Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:11, курсовая работа
Цель данной работы – разработать инвестиционный проект развития сети автозаправочных станций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
раскрыть понятие инвестиций и рассмотреть их виды;
изучить методику оценки эффективности инвестиционного проекта;
рассмотреть виды показателей экономической эффективности инвестиционного проекта и изучить примеры оценки коммерческой эффективности проекта.
раскрыть особенности оценки финансовых инвестиций;
провести анализ рисков инвестиционного проекта.
Расчет рентабельности инвестиций (PI)
Формула для расчета выглядит следующим образом:
Рентабельность инвестиций по проекту составит:
Таким образом, так как NPV>0, PI>1, то данный проект можно признать эффективным.
Любой вид бизнеса
имеет факторы риска, к которым
относятся социально-
1. Социально-политические факторы:
Нестабильность политической ситуации и несовершенство действующего законодательства могут неблагоприятно сказываться на развитии осуществляемых ООО «Газпромнефть» проектов.
Данные факторы особенно существенны для проекта, поскольку они связаны со значительными капиталовложениями. Однако направленность проекта на удовлетворение объективно существующих насущных потребностей фирм и понимание важности задачи позволят развивать проект при их одобрении и поддержке, что снижает остроту указанных рисков.
Необходимо отметить, что ООО «Газпромнефть» осуществляет капиталовложения в социально и политически стабильный регион, после оценки условий деятельности в них опытными юристами и политологами и при наличии надежных гарантий на уровне правительств или региональных администраций.
2. Экономические факторы:
Неустойчивость экономической ситуации в России, высокая инфляция, кризисные явления в финансово-кредитной системе обуславливают повышенный риск всех финансовых вложений, в том числе и в рассматриваемый вид деятельности.
Обеспеченность сырьевой базой и ценовые риски. Реализация большинства проектов ООО «Газпромнефть» зависит от ритмичности поставок сырья, а также от уровня цен на них. Намечаемое долгосрочное сотрудничество ООО «Газпромнефть» с поставщиками позволит создать единую вертикально интегрированную систему снабжения потребителей.. Такая интеграция создает эффективные гарантии наличия сырья и материалов и предопределяет конкурентоспособный уровень цен за счет минимизации накладных расходов.
Сбыт продукции и конкуренция. Важным фактором является стабильный рынок сбыта. Деятельность ООО «Газпромнефть» направлена на снижение все еще имеющегося дефицита разрабатываемых материалов, что гарантирует устойчивый спрос на предлагаемые услуги в течение 3-5 лет. Создание вертикально-интегрированной системы реализации, комплексный характер деятельности и ориентация на передовые технологии должны обеспечить высокую конкурентоспособность ООО «Газпромнефть».
3. Технологические факторы:
Ужесточающаяся конкуренция на рынке предъявляет высокие требования к поставляемой продукции и оказываемым услугам. Принимая во внимание данные факторы, проекты ООО «Газпромнефть» ориентированы, в первую очередь, на внедрение новых технологий и производство продукции высокого качества. Производство ООО «Газпромнефть» оснащается современным оборудованием нового поколения и новой техникой, которая позволяет осуществлять производственный процесс если не на уровне мировых стандартов, то по крайней мере более качественно, чем это делают конкуренты.
4. Экологические факторы:
По оценкам экспертов, Челябинская область является регионом с крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это позволяет прогнозировать ужесточение в ближайшем будущем требований по экологическим нормативам ко всем объектам бизнеса со стороны властей, в том числе и в сфере производства мрамора. Поэтому производственный процесс ООО «Газпромнефть» строится с учетом существующих и перспективных природоохранных норм.
В ООО «Газпромнефть» используется несколько методов оценивания рисков инвестиционных проектов. Это – коррекция ставки дисконтирования, методика Монте-Карло (имитационное моделирование), анализ чувствительности инвестиционного проекта, дополняемый анализом безубыточности, а также использование статистических методов. Выбор способов оценки определяется полнотой информации, которая имеется в распоряжении аналитиков предприятия, а также уровнем квалификации специалистов-менеджеров. Произведём анализ рисков текущего инвестиционного мероприятия компании с учётом тех способов, которые применяются в группе компаний ООО «Газпромнефть» на практике.
Сравнительный анализ оценок
инвестиционного риска при
Для проведения сравнительного анализа произведём коррекцию ставки дисконтирования, включив в её состав показатель вероятности риска. Для данного инвестиционного проекта аналитиками компании вероятность риска оценивается в 2%.
Рассчитаем новую ставку дисконтирования с учётом риска:
Рассчитаем новое значение
чистого дисконтированного
Чистый дисконтированный доход повысился незначительно (20,58 – 21,33 = 0,75), проект по-прежнему остаётся прибыльным.
Дополнительно определим индекс доходности, в соответствии с изменённым дисконтированным доходом:
Произведём сравнительный анализ показателей, определённых без учёта риска и с его учётом (табл. 7).
