Зарождение биологии в Древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Наиболее важное место в этом направлении занимает конфуцианство — этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция.

Файлы: 1 файл

ПУТИНЦЕВА.docx

— 43.26 Кб (Скачать)

—        обусловленное особенностями дыхания,

—        обусловленное питанием. 

 

Согласно  представлениям врачей Древнего Китая, наследственность, полученная человеком  от рождения, включала в себя прежде всего не состояние здоровья предков, а их нравственные качества, «неоспоримые добродетели». В различных философских школах Древнего Китая ци означала нравственность, моральный дух, стремление к истине.

Китайская медицина уделяет так много внимания дыхательной гимнастике именно потому, что дыхание формирует ци. Питание рассматривается как «питание пяти первоэлементов» в организме человека и отнюдь не сводится к диетическим предписаниям в зависимости от определённой болезни. Эти три источника формируют так называемую внутреннюю ци, а внешняя ци циркулирует по жизненным каналам на поверхности тела. 

 

МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ (ИГЛОУКАЛЫВАНИЕ И ПРИЖИГАНИЕ) 

 

В глубокой древности зародился основной метод, с помощью которого китайские  врачи лечили больных — «Чжень-цзю». «Чжень» — иглоукалывание, «цзю» — прижигание.  

 

Искусство иглоукалывания

Предание  связывает появление иглоукалывания с именем знаменитого мудреца  Фу-Си, жившего в начале III тысячелетия до н.э. Традиция приписывает ему первое наблюдение за небесными светилами и изобретение учения о инь и ян — двух началах всех вещей во Вселенной. Согласно преданию, он научил людей строить дома и мосты, ловить рыбу сетью и ухаживать за пятью домашними животными — лошадью, быком, курицей, свиньей и бараном. Фу-Си был великим врачевателем. Он составил предписания о том, как следует зимой остерегаться холода, а летом — изнурительного жара, как поддерживать в теле здоровый воздух и хорошую кровь. Но главным его достижением в медицине было создание учения о жизненных каналах и активных точках, расположенных на теле человека. 

«В давние времена, — повествует легенда, —  когда Китаем правил Фу-Си, сведущий во многих науках, у одного из его подданных заболела голова». Этот человек так занемог, что ни днем, ни ночью не находил себе покоя. Однажды, обрабатывая поле, он случайно ударил себя по ноге мотыгой и заметил странную вещь: головная боль прошла после этого удара. С тех пор местные жители при головной боли стали нарочно ударять себя по ноге обломком камня. Узнав об этом, император попытался заменить болезненные удары камнем уколами каменной иглой, и результаты получились хорошие. В дальнейшем выяснилось, что подобные уколы, наносимые в определенные места на теле, помогают не только при головной боли, но и при других заболеваниях. Было замечено, что воздействие на некоторые точки тела приводит к избавлению от боли или недомогания. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл в определенных точках у основания первого и второго пальцев излечивает от бессонницы.

Каждый  канал связан с определённым внутренним органом. Каналы тела, как и точки  на них, невидимы, однако они реально  существуют, поскольку между ними и внутренними органами есть постоянная взаимная зависимость. Воздействие  на внутренние органы через эти точки  методами иглоукалывания и прижигания лежит в основе одного из главных методов лечения в китайской медицине. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к VI в. до н.э. Они изложены в «Каноне о внутреннем» («Нэй-цзин», около II в. до н.э.) — одной из древнейших медицинских книг Китая. 

Первые  иглы были каменными. Позже стали  изготавливать их из кремния или  яшмы, из кости и бамбука, из металлов: бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей  стали. Существовали 9 форм игл; среди  них были цилиндрические, плоские, круглые, трехгранные, копьевидные, иглы с острым и тупым концом.

Такие иглы предназначались не только для иглоукалывания, они служили также хирургическими инструментами. Например, острую «стреловидную» иглу применяли для вскрытия нарывов; игла с круглым концом служила  для расщепления мышц при операциях; тонкую иглу с тупым концом применяли  для лечения тех больных, которые  боялись уколов: вместо укола просто надавливали в соответствующие  точки. Для лечения детей делали «кожные» иглы, с помощью которых  наносили неглубокие, поверхностные  уколы.

 

Прижигание

На активные точки воздействовали не только иглоукалыванием, но и прижиганием. Этот метод упоминается  иногда в китайской литературе под  такими поэтическими названиями, как  «чудесная игла с громовым ожогом»  или «ночная охота с факелами». В старину считалось, что прижигание должно вызвать ожог. «Раздражение извне, эффект внутри» — гласит старинная  китайская поговорка. Прижигание совершалось  с помощью накаленной металлической  палочки, зажжённого порошка серы, измельчённых кусочков чеснока. 

 

Обучение искусству  «чжень-цзю»

Постижение  искусства «чженъ-цзю» было весьма трудным и требовало длительного времени. Ученик должен был изучить не только расположение активных точек на «жизненных каналах», но и сложные взаимосвязи между ними. «Иглу нужно брать так же осторожно, как подходить к тигру» — учит старинная китайская поговорка.

