Комплексный анализ и оценка бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:34, реферат

Краткое описание

Анализ финансового состояния и финансовых результатов. Методики комплексного анализа. Комплексный сравнительный анализ финансового положения предприятия. Методы диагностики вероятности банкротства. Признаки банкротства. Принципы пользователя предприятием. Три основных подхода к оценке предприятий.

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса.doc

— 150.00 Кб (Скачать)
  • отношение совокупного долга к совокупным активам в течение трех лет до банкротства постепенно увеличивалось с +0,50 до +0,80; у выживших фирм - колебалось от +0,37 до +0,40.
  • отношение оборотного капитала к совокупным активам в течение трех лет до банкротства постепенно снижалось с +0,30 до +0,06; у выживших фирм - колебалось от +0,40 до +0,42.

Возможен  прогноз за один-два года до банкротства. У предприятий-банкротов коэффициент текущей ликвидности в течение двух лет до банкротства снизился с 2,3 до 2,0; у выживших фирм - колебался от 3,3 до 3,5.

13.4. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

Теоретическая основа оценки предприятия при использовании оценочного подхода - это оценочные принципы, сформулированные как результат обобщения теоретических основ экономики предприятия и опыта отечественных и зарубежных оценщиков. Принципы опенки разделяют на четыре принципа: пользователя предприятием; связанные с оценкой земли, зданий, сооружений и другого имущества, составляющего единый имущественный комплекс предприятия; связанные с внешней рыночной средой; принцип наиболее эффективного использования имущественного комплекса предприятия.

Принципы пользователя предприятием:

  • принцип полезности. Предприятие обладает стоимостью лишь в том случае, если может быть полезным потенциальному владельцу, т.е. если оно необходимо для реализации общественно полезной функции - производства определенно го типа продукции на рынок и получения прибыли Предприятие может быть также полезным конкрешому владельцу как средство самовыражения. Предприятие, приносящее доход, удовлетворяет потребность пользователя, обеспечивая поток денежного дохода;
  • принцип замещения основывается на том, что разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое предприятие с такой же степенью полезности. Неразумно платить за действующее предприятие больше, чем стоит создание нового аналогичного предприятия в приемлемые сроки. Аналитик, изучая поток дохода от эксплуатации предприятия, определяет максимальную его стоимость исходя из сопоставления потоков доходов от других аналогичных предприятий, характеризующихся схожим риском. Максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей стоимостью, по которой может быть приобретено другое предприятие с эквивалентной полезностью;
  • принцип ожидания. В большинстве случаев полезность предприятия связана с ожиданием будущих прибылей. Стоимость действующих предприятий, приносящих доход, часто определяется массой ожидаемой прибыли, которая может быть получена от использования имущества предприятия, а также размером денежных средств в случае его перепродажи.

Ожидание  понимается как ожидание будущей  прибыли или других выгод, которые могут быть получены в будущем от пользования оцениваемым предприятием.

Принципы, связанные с оценкой  земли, зданий, сооружений и другого имущества, составляющего единый имущественный комплекс предприятия:

  • принцип остаточной продуктивности земельного участка. Любой вид предпринимательской деятельности, как правило, требует наличия четырех факторов производства: труда, капитала, управления и земли. Остаточная продуктивность земли определяется как чистый доход после оплаты расходов на труд, капитал и управление; она характеризуется месторасположением земельного участка, которое в той или иной степени позволяет пользователю извлекать максимальную прибыль, минимизировать затраты и удовлетворять особые потребности.Например, пользователь предприятия по переработке сырья сможет максимизировать свою прибыль, если земельный участок, на котором расположено предприятие, будет находиться рядом с месторождением сырья, что сократит издержек на его транспортировку и увеличит прибыль, а следовательно и цену предприятия;
  • принцип вклада. Вклад - это сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость предприятия вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства - труду, капиталу, управлению, земле.Предположим, владелец предприятия решил его продать Оценщик оценил предприятие в 50 млн руб Владелец предприятия сдедал косметический ремонт зданий и сооружений, затратив на это 1 млн руб., после чего предприятие стало оцениваться в 51 млн руб ,
  • принцип возрастающей или уменьшающейся отданы: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, но уже замедленными темпами;
  • принцип сбалансированности предприятия: любому виду производства соответствуют оптимальные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль;
  • принцип оптимального размера предприятия в целом и отдельных факторов производства подразумевает получение максимальной прибыли от функционирования предприятия;
  • принцип экономического разделения и соединения имущественных прав собственности. Система имущественных прав в Российской Федерации, предусмотренная Гражданским кодексом, позволяет разделять и продавать по отдельности имущественные права на собственность, в том числе и напредприятия. Согласно рассматриваемому принципу имущественные права следует разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость предприятия.

Принципы, связанные с внешней  рыночной средой:

  • принцип зависимости: стоимость предприятия зависит от множества факторов - не только от характера экономической среды на примыкающей к предприятию территории, региона, где находится предприятие, но и от особенностей страны, международных связей. Например, часто крупные промышленные предприятия располагаются в пригородных районах, и работникам приходится затрачивать много времени и энергии, чтобы добраться из города до места работы, что снижает производительность груда. Принцип зависимости выражается и в том, что само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе;
  • принцип соответствия рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе. Соответствие - это то, в какой степени само предприятие, его архитектура и влияние на окружающую среду соответствуют этой окружающей природной среде и потребностям рынка;
  • принцип спроса и предложения: если спрос на предприятия превышает предложение, то цены растут, а если предложение превышает спрос, цены на предприятие падают; цены стабильны, если спрос соответствует предложению;
  • принцип конкуренции. Капитал движется туда, где имеется большая прибыль, где извлекаются избыточные или монопольные прибыли. В тех сферах экономики, где намечается рост прибыли, конкуренция обостряется, что обусловливает рост предложения и снижение прибыли;
  • принцип изменения. Ситуация на рынке постоянно меняется: одни предприятия появляются, другие изменяют профиль, выпускают другую продукцию либо закрываются.

Появление новой, более прогрессивной технологии производства может резко повысить стоимость предприятия.

Напомним, жизненный цикл предприятия предусматривает  стадии рождения, роста, стабилизации и упадка. Стоимость предприятия на стадии роста будет выше, на стадии упадка - ниже.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования предприятия предполагает разумное использование предприятия, которое обеспечит ему наивысшую  текущую стоимость на дату оценки, использование, выбранное из разумных возможных альтернативных вариантов и приводящее к наивысшей возможной стоимости.

13.5. ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА  К ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Для оценки стоимости предприятий используется множество методик, которые используют три основных подхода: имущественный, доходный и сравнительный (рыночный).

Имущественный подход основан на анализе активов  предприятия и включает следующие  методики, которые используются, как  правило, для оценки контрольного пакета акций предприятия.

  1. Методика накопления активов - оценка имеющихся активов, применяющаяся для расчета стоимости:
    • действующих предприятий, обладающих значительными активами, когда имеются возможность и необходимость оценки нематериальных активов предприятия; напомним, что для предприятий современных наукоемких отраслей ценность нематериальных активов может многократно превосходить стоимость материальных активов;
    • холдинговых или инвестиционных компаний, которые сами не создают массу чистого дохода;
    • в случае, когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной деятельности (если, например, предприятие создано недавно);
    • в случае, когда доходы предприятия в значительной степени зависят от контрактов (например, строительные организации), или у предприятия отсутствуют постоянные заказчики, или значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы - денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги.
  2. Методика скорректированной балансовой стоимости, или методика чистых активов, - в настоящее время чаще используется в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эта методика менее трудоемкая, чем методика накопления активов, но дает и менее достоверный результат уровня стоимости предприятия.
  3. Методика расчета стоимости замещения - определение текущей удельной или полной стоимости предприятия-аналога, базирующейся на определении текущих удельных или полных затрат на строительство современного предприятия, аналогичного оцениваемому. При реализации этой методики определение степени износа необоротных активов оцениваемого предприятия может представлять трудности.
  4. Методика расчета ликвидационной стоимости - используется для ликвидируемых предприятий, а также в том случае, когда текущие и прогнозируемые денежные потоки от производственной деятельности предприятия невелики по сравнению со стоимостью его чистых активов или когда стоимость предприятия при ликвидации может быть выше, чем его стоимость при продолжении деятельности.

Все методики имущественного подхода основаны на реальных активах, но не учитывают перспективы развития предприятия, его будущую доходность.

Доходный  подход основан на оценке текущей  стоимости будущих доходов и  включает методики капитализации дохода и дисконтирования денежных потоков.

Методика  капитализации дохода используется в тех случаях, когда доход  предприятия стабилен; стоимость  оценивается дисконтированием стабильного  денежного потока. Если предполагается, что будущие доходы предприятия  будут отличаться от доходов в период предыстории и нестабильны по годам прогнозного периода, то используют методику дисконтирования денежных потоков, меняющихся по периодам.

Наибольшую  сложность при реализации методик  доходного подхода представляет прогнозирование будущих доходов. В случае капитализации дохода прогнозируют уровень дохода за первый прогнозный год; при этом предполагается, что доход будет таким же и в последующие годы. В случае дисконтирования денежных потоков прогнозировать необходимо уровень доходов за каждый будущий год существования предприятия. Кроме того, довольно сложно определить ставки капитализации и ставки дисконтирования будущих доходов предприятия из-за ограниченности рыночных данных.

Методики  доходного подхода к оценке предприятий  используются, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы предприятия и ставки доходности соответствующих инвестиций. Преимущество методик доходного подхода - учет будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, прочих рыночных условий).

Сравнительный подход к оценке предприятия основан  на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопоставимых предприятий и включает следующие  методики:

  • методика рынка капитала - основана на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Действуя по принципу замещения, инвестор может инвестировать либо в аналогичное предприятие, либо в оцениваемое предприятие. Поэтому данные о стоимости акций сопоставимых аналогичных предприятий при соответствующих корректировках могут служить ориентирами для определения стоимости акций оцениваемого предприятия. Преимущество этой методики - использование фактической информации, имеющейся на фондовом рынке, а не прогнозных данных (характеризующихся известной неопределенностью), как в случае применения методик доходного подхода;
  • методика сделок, или методика сравнительного анализа продаж, - представляет собой частный случай методики рынка капитала и основана на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или предприятия в целом. В данном случае анализируется информация не с фондового рынка, а с рынка слияний и поглощений. Основное преимущество методики - отражение текущей реальной практики хозяйствования; основной недостаток - осно-ванность на прошлых событиях и игнорирование будущих условий хозяйствования предприятия. Главное отличие методики сделок от методики рынка капитала в том, что первая определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, а вторая - стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета;
  • методика отраслевых коэффициентов или отраслевых соотношений - применяется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт оценщиков в развитых странах с рыночной экономикой показывает, что отраслевые соотношения могут быть довольно стабильными: бухгалтерские фирмы и рекламные агентства обычно продаются соответственно за 50-70% годовой выручки; рестораны и туристические агентства - соответственно за 25-50% и 4- 10% годовой выручки; автозаправочные станции - за 1,2- 2,0 месячной выручки; предприятия розничной торговли - за 75-150% суммы "чистый доход + оборудование + запасы"; предприятия машиностроительной промышленности - за 1,5-2,5 суммы "чистый доход + запасы". В развитых странах с рыночной экономикой ориентировочно стоимость крупного бизнеса оценивается как объем реализации за 10-12 месяцев, т.е. отношение годового объема реализации к стоимости составляет 100-120%. Следует отметить, что в середине 90-х гг. XX в. на американском фондовом рынке эта величина была не слишком стабильной - ее среднее значение плавно снижалось с 120 до 90%. В России в первой половине 90-х гг. предприятия недооценивались фондовым рынком - отношение годового объема реализации к стоимости составляло около 400%. Но вскоре положение изменилось, и уже в 1996 г. эта оценка составила 90%.

Информация о работе Комплексный анализ и оценка бизнеса