системы централизованного опов
Территориальные системы оповещения ГО обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации до населения и органов управления гражданской обороной городов, городских и сельских районов.
Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения ГО организационно и технически сопрягаются с системами оповещения Минобороны России соответствующего уровня управления и других федеральных органов исполнительной власти и организаций, призванных решать задачи в области гражданской обороны.
Оповещение органов управления
ГОЧС субъектов Российской Федерации
и категорированных городов о
воздушной опасности
Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.
При этом, задействование радиотрансляционных
сетей, радиовещательных и телевизионных
станций (независимо от форм собственности)
с перерывом вещательной
Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут.
В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения ГО предусматривается:
– доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;
– комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
– размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах управления.
В целом, действующие системы оповещения гражданской обороны, обеспечивают оповещение 90,8% населения Российской Федерации менее чем за 30 мин. (электросирены - 71,7%, проводное вещание - 78,1%, радиовещание - 83,5%, телевещание - 90,3%) и 78,5% населения менее чем за 5 минут.
Вместе с тем, необходимо отметить ряд основных проблем, преимущественно территориального уровня, без решения которых, обеспечить готовность систем оповещения гражданской обороны, их дальнейшее развитие и совершенствование невозможно.
1. Территориальные системы
а) в большинстве субъектов
Наиболее остро данная проблема
стоит в субъектах Российской
Федерации Приволжско-
б) техническую основу действующих
систем оповещения ГО составляют средства
оповещения, разработанные до 1982 года,
и не предназначенные для
При этом, необходимо учитывать, что предприятия России прекратили серийное производство аппаратуры оповещения и комплектующих к ней.
В результате использования физически и морально устаревшей аппаратуры оповещения снижаются готовность и надежность систем оповещения ГО, возрастают затраты на их содержание.
Сегодня проблема реконструкции систем оповещения актуальна, более чем для половины субъектов Российской Федерации и их число будет увеличиваться с каждым годом. Если не принять меры, то к 2015 году срок эксплуатации всех систем оповещения превысит 20 лет и более. В связи с чем, резко снизятся их готовность и надежность, возрастут затраты на их содержание.
2. Основным средством информирования населения в составе территориальных систем оповещения являются сети проводного вещания. С начала 90-х годов из-за нерентабельности происходит их интенсивное сокращение. В ряде субъектов Российской Федерации эти сети сократились на 40-50%.
С целью изменения данной ситуации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 февраля 1996 года № Пр-282 в соответствии с приказом Минсвязи России от 22 мая 1996г. № 55 АО "Связьинвест", должно было обеспечить проведение мероприятий по поэтапному переводу сельской местности с проводного вещания на эфирное. Однако, темпы сокращения сетей проводного вещания по-прежнему остаются выше темпов роста создаваемых взамен сетей УКВ-ЧМ вещания. Это приводит к снижению процента охвата средствами оповещения населения, в особенности сельского.
3. В соответствии с Федеральным
законом «О защите населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и
С целью усиления контроля и повышения ответственности руководителей потенциально опасных объектов за эту работу целесообразно рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о ходе выполнения указанного постановления Правительства Российской Федерации и принять действенные меры по его выполнению.
Одна из причин сложившегося положения - дефицит финансовых средств, направляемых в субъектах Российской Федерации и организациях на создание новых и реконструкцию существующих систем оповещения.
Проблема обеспечения
В целях решения этой проблемы во исполнение решения Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 30 июня 2000г. приказом МЧС России от 10 октября 2000г. № 508 утверждена Программа реконструкции систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации до 2010 года, которая предусматривает поэтапную реконструкцию систем оповещения.
В соответствии с мероприятиями первого этапа (2000-2002 гг.) в 2001 году:
– завершены государственные испытания нового комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166;
– приказом МЧС России от 8.10.01 г. № 368 КТСО П-166 принят на снабжение;
– организовано серийное производство П-166;
– разработаны типовые проекты и методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны на базе КТСО П-166;
– разработано и направлено на согласование в Минсвязи России и МПТР России новое положение по эксплуатационно-техническому обслуживанию средств оповещения.
В 2002 году планируется:
– завершить разработку, провести государственные испытания, принять на снабжение и организовать серийное производство современных комплексов оповещения по сетям кабельного телевидения и подачи программ радиовещания;
– разработать типовые проекты и методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.
На втором этапе (2003 – 2010 гг.) планируется реализовать основные мероприятия по реконструкции и вводу в эксплуатацию систем оповещения гражданской обороны:
В результате выполнения программы, в значительной мере расширятся возможности систем оповещения ГО за счет эффективного использования каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, мощных звукоизлучающих устройств, возможностей цифровых сетей связи, что в конечном итоге позволит повысить уровень защиты населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.
Заключение
Интересы повышения
Необходимы все более широкие и глубокие обобщения накопленного опыта управления РСЧС и ГО при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление РСЧС и ГО должно вбирать все новое, передовое, что появляется в области управления и других сферах человеческой деятельности.
Вопросы управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.
Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.
Список использованных источников и литературы:
1. Пряхин В.Н., Попов В.Я./ Защита населения и территорий в ЧС./ Москва, 1997.
2. Щебланин Н.П./ Система управления РСЧС./ Москва, 1999.
3. Батырев В.В., Бражников Ю.В. и др./ Сборник лекций для руководящего состава МЧС России/ Новогорск, 2002.