Первое  государственное заведение, где  обучали традиционной медицине —  Императорская медицинская школа  — возникло в Китае только в  средние века. В школе было 20 учеников, 1 преподаватель с помощником, 20 инструкторов и 20 мастеров по изготовлению игл. Большое  значение для преподавания имело создание двух первых бронзовых фигур, которые были отлиты в полный человеческий рост под руководством врача Ван Вэй-и в 1027 г. На поверхности фигур были обозначены все точки и их названия. Каждой точке соответствовал глубокий канал для введения иглы. Снаружи фигуру покрывали воском, а изнутри заполняли водой: если ученик вводил иглу правильно, на поверхности фигуры выступала капля воды. За год до этого, в 1026 г. Ван Вэй-и закончил работу над «Атласом точек» который стал первым официально принятым руководством по иглоукалыванию. С XIII в. началось копирование фигур, метод иглоукалывания вышел за пределы Китая и стал распространяться в других государствах Азии, затем проник в Европу и Америку. В России первое сообщение о нем было сделано в конце 20-х гг. XIX в.

Традиционная  китайская медицина распространена и в современном мире. Всемирная  организация здравоохранения в 1980 г. признала иглоукалывание научно обоснованным методом и рекомендовала применять  его в практике лечения различных  заболеваний.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ  ПУЛЬСА

Одно  из великих достижений врачей Древнего Китая — представление о круговом движении крови. В «Каноне о внутреннем»  говорится, что сердце непрерывно гонит  кровь по кругу, а о движении крови  врач может судить по пульсу. «Пульс — внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение  внутреннего духа». Китайские врачи  различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.).

Иногда  пульс  изучали  не  по часам,   а по дыханию больного, причем каждое исследование пульса должно было соответствовать девяти полным дыхательным движениям.  В тех случаях, когда дыхание больного затруднено или неровно, некоторые медицинские сочинения предлагали исследовать пульс,  используя вместо часов дыхание врача.  Время, необходимое для полного исследования пульса, составляло примерно 10 минут.

Основоположником  пульсовой диагностики в Китае  считается знаменитый философ и  врач Бянь Цяо ( VI в. до н.э.).

 

ВЕЛИКИЕ ВРАЧИ  ДРЕВНЕГО КИТАЯ 

 

Бянь Цяо

Он рассматривал болезнь как результат нарушения  соотношения организма с внешней  средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать  климат и характер человека, режим  его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические  хроники сообщают, что еще в  детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды — сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. 

 

Хуа То

Хуа То был прекрасным диагностом, а для лечения применял как традиционные для китайской медицины методы — иглоукалывание и прижигание, так и новые — кровопускание, обливание водой и собственную систему гимнастики, которую в наше время называют классической китайской гимнастикой. Он предлагал больным подражать позам животных — вытягивать шею, поднимать руки, наклоняться, сгибать ноги. Изобретенную им гимнастику Хуа То не случайно назвал «Игра пяти животных»: врач хотел представить этот лечебный метод как развлечение, чтобы отвлечь больного от мыслей о болезни, заставить его забыть о боли, повысить настроение. Он писал: «Человеческому телу необходимы труд и движение, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от болезней. Сравним это с дверным шкворнем: он не гниет потому, что все время вращается».

И все-таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых — удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

В исторических хрониках сохранилось упоминание о  необыкновенном умении Хуа То производить операции под общим наркозом, а также обрабатывать швы бальзамом, ускоряющим выздоровление. К сожалению, до нас не дошли сведения о его лекарствах и подробности его операционной техники. Считают, что он применял болеутоляющие средства — сок индийской конопли, мандрагору, беладонну и другие. Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. 

 

 

 Сун Сымяо

Замечательный китайский алхимик и врач Сун Сымяо (VI-VII вв. н.э.), известный под именем «царя лекарств», жил на тысячу лет позже Бянь Цяо и на пятьсот — позже Хуа То. Он был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Один из томов полностью посвящен учению о пульсе. Об искусстве этого врача сохранилось множество удивительных легенд.

В сочинениях и медицинской практике Сун Сымяо отразилась тесная связь китайской медицины с алхимическом искусством, с помощью которого врачи готовили многочисленные лекарства из минералов и металлов. Один из крупнейших алхимиков своего времени, Сун Сымяо прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха». В состав пороха входили три основных компонента — селитра, сера и древесный уголь. Сера и селитра широко применялись в Китае еще во II в. до н.э. для приготовления лекарственных средств. Входили они и в состав «эликсира бессмертия», получение которого было главной целью алхимии Древнего Китая. С этими веществами проводил эксперименты Суп Сымяо. В его трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») подробно описаны опыты, в которых при накаливании равных долей серы и селитры с древесным углем получается вспышка пламени. В состав эликсира бессмертия входили также различные травы и минералы, например, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы. Их употребляли и как омолаживающие средства.

 

Для китайских  медиков и алхимиков представление  о бессмертии человека традиционно  было связано с древним религиозным  учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие. Считалось, что бессмертные  существа — «небожители» обитали  в различных областях физического  мира, главным образом — высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV—IIIвв. до н.э. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья — «эликсира бессмертия». Цель китайской алхимии была сформулирована в алхимическом трактате IIв. : «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров — «Золотой сок», «Золотая киноварь» и другие. Религиозное учение о бессмертии души пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии через Центральную Азию в I в. Однако и после этого традиционным для натурфилософии Древнего Китая оставалось представление о том, что для достижения бессмертия достаточно исполнить ритуал и принять «снадобье».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прогресс  науки Древнего Китая определялся  ее прикладным характером, в отличие  от Древней Греции, где наука противопоставлялось  технике. 

В ранних сочинениях содержатся описания грядковых  культур полеводства, системы переменных полей и чередования посевов, описаны различные способы удобрения  почвы и предпосевной пропитки семян, имелись специальные руководства  по орошению и мелиорации.  

Информация о работе Зарождение биологии в Древнем Китае