Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:48, реферат

Краткое описание

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.

Оглавление

Введение
1. Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО
2. Система управления РЧС и ГО, режимы и методы работы.
3. Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО
4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС
5. Организация оповещения

Файлы: 1 файл

реферат по бжд.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

-  усиление дежурно-диспетчерской службы;

-  усиление наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

-  принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

-  приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

-  организация защиты населения;

-  выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

-  определение границ зоны и организация ликвидации чрезвычайной ситуации;

-  организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

-  осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

В зависимости от обстановки, подсистемы и звенья РСЧС могут функционировать  одновременно в различных режимах.

Работа по организации предупреждения и ликвидации ЧС зависит от конкретной обстановки, полученной задачи, наличии  времени и может производиться  методами последовательной или параллельной работы, а также их сочетанием.

Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку к выполнению задачи и осуществляется на основе приказа или распоряжения старшего начальника. В этом случае каждая инстанция включается в работу после принятия решения старшим начальником на основе отданных предварительных распоряжений.

Метод параллельной работы применяется  при ограниченных сроках подготовки к действиям по ликвидации ЧС и  заключается в организации одновременной  работы по принятию решения и постановки задач во всех звеньях управления, на основе предварительных распоряжений старшего начальника, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и ГО). Этот метод является основным при организации действий сил РСЧС и ГО при возникновении ЧС в мирное и военное время и дает возможность резко сократить сроки подготовки к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ, но требует более четкой организации работ.

В зависимости от конкретных условий  подготовки к выполнению задачи работа должностных лиц и органов  управления различных уровней может строиться на принципах сочетания методов работы.

При этом методы работы, должны отвечать характеру решаемых задач, сложившейся  обстановке, обеспечению своевременного и организованного выполнения всех прогнозируемых, в том числе и  внезапно возникающих задач.

Это достигается путем четкого  распределения и своевременного уточнения обязанностей личного  состава органов управления, рациональной организацией работы в органах управления и заблаговременной подготовкой  необходимых материалов - планов, карт, справочных данных.

К выбору режимов и методов управления следует подходить творчески, не допускать шаблона, проявлять инициативу, искать новые, более совершенные способы, соответствующие условиям деятельности РСЧС и ГО. Однако при любом методе работы необходимо принять решение и спланировать всю работу так, чтобы предоставить максимум времени исполнителям для подготовки к выполнению поставленных задач.

Организация управления никогда не является шаблонным, застывшим процессом  по своей форме. Она постоянно должна изменяться вместе с изменением масштабов задач, с развитием техники и технологий ведения работ. Совершенствование управления - непрерывный процесс. Анализ практики организации управления в ходе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянно подтверждает это.

 

3. Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО

Требования, предъявляемые к планированию

При рассмотрении требований, предъявляемых  к планированию, следует подчеркнуть, что в данной лекции будут рассмотрены  основные требования, без выполнения которых процесс планирования теряет смысл. К таким требованиям относятся: реальность, целеустремленность и конкретность.

Реальность – одно из главных  требований к планированию. Оно обеспечивается всесторонним и глубоким анализом гражданской обороны, РСЧС на соответствующем уровне, правильной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории, в отрасли, организации, а также тщательными расчетами и строгим учетом людских и материальных ресурсов, специфики местных условий, наличия времени, необходимого для решения поставленных задач. Реальность планирования в значительной степени будет зависеть от того, насколько согласованы намеченные к осуществлению мероприятия ГО и РСЧС с мероприятиями военного командования, с планами работы отраслей и организаций, а также с планами социально-экономического развития соответствующих территорий.

Целеустремленность планирования заключается в умении выделить главные  задачи, определить особо важные мероприятия, на решение которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления ГО и РСЧС. При этом, особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с обеспечением готовности органов управления ГОЧС, надежности защиты населения, устойчивости работы систем оповещения и связи, а также создания группировки сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Говоря о целеустремленности, следует  отметить, что такое «цели» вообще. Условно их можно разделить на три вида: «цели», «задачи» и «задания».

Под «целями» понимаются такие конечные результаты, которые считаются недостижимыми, но к которым возможно приближение в рамках планируемого периода (или за его пределами).

«Задачи» - это результаты, которые  не предполагается достичь в рамках планируемого периода, но к которым рассчитывают приблизиться в рамках этого периода.

Под «заданиями» следует понимать результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Таким образом, «задания» можно  рассматривать как средства решения  «задач», а «задачи» - как средства приближения к «целям». В литературе можно встретить и другие названия целей, но они не меняют их общей сути.

Конкретность планирования предполагает конкретность названия, объемов содержания всех планируемых мероприятий и  действий, их согласованность между собой по целям, месту, времени и составу сил, а также по способу выполнения. В планах должна быть определена конкретная ответственность за выполнение мероприятий и осуществление контроля за их выполнением.

Заканчивая рассмотрение основных требований, предъявляемых к планированию, следует отметить, что все они неразрывно связаны друг с другом и невыполнение хотя бы одного из этих требований приведет к тому, что запланированные мероприятия не будут выполнены. Теперь остановимся на методах планирования.

 

4.Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС  

Единая государственная  система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) представляет собой организационную систему, объединяющую органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций. Она предназначена для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического и иного характера.

То есть РСЧС является организационной  системой, в рамках которой взаимодействуют  и координируют свою работу органы управления. Эта система должна обеспечить комплексное использование сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (отраслей и объектов экономики), а также различных общественных организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Всякая организационная система  создается и существует во имя  удовлетворения тех или иных общественных потребностей, которые выражаются через целевые функции, возлагаемые на систему обществом.

Реальные потребности государства  и граждан России в области  противодействия чрезвычайным ситуациям  сводятся к двум целевым функциям, ради реализации которых и создана  РСЧС:

-  предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, (которая может быть подразделена, в свою очередь, на функцию предотвращения чрезвычайных ситуаций и функцию снижения размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций);

-  ликвидация чрезвычайных ситуаций.

При предупреждении чрезвычайных ситуаций взаимодействие органов управления РСЧС направлено на заблаговременное проведение совместно с силами и  средствами федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения.

При этом, базу такого взаимодействия составляют законодательные и подзаконные  акты, нормативно-технические документы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций взаимодействие органов управления РСЧС направлено на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых при возникновении чрезвычайных ситуаций. Основными критериями взаимодействия, как и управления в целом, являются спасенные жизни и сохраненное здоровье людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Анализируя многочисленные и разнообразные  задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, можно  выделить основные направления, по которым  осуществляется такое взаимодействие.

Во-первых, это разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и организация ее реализации. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управления, силы и средства страны, в компетенцию которых входит решение этих проблем, но которые ранее занимались ими разрозненно. Объединительная роль РСЧС оказалась конструктивной. Впервые государство получило единую универсальную систему с достаточной полнотой полномочий, объединенными силами и ресурсами, способностью к широкому маневру.

Ведущая роль РСЧС в реализации государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций проявляется и в разработке и  осуществлении государственных  целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области.

Во-вторых, управление взаимодействием  органов управления осуществляется при функционировании РСЧС. Руководящий  орган РСЧС — МЧС России наделено функцией координации деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В целях повышения эффективности этой деятельности образована межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся коллегиальным органом управления и предназначенная для межотраслевого регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее решения являются обязательными для выполнения федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).

В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В-третьих, взаимодействие органов  управления РСЧС отрабатывается и при  реализации контрольных функций, например, при включении в комиссии вышестоящих органов управления должностных лиц взаимодействующих структур РСЧС. Контроль в РСЧС осуществляется и непосредственно между взаимодействующими органами управления друг с другом при проверке отработке планов взаимодействия. При этом могут совершенствоваться вопросы обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения.

Контроль в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости — совместно с федеральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями).

На территориальном и местном уровнях контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления через соответствующие органы управления ГОЧС.

В-четвертых, взаимодействие органов  управления РСЧС осуществляется непосредственно  при решении возложенных на них  задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Такое взаимодействие организуется при проведении практических работ по профилактике чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов, снижению потерь и ущерба от них, а также при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это – основное направление взаимодействия органов управления, при реализации которого органами управления привлекаются силы и средства РСЧС и непосредственно выполняются практические задачи защиты от чрезвычайных ситуаций, возложенные на эту систему.

Информация о работе Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры