Зарождение биологии в Древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Наиболее важное место в этом направлении занимает конфуцианство — этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция.

Файлы: 1 файл

ПУТИНЦЕВА.docx

— 43.26 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 Характерную  особенность древнекитайской цивилизации  составлял культ образованности  и грамотности. Основные направления  философско-теоретического мышления  древнего Китая придавали исключительную  важность гуманитарному фактору,  признавали человека венцом природы  и ставили его вровень с  небом и землей; в этой космической  триаде человек, как связующее  звено, обусловливал единство  мира. Наиболее важное место в  этом направлении занимает конфуцианство  — этико-политическое учение  философа-идеалиста Конфуция. Его  идеалом есть высокоморальный  человек (учение об изначальной  доброте человеческой природы), опирающийся  на традиции мудрых предков.                 В оппозиции к конфуцианству находился даосизм. Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления неба, учили, что небо, так же как и земля, - часть природы. Однако не отрицали существование богов, считая их порождением дао. Мир, в представлении даосов, состоит из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находится в состоянии постоянного изменения. Возникновение материалистических и антирелигиозных идей в Древнем Китае тесно связано с развитием науки, особенно астрономии. Материалистические и антирелигиозные идеи получают развитие у Сунь Цзы (III в до н. э.), отрицавшего существование бога или какой-нибудь иной сверхъестественной силы. Философ Ван Чун (I в. н. э.) провозглашает, что мир вечен, его основу образует субстанция (ци), из которой все вещи возникают и в которую они превращаются. Вселенная не имеет никакой цели. Вещи возникают сами собой, они не суть творение какого-нибудь духа. Все совершается по естественному закону, в соответствии с которым все возникающее рано или поздно гибнет. В центре философии Ян Чжу (440-334). стоит наивно-материалистическое учение о человеке. Он считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире “все совершается само собой”, поэтому “все следует предоставить естественному течению”. Человек должен постичь дао (экологический закон природы) и не действовать вопреки ему. Рассматривая человека как элемент природы, Ян Чжу принципиально не выделяет его из остальных существ. Человек состоит из тех же “пяти элементов”, что и вся природа, отличаясь от других живых организмов лишь разумом.

 

ЗАРОЖДЕНИЕ  МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНЕМ  КИТАЕ 

 

Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений. Готовил лекарства из растений и обитатель лесов, бог долголетия Шоу-син, посылающий долгие годы жизни, не омраченной болезнями. Его достоянным спутником был олень, дарующий высокие чины и большое жалование. Для лечение болезней применяли также многочисленные вещества животного происхождения и минералы.

Как свидетельствуют  древние литературные памятники, уже  три тысячи лет назад в китайской  медицине существовали четыре раздела  — внутренние болезни, хирургия, диетика  и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока  и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.

О появлении  прививок против оспы рассказывает древняя  легенда. Во времена династии Сун (в конце X в.) умерли от оспы все сыновья Ван-дана, первого министра императора. Когда он состарился, у него родился еще один сын, которого назвали Ван-су. Опасаясь, что и этот мальчик умрет от оспы, Ван-дан пригласил ко двору лучших врачей и объявил им, что когда у его сына появится оспа, они должны будут явиться к нему и вылечить ребенка общими усилиями. «Есть только один врач, способный победить оспу. — ответили врачи, — Это женщина-монахиня. Она живет в хижине на вершине горы. Окрестные жители приносят к ней больных оспой детей, и все они выздоравливают». Тотчас послали за монахиней. Увидев маленького Ван-су, она положила руку ему на голову и сказала: «Этому ребенку можно привить оспу: его воздух и кровь хорошие, а предки имели неоспоримые добродетели». Монахиня взяла сухие оспенные корочки, предварительно растертые в порошок, нанесла их на влажные ватные тампоны, обвязанные красной ниткой, и ввела их в нос ребенка таким образом, чтобы нитка висела снаружи. Это позволяло легко вынуть тампоны и не давать им уйти слишком далеко при вдыхании воздуха. Примерно через час тампоны были удалены.

По истечении 7 дней у ребенка начался жар, а  затем проявились признаки оспы, которая  продолжалась 12 дней и закончилась  полным выздоровлением. Ван-дан обрадовался такому счастью и хотел щедро наградить монахиню. Однако она отказалась от золота и вместо него попросила оказывать благодеяния поданным и помощь императору в управлении государством, после чего вернулась в свою горную хижину.

Китайские врачи умели сохранять оспенные корочки таким образом, чтобы  ослабить опасность заражения без  потери эффективности прививки. Вот  как изложил это древнее искусство  в 1741 г. известный китайский врач Чжан-Янь в своей работе «О прививании оспы»: «Способ хранения материала. Осторожно заверните оспенные корочки в бумагу и положите в небольшую бутылочку. Плотно закупорьте ее, чтобы корочки не потеряли своей активности. Нельзя держать бутылочку на солнце или нагревать ее. Лучше некоторое время носить ее на себе, чтобы корочки высохли естественным путем. На бутылочке следует четко пометить дату взятия -материала у пациента.

Зимой материал имеет в себе силу ян, поэтому он сохраняет активность в течение 30-40 дней. Летом действие ян сохраняется примерно на протяжении 20 дней».

 

 

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 

 

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней  философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал — Земли и  Неба (инь и ян) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Инь — женское начало, его качества — погружение, падение, покой; ян — мужское начало, его качества — выплывание, подъем, движение.  

Тай Цзи

Тай Цзи и тело человека. Человек подчиняется тем же законам, что и Вселенная, поэтому его жизнь и здоровье определяются взаимоотношениями с окружающим миром, в частности, с временами года. «Установить гармонию с инь и ян, — говорится в древнекитайском медицинском трактате, — это значит установить гармонию с четырьмя временами года. Если вы будете спорить с ними, вы погубите жизнь; если будете жить с ними в согласии — забудете про болезни». С инь и ян связано представление о двух видах болезней — «горячечных», происходящих от избытка внутренней теплоты, и «холодных», вызванных ее недостатком. Болезни, исходящие от холода, лечили «теплыми» лекарствами, а «горячечные» — холодными. Части тела человека, его внутренние органы делятся на две группы — инь и ян, в соответствии с символом тай цзи. 

 

Пять первоначал Вселенной

Инь и ян — источники пяти первоначал Вселенной: «... ян изменяется и инь всегда с ним. Так возникает вода, огонь, дерево, металл и земля». Из них состоит все многообразие вещей во Вселенной. Философы Древнего Китая считали, что стихии постоянно находятся в движении и взаимосвязи. Так, например, дерево порождает огонь и преодолевает землю, вода порождает дерево и преодолевает огонь. 

 

Одно  из первых изложений учения о пяти стихиях в Древнем Китае принадлежит  философу Цзы-Сы (V—IV вв. до н.э.).

Пять  первоначал — исходные элементы циклического китайского календаря, в котором  существовали благоприятные и неблагоприятные  дни для использования определённых методов лечения болезней. Шестидесятилетний  цикл этого древнего календаря до сих пор принят у многих народов  Востока. Каждый год в нем получает наименование по одному из 12 животных: мыши, вола, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Кроме того, учитывается цветовая символика пяти стихий. Поэтому, например, мы говорим: «год черной лошади», «год белого дракона».

 

Вся система  взимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5. Пяти стихиям соответствовало учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» — льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов

Народная  медицина связывала появление болезней с влиянием злых духов, воплощенных  в образах животных. Количество их часто определялось магическим числом 5:

— змея, тысяченожка, скорпион, жаба и ящерица  олицетворяли 5 видов злых влияний,  особенно опасных для детей.   Считалось, что когда их выгоняют из дома лопатой и метлой, то прогоняют болезни;

— лисица, хорек, крыса, ёж и змея воплощали  в себе 5 поколений злых волшебниц, которые насылали болезни на людей.

Для охраны от болезней, посылаемых злыми духами и демонами, обращались к богам-охранителям.

Пять  стихий связывали структуру природы  ( макрокосмоса) со строением человека (микрокосмоса). Эта связь отражена в таблице, приведенной ниже. 

 

Аналогии макрокосмоса и микрокосмоса в китайской натурфилософии

 

ПРИРОДА (макрокосмос)

 

ЧЕЛОВЕК (микрокосмос)

Пятьпланет

Пять влияний

природы

Пять сторон

света

Пять состояний

Пятьпервоэлементов

(стихий)

Пять

Основных

органов

Пять

Структур

тела

Пять добродетелей

Пятьэмоций

Юпитер

Ветер

Восток

Рождение

Дерево

Печень

Мышцы

Гуманность

Гнев

Марс

Жара

Юг

Развитие

огонь

Сердце

сосуды

Исполнение  ритуала

Радость

Сатурн

Влажность

Середина

Изменение

Земля

Селезенка

Связки

Верность

Раздумье

Венера

Сухость

Запад

Увядание

Металл

Легкие

Кожа, волосы

Справедливость

Печаль

меркурий

холод

север

исчезновение

вода

почки

кости

мудрость

страх


 

Обратим внимание на пять эмоций. Китайская  медицина приписывает им, как и  пяти добродетелям, важную роль в лечении  болезней. Вот древнее свидетельство  о знаменитом враче царства Сун (IV в. до н.э.) Вэнь Чжи. У царя Ци появились болячки. Послали людей в царство Сун за Вэнь Чжи. Он явился и, взглянув на болячки царя, сказал наследнику: царский недуг излечим, но для этого придется умертвить меня, Чжи». Наследник спросил, в чем причина. Врач ответил: «Невозможно излечить этот недуг, если не прогневать царя. Если же я прогневлю его, мне придется умереть». Тогда наследник, склонившись перед ним, стал упрашивать: «Если царь поправится, я и моя мать станем изо всех сил просить за Вас перед моим отцом, и царь, конечно, снизойдет к нашим мольбам. Прошу Вас, не сомневайтесь». Вэнь Чжи сказал: «Хорошо. Раз уж Вы настаиваете, чтобы я спас царя ценой собственной жизни...».

И он стал приходить к царскому сыну во всякое время и с ним вместе являться к царю. После того, как он проделал это трижды, царь впал в сильный  гнев. Тогда Вэнь Чжи снова пришел к царю, залез с ногами на царскую постель и осведомился о ходе болезни. Царь от гнева не мог вымолвить ни слова. А Вэнь Чжи намеренно разговаривал так, чтобы разгневать царя еще больше. Тогда царь выругался, встал, и недуг его прошел. Но он был в таком гневе, что велел живьем сварить врача.

Наследник с матерью упрашивали его отменить приказ, но ничего не добились. Вэнь Чжи стали варить в тагане, кипятили три дня и три ночи, но он даже в лице не изменился. Наконец он сказал: «Если и вправду хотите меня убить, закройте таган крышкой, чтобы прервать связь между силами Инь и Ян». Царь велел закрыть таган, и Вэнь Чжи умер. Так, следуя врачебному долгу, закончил свою жизнь один из великих врачей Древнего Китая.

 

«Ци» — жизненная сила

В разговоре  о философском аспекте медицины Древнего Китая нельзя не упомянуть  о понятии ци. «Все существа, — писал в V в. до н.э. великий китайский философ Лао Цзы, — носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Ци — жизненная сила, связанная с кровью и дыханием, характеристика ритмичной работы человеческого организма в целом, совокупности всех его систем. Под действием инь она движется вниз, под действием ян — вверх и постоянно находится в процессе сгущения или рассеивания. Все вещи в мире, в том числе и человек — наполнены ци. Сгущаясь, она образует видимые вещи, в состоянии предельного рассеивания представляет собой пустоту.

Ци определяет энергию человека. Для врача существуют вполне конкретные источники ци в организме. Их три:

—        наследственное (заложенное от рождения),

Информация о работе Зарождение биологии в Древнем Китае