Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:48, реферат

Краткое описание

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.

Оглавление

Введение
1. Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО
2. Система управления РЧС и ГО, режимы и методы работы.
3. Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО
4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС
5. Организация оповещения

Файлы: 1 файл

реферат по бжд.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

За время функционирования РСЧС в результате ее деятельности, в том числе – и в результате взаимодействия органов управления этой системы, предотвращены сотни чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, уменьшен ущерб на десятки миллиардов рублей.

В-пятых, немаловажным направлением взаимодействия органов управления РСЧС является их совместная работа по обучению, включающая подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Порядок подготовки специалистов РСЧС и обучения населения предусматривает разработку учебных программ, организацию проведения занятий, их материально-техническое обеспечение. Ответственность за подготовку специалистов РСЧС и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях несут не только руководители учебных заведений, но и руководители, органы управления ГОЧС.

В-шестых, взаимодействие органов  управления должно предусматривать  координацию материально-технического и финансового обеспечения деятельности РСЧС.

Ведь большая часть финансирования содержания органов управления, сил и средств РСЧС и проводимых ими мероприятий на федеральном, территориальном и местном уровнях осуществляется за счет средств органов исполнительной власти. Следовательно, необходимо тесное взаимодействие органов управления РСЧС с этими органами власти.

Взаимодействие различных органов  управления РСЧС должно проявляться  также при обеспечении финансирования на объектовом уровне (в организациях), когда такое финансирование ведется  за счет бюджетов организаций.

Искусство организации взаимодействия различных органов управления РСЧС должно проявляться и при формировании и финансировании целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по обеспечению устойчивого функционирования организаций.

И, наконец, финансирование мероприятий  по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов  исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников, что также требует большой работы органов управления РСЧС по взаимодействию.

Известно, что для обеспечения  мероприятий по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях обеспечения возможности экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения таких ситуаций, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей учреждений и организаций создаются резервы материальных ресурсов.

Резервы материальных ресурсов для  ликвидации чрезвычайных ситуаций включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское  имущество, медикаменты, инженерное имущество, вещевое имущество, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной радиационной и химической защиты и многое другое. Они формируются, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также исходя из максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на всех уровнях государственного управления создаются резервы финансовых ресурсов. Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов, порядок их создания, хранения, использования и восполнения определяются соответствующими органами управления, которые обязаны решать вопросы этого важнейшего направления работ в тесном взаимодействии друг с другом.

При этом необходимо согласовать размещение материальных ресурсов на объектах, в  местах, откуда возможна оперативная  их доставка в случае чрезвычайных ситуаций. Так, резерв МЧС России размещается  в каждом региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при одной из воинских частей войск гражданской обороны.

Поскольку, резервы финансовых и  материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении эвакуационных мероприятий, аварийно-спасательных и других неотложных работ, для устранения непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших, оказания им единовременном помощи и решения других первоочередных задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, взаимодействие органов управления РСЧС должно обеспечить их решение в едином комплексе.

И, наконец, в-седьмых, одним из направлений взаимодействия органов управления РСЧС является участие в обеспечении международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Известно, что сотрудничество организуется путем заключения договоров и  иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, работы в рамках крупнейших специализированных международных организаций. Вся эта деятельность требует кропотливой подготовительной работы на разных уровнях РСЧС. Поэтому, в эту работу оказываются вовлеченными те или иные органы управления, которые, естественно, не могут решить поставленные задачи без взаимодействия друг с другом.

Наиболее эффективно Россия осуществляет сотрудничество с государствами-участниками  СНГ. В 1993 году по инициативе России было подписано соглашение между правительствами государств — участников СНГ «О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с этим соглашением образован и функционирует Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям, на который возложены задачи координации политики государств — участников СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планирования и осуществления мероприятий для реализации этой политики. В 1994 году создана Межгосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединившая национальные системы государств-участников СНГ. Наконец, создан Корпус сил СНГ, предназначенный для оказания помощи пострадавшим государствам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Органы управления РСЧС достаточно успешно принимают участие и  в сотрудничестве с рядом других государств в рамках более 30 межгосударственных соглашений России с другими странам  по вопросам взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наиболее успешно это сотрудничество осуществляется с США, Германией, Швейцарией, Австрией, Швецией, Финляндией, Монголией и другими государствами.

В рамках РСЧС взаимодействие осуществляется координирующими органы управления, которые имеются на каждом уровне системы, органами управления, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, а также органами повседневного управления.

Например, в состав координирующих органов управления РСЧС входят:

-  на федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при Правительстве России и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

-  на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам ГОЧС;

-  на территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), – КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

-  на местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населенных пунктов, – КЧС органов местного самоуправления;

-  на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, – объектовые КЧС (создаются при необходимости).

Основной задачей данных органов  управления является координация деятельности, то есть обеспечение взаимодействия органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.

МВК является общегосударственным  координирующим органом управления в области ГО и ПЛЧС, создаваемым  Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС. Председателем МВК по должности является Министр Российской Федерации по делам ГОЧС.

КЧС каждого уровня создаются на соответствующей территории, в ведомстве  или организации для руководства  мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС. Председателем КЧС является, как правило, 1-й заместитель Руководителя органа исполнительной власти, если иное не определено в положении о КЧС, утверждаемом Главой соответствующей администрации (рис.1.6).

В особых случаях для ликвидации ЧС федерального масштаба может образовываться Правительственная комиссия Российской Федерации по ЛЧС.

Не останавливаясь на структурах органов  управления по делам ГОЧС и повседневных органах управления РСЧС, которые  были рассмотрены в другой лекции, следует отметить, что содержание их работы по организации взаимодействия, обусловлено еще и тем, что все они, за исключением региональных центров, создаются при соответствующих органах государственной, исполнительной или местной власти и имеют двойное подчинение: по территориальной (ведомственной) линии они подчинены соответствующим органам власти, а в части руководства по предназначению – вышестоящим органам управления по делам ГОЧС, вплоть до МЧС России. Специфика двойного подчинения требует и соответствующей организации работы с другими органами управления РСЧС.

Работа по организации взаимодействия должна распространяться и на органы повседневного управления мероприятиями  РСЧС, в качестве которых выступают  оперативно-дежурные службы (ОДС, ДС) органов  управления ГОЧС всех уровней, размещенные на пунктах управления, а также дежурно-диспетчерские службы (ДДС, ЕДДС, ДС) и специализированные подразделения министерств, ведомств, территорий и организаций.

При организации взаимодействия различных  органов управления учитывается и участие в ликвидации ЧС общественных организаций под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС при наличии у специалистов от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Необходимость взаимодействия органов  управления РСЧС предопределена уже  тем, что ликвидация ЧС осуществляется совместно силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей КЧС и активном участии ОУ ГОЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, КЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, осуществляется планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти , региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны.

 

5. Организация оповещения

В соответствии с Федеральным законом  от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской  обороне» и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства  Российской  Федерации от 5 ноября 1995г. № 1113, одной из задач федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций является создание и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации.

Системы оповещения ГО являются составной частью системы управления гражданской обороной Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

Следует отметить, что к началу 1992 года из бывших республик Советского Союза только Российская Федерация  не имела автоматизированной системы  оповещения, а 37 % территориальных систем оповещения субъектов Российской Федерации  нуждались в реконструкции.

В 1993 году в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 25 сентября 1992г. № 1775-р из федерального бюджета были выделены денежные средства, которые позволили провести реконструкцию  территориальных систем оповещения в 7 субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры