Типы предпринимательских фирм. Особенности их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Фирму можно назвать главный рыночным агентом в экономиках современных развитых стран. И в иностранных государствах, и в России существует большое количество типов фирм. Она представляет собой имущественный комплекс, который собственники и управляющие используют для достижения поставленных задач и целей в своей предпринимательской деятельности. Каждая отдельно взятая фирма имеет свой статус, рынки сбыта, организационную структуру, определенные сферы деятельности.

Файлы: 1 файл

основы бизнеса моя контр.docx

— 29.83 Кб (Скачать)

Введение

Предпринимательство – это  деятельность (как физическая, так  и интеллектуальная), которая в  своей основе имеет желание человека усовершенствовать свою жизнь, получить материальные блага. Понятие «предпринимательство»  подразумевает свободное осуществление  экономическим субъектом своей  деятельности в рамках действующего законодательства с применением  наемного труда. Упомянутая свобода в экономическом аспекте дополняет личную свободу индивида и дает возможность ему организовывать свое дело и бизнес без диктатуры или вмешательства с чьей-либо стороны. Условия рыночной демократии обусловлено рыночно-коньюнктурным механизмом, действием конкурентной борьбы на любом из рынков товаров и услуг.

Одним из основополагающим фактором свободы осуществления предпринимательской деятельности является свобода работать с образованием объединений любого типа, формы собственности, принадлежности капитала или целевой направленности деятельности. Эти объединения самостоятельно изучают условия своей деятельности, подвержены влиянию внешних экономических, социальных, политических факторов. Эти объединения – фирмы.

 «Фирма» и «предприятие»  являются разными понятиями и  категориями в экономике, однако, очень часто их значение приравнивается  друг к другу. Предприятие подразумевает  совокупность производственных  мощностей, комплекс, который производит  и выпускает товары и услуги  на рынок в определенной отрасли.  Предприятием можно назвать шахту  по добыче угля, коксохимический  завод, вокзал, супермаркет. Фирма  же является формой производства, которая имеет свои организационные,  экономические и общественные  функции и особенности. В свой  состав она может включать  несколько предприятий. 

 

Фирму можно назвать главный рыночным агентом в экономиках современных развитых стран. И в иностранных государствах, и в России существует большое количество типов фирм. Она представляет собой имущественный комплекс, который собственники и управляющие используют для достижения поставленных задач и целей в своей предпринимательской деятельности. Каждая отдельно взятая фирма имеет свой статус, рынки сбыта, организационную структуру, определенные сферы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы  предпринимательских  фирм

 

«Предприятие» и «фирма»  — различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в лите­ратуре эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности. В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазин тоже являются предприятиями.

Под фирмой обычно понимают все или почти все формы  организации предпринимательской деятельности. Фирма - единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц. Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Есте­ственно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с организационными рамками фирмы.

Фирмы являются главными субъектами рыночных отношений. Они осуществляют производство и реализацию товаров, оказывают самые разнообразные  услуги. По сферам предпринимательской  деятельности фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рекламными, юридическими и т. д. При проведении микроэконо­мического анализа, несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в разных отраслях и сферах экономики, обычно выделяют три основных их типа: единоличные владения, партнерства и корпорации. Здесь главный критерий— размеры предпринимательской деятельности. Если речь идет о малом и среднем бизнесе, то чаще всего это единоличные владения и партнерства. Крупный же бизнес будет представлен корпорациями.

В настоящее время в  развитых странах наиболее распространены единоличные владения. Такие фирмы  принадлежат обычно одному лицу (или  семье), владелец отвечает по своим  обязательствам всем своим имуществом, включая личное. Эта форма организации предпринимательской деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Единоличные владения отличаются относительной простотой организации и являются самым дешевым способом организации предпринимательской деятельности — небольшие магазины, предприятия сферы услуг, фермерские хозяйства. В такой фирме владелец сочетает функции собственника, управляющего и работника, что делает бизнес простым, гибким и легко контролируемым, исключает возникновение и столкновение внутрифирменных интересов. Успех бизнеса полностью зависит от личных качеств и предпринимательских способностей владельца. Вместе с тем данный тип фирмы имеет ряд недостатков. Финансовые ресурсы единоличных фирм обычно ограничены капиталом одного владельца, что служит серьезным препятствием на пути расширения и развития бизнеса. В ситуации негативного изменения рыночной конъюнктуры ограниченность финансовых ресурсов зачастую является причиной банкротства единоличных фирм. Финансовые учреждения неохотно идут на предоставление кредитов небольшим предприятиям, учитывая большую вероятность их банкротства. И еще один недостаток подобной формы ведения бизнеса — неограниченная ответственность по своим обязательствам.

 

Партнерство возникает в  случае объединения ресурсов и предпринимательских  способностей двух и более лиц. Поскольку  здесь объединяются ресурсы нескольких лиц — владельцев фирмы, то каждый из них имеет право на соответствующую  часть общей прибыли и обязанность  принятия на себя определенной доли ответственности  по убыткам в случае их возникновения. Общая же ответственность партнеров  по обязательствам является неограниченной. Партнерство не исключает разделения функций между партнерами — допустим, управление фирмой может быть поручено одному из них. Достоинства данной формы  организации бизнеса следующие. Во-первых, у партнерств большая  финансовая база, чем у единоличных  владений. Во-вторых, относительная  простота организации. В-третьих, возможность  специализации между владельцами  фирмами, что предполагает разделение хозяйственных функций между  ними и позволяет повысить эффективность  деятельности партнерства. В отличие  от единоличного владения, партнерства  могут быть достаточно крупными фирмами. Теперь о недостатках. Партнерства, так же как и единоличные владения, могут столкнуться с дефицитом  финансовых ресурсов и сложностями  в получении кредита. Кроме того, у партнерства может возникнуть проблема, не свойственная единоличным  владениям, — возникновение конфликта  интересов среди владельцев. Вероятность  внутрифирменных конфликтов достаточно велика в случае, если функции управления осуществляются не всеми партнерами, тогда как ответственность, в  том числе и своим личным имуществом, несут все участники партнерства. И еще один негативный момент —  непредсказуемость существования  партнерства во времени, так как  выход одного или нескольких партнеров  из бизнеса обычно ведет к распаду  фирмы. Дело в том, что партнерские  соглашения носят жесткий характер. Если ситуация меняется в связи с выходом одного из партнеров или, наоборот, появлением нового совладельца, то соглашение составляется заново. С другой стороны, в случае банкротства одного из партнеров, ответственность по обязательствам фирмы переносится на имущество остальных.

Несмотря на недостатки, единоличные владения и партнерства  являются доминирующим типом фирм в  развитых странах. Эти фирмы обычно небольшие по размерам и в силу этого обстоятельства обладают некоторыми чисто технологическими преимуществами — гибкостью и возможностью ускоренной переналадки производства, быстрой  реакцией на изменение конъюнктуры  рынка, возможностью организации такой  фирмы практически в любой  отрасли при минимальном первоначальном капитале.

Корпорация — форма  организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности. Владельцы  такой фирмы получают доход и  несут ответственность по обязательствам корпорации только в пределах вложенных  средств и пропорционально их размеру. Ответственность, таким образом, не распространяется на личное имущество  владельцев корпораций. Собственность  корпорации разделена на части между  владельцами в виде акций и  паев. После своего учреждения корпорация может распространять ценные бумаги в основном в форме акций и  облигаций — это является источником привлечения средств для финансирования деятельности такой фирмы. Корпорация как форма организации предпринимательской деятельности также имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств следует отметить, во-первых, практически неограниченные финансовые возможности за счет привлечения средств на основе выпуска акций и облигаций. Во-вторых, ограниченная ответственность владельцев корпорации в пределах взноса в уставной капитал фирмы. В-третьих, корпорации — это обычно значительные по объему производства, обеспечивающие ощутимую экономию за счет се­рийного выпуска продукции. В-четвертых, существенные масштабы деятельности обеспечивают корпорации углубление как производственной, так и управленческой специализации, что повышает эффективность функционирования фирмы. В-пятых, корпорации существуют как юридическое лицо независимо от воли своих учредителей, т. е. изменение количества собственни­ков такой фирмы не приводит к прекращению ее существования.

Недостатки корпорации можно  свести к следующим. Во-первых, это значительные сложности при организации и создании. Во-вторых, как правило, для корпораций характерно разделение функций собственности и управления, т. е. владельцы фирмы (акционеры) обычно не управляют компанией, а привлекают для этих целей наемных менеджеров (специалистов-управленцев). У последних могут быть свои цели, не совпадающие с интересами акционеров. Это может породить злоупотребления со стороны менеджеров. В-третьих, в крупных корпорациях не исключено подавление интересов мелких акционеров и подчинение деятельности фирмы интересам крупных владельцев корпорации. В-четвертых, в случае организации бизнеса в форме корпорации не исключается опасность двойного налогообложения доходов фирмы — налогообложения прибыли корпорации плюс налогообложения доходов по акциям (дивидендов), которые выплачиваются из прибыли и представляют собой форму распределения прибыли среди совладельцев фирмы.

Существуют и другие подходы, позволяющие классифицировать фирмы  по типам. В зависимости от поведения  фирм на рынке и преследуемых ими  целей различают предпринимательские  фирмы (здесь трактовка понятия  «предпринимательская фирма» более  узкая; выше фирма рассматривалась  как способ организации предпринимательской  деятельности), капиталистические, самоуправляющиеся, государственные и директорские.

 

Итак, предпринимательская  фирма обычно небольшая по размерам. Это фирма, организованная и принадлежащая  обычно одному лицу. Для предпринимательской  фирмы характерно объединений функций  собственности и управления. Главная  цель деятельности таких фирм —  стремление к максимизации прибыли. Если искать соответствия между рассматриваемым  подходом к типизации фирм и приведенным  выше, то можно однозначно отнести  единоличные владения к данному  типу фирм и с некоторыми оговорками сюда можно причислить и партнерства. Капиталистические фирмы обычно представляют собой крупные хозяйствующие  субъекты, отличаются множественностью целей — это, возможно, не только стремление к максимизации прибыли, но и стремление к увеличению доли рынка, укрепление рыночной власти и  т. п. Эти фирмы имеют сложную  организационную структуру и  принадлежат нескольким владельцам. Капиталистические фирмы обычно существуют в форме корпораций, им свойственно разделение функций  собственности и управления. Самоуправляющаяся  фирма принадлежит коллективу работников. Такие фирмы мало изучены. Считается, что целью деятельности таких  фирм является стремление к максимизации дохода, получаемого работниками, а  также обеспечение занятости.Государственная фирма - Некоммерческая, действующая вне рыночных условий, фирма, принадлежащая государству, в которой основные решения принимаются государством или его органами. От предпринимательских предприятий ее отличает лишь то, что здесь речь идет не о частной, а о государственной собственности, но функционирование государственной фирмы полностью определяется рыночными условиями. Деятельность государственных фирм обычно нацелена не на максимизацию прибыли, а на максимизацию общественной выгоды. Директорская фирма — такой тип фирм, для которых характерна размытость прав собственности. Основные решения в таких фирмах принимают управляющие, а деятельность самок директорской фирмы ориентирована на максимизацию выгод, получаемых управляющими. Считается, что такой тип фирм получил широкое распространение в нашей стране в результате ваучерной приватизации, породившей неко­торую неопределенность с правами собственности. Поведение таких фирм сводится к борьбе за выживание и стремлению ди­ректората к максимизации собственной выгоды.

Предпринимательство в разных экономических областях различается  по форме и по содержанию операций и способам их осуществления. Предприниматель  может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы  производства. Он также может приобретать  готовые товары и перепродавать  его потребителю. Наконец, предприниматель  может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. В зависимости от содержания и  направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.

Информация о работе Типы предпринимательских фирм. Особенности их функционирования