Таблица 7
Сравнительный анализ показателей эффективности инвестиционного проекта с учётом и без учёта рисков
Показатель |
Без учёта риска |
С учётом риска |
Отклонение (2-3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
NPV |
20,58 |
21,33 |
0,75 |
PI |
1,69 |
1,32 |
0,37 |
Таким образом, при коррекции ставки дисконтирования с учётом риска получаемые показатели оценки эффективности инвестиционного проекта изменяются незначительно. Значения показателей сохраняют соблюдение требований эффективности (прибыльности) инвестиционного проекта, а именно:
NPV > 0; PI > 1.
Анализ чувствительности инвестиционного проекта
Произведём оценку чувствительности
инвестиционного проекта к
В целях оценки данным методом расширим формулу чистой приведённой стоимости, т.е. учтём в ней переменные: цены и объём продаж. Формула NPV принимает вид:
Где S0 – инвестиционные затраты;
r – ставка дисконтирования;
k – приведённые издержки на единицу продукции
Значения с и Х – это неизвестные переменные «цена» и «объём продаж» соответственно.
Далее необходимо определить
множество допустимых комбинаций выбранных
неопределённых переменных: отпускной
цены и объёма продаж. Для формирования
этих комбинаций используется указанная
выше расширенная формула расчёта NP
Числовые значения, необходимые для расчёта используем в соответствии с данными аналитического отдела (S0 и k) и нашими расчётами выше ®:
S0 – 9 200 000;
r – 0,197;
k – 551,25.
При подстановке числовых значений получаем равенство:
Рассчитаем равенство,
которое позволит выделить искомые
комбинации с и Х, получим с
помощью следующих
Последнее равенство позволит рассчитать объёмы продаж при заданных уровнях отпускной цены. При этом необходимо учесть уровень цены, рассчитанный аналитиками – 735 руб. и относительно этой цены представить те варианты цен, которые будут отличаться от данной как в сторону снижения, так и в сторону увеличения. Расчёты представлены в таблице 8.
Таблица 8
Расчёт объёмов продаж при заданных уровнях цен
Уровень цены |
Формула расчёта |
Объём продаж, соответствующий цене |
695 |
|
188 085 |
705 |
|
175 851 |
715 |
|
165 111 |
725 |
|
155 608 |
735 |
|
147 139 |
745 |
|
139 544 |
755 |
|
132 695 |
765 |
|
126 487 |
775 |
|
120833 |
Результаты расчёта позволяют графически изобразить искомые комбинации Х и с (рис. 13). На оси ординат отмечены уровни цен, а на оси абсцисс – объёмы продаж. На основании данных таблицы 8 построена кривая, отображающая комбинации отпускных цен и продаж, при которых NPV = 0.
Рис. 13. Зависимость объёма продаж от отпускной цены
Выше кривой рис. 13 находится область, в которой любые комбинации с и Х гарантируют получение положительных дисконтированных потоков денежных средств в период эксплуатации инвестиций. Т.е. в этой области соблюдается неравенство: NPV > 0.
Согласно утверждениям специалистов, наклон кривых чувствительности к оси абсцисс на графиках, составленных при соответствующем анализе даёт представление о величине и направлении чувствительности проекта к изменению каждой из анализируемых базовых переменных. Чем больше угол наклона прямой к оси абсцисс, тем более чувствительно значение NPV к любым изменениям базовых переменных.
В нашем случае угол наклона кривой составляет менее 900. То есть эффективность проекта, измеряемая значением NPV не слишком чувствителен к изменению объёмов продаж.
Далее дополним анализ чувствительности
инвестиционного проекта
Определение порога рентабельности математическим методом:
Определим объём реализации (WS):
Далее рассчитаем совокупные издержки (КС):
Определим порог рентабельности (ВЕР):
- в количественном выражении:
- в стоимостном выражении:
Таким образом, при объёме продаж в 1329625 шт. и объёме реализации в 977 274 375 руб. компания не будет иметь ни прибылей, ни убытков.
Далее вычислим порог рентабельности как степени использования производственного потенциала или степени удовлетворения ожидаемого спроса. Он выражается в процентах:
Таким образом, при достижении безубыточно-бесприбыльного уровня производства производственный потенциал компании будет использоваться только 35,39%. Что говорит о том, что оставшиеся 64,61% производственных мощностей являются уже прибыльным потенциалом.
Теперь определим точку безубыточности с помощью графического метода, что позволит сравнить график продаж с графиком совокупных издержек (рис. 14).
За основу объёма продаж можно взять как показатель максимально возможного количества проданных изделий (Im), так и показатель, рассчитанный на основании бизнес-плана инвестиционного проекта, основанный на анализе спроса. В построение графика безубыточности использован второй показатель.
Информация о работе Экономическая оценка инвестиционного проекта развития предприятия