В курсе
общей биологии происходит интеграция
биологических знаний на основе ведущих
идей: эволюции, взаимосвязи в биологических
системах и биологических систем с окружающей
средой. Школьники старших классов обладают
достаточно развитым абстрактным мышлением
и поэтому значительное место в перечне
средств обучения отведено изобразительным
пособиям. Для этого курса рекомендуется
разработка новых традиционных пособий:
серии таблиц "Развитие растительного
и животного мира", "Основы экологии".
Магнитные модели-аппликации помогут
смоделировать сложные процессы на клеточном
и субмолекулярном уровне: гаметогенез
у животных, перекрест хромосом.
В перечень
пособий включены пособия демонстрационные
на печатной основе, необходимые для
оформления функционально-значимого
интерьера, такие как "Уровни организации
живой природы", "Современная система
органического мира". Комплект аппликаций
на магнитной доске "Биологические
термины" необходим для отработки навыков
написания специализированных терминов
на уроках биологии с 6 по 11 класс.
Демонстрационные
материалы на печатной основе представлены
таблицами эпизодического использования,
которые применяют на уроках при
изучении различных тем. Многие из них
производятся, но большинство рекомендуемых
серий требуется издать заново.
В школах значительные
трудности вызывает разведение комнатных
растений. Для облегчения работы учителя
запланированы: комплект стеллажей для
уголка живой природы, комплект посуды
и принадлежностей для ухода за комнатными
растениями. Для вегетативного размножения
комнатных растений, выгонки луковичных,
выращивания небольшого количества рассады
в перечни включена теплица школьная комнатная,
которую размещают в кабинете биологии.
Экологические
проблемы нашли отражение в базовом
курсе всех разделов. Учебное оборудование
по экологическим вопросам также предусматривается
перечнем. Например, диафильмы "Охрана
животных", "Глобальные экологические
проблемы", диапозитивы "Животные
Красной книги (беспозвоночные и позвоночные),
запланирована новая серия таблиц "Основы
экологии".
Кроме того,
все натуральные пособия, включенные в
перечень, изготовляются из тех организмов,
массовый сбор которых не нанесет вреда
природе. Такими объектами могут быть
сорные, пустырные растения, животные
- вредители или животные, размножающиеся
в неволе (крысы, кролики и т.д.).
Количество
учебного оборудования указано в
расчете на один учебный кабинет.
Количество
раздаточных средств обучения и
учебного оборудования приводится из
расчета наполняемости классов -
30 человек. Однако, приобретается оборудование
с учетом реальной наполняемости классов,
учебных кабинетов и лабораторий, а также
материальных возможностей школы.
Для фронтальных
работ, лабораторных опытов и практических
занятий необходимо приобретать
не менее одного экземпляра (набора,
комплекта) оборудования на двух учащихся.
В перечнях
приведены коды классификатора промышленной
и сельскохозяйственной продукции
(ОКП), присвоенные учебно-наглядным
пособиям и предметам учебного оборудования.
Поскольку
в настоящее время распространена
видеотехника, которая еще имеется
в школе, то вместо учебных кинофильмов,
в перечни включены видеофильмы. В каждом
разделе курса названа примерная тематика
необходимых видеоматериалов.
Во все
разделы курса включены компьютерные
программы, которые должны быть как
обучающего так и контролирующего характера.
Эти пособия также требуют разработки.
Перечень составлен по видам пособий.
Для каждого комплекта даны назначение,
форма использования. В графе "примечание"
дана краткая аннатация на пособие.
РАЗДЕЛ 1:
РАСТЕНИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ
Комплект
1Р. Гербарии
Гербарии
используются только как раздаточный
материал, поэтому каждого наименования
должно быть не менее 15 экземпляров. Гербарий
"Растительные сообщества" должен
иметь рисунки полного изображения
растения. К гербариям с определительными
карточками прикладываются карты - инструкции.
Гербарий
предназначен для использования
при изучении тем: "Общее знакомство
с цветковыми растениями", "Корень",
"Побег", "Цветок и плод". В
состав гербария входят гербарные листы
23 наименований по следующим разделам:
корень, стебель, лист, видоизмененные
побеги, цветок и плод.
Код ОКП
|
Наименование
|
Количество |
Краткое пояснение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздаточные |
96 6114 3101
|
Гербарий по морфологии
и биологии растений |
1 ком. |
Гербарий предназначен
для использования по разделам: корень,
стебель, лист, видоизмененные по беги,
цветок и плод. |
96 6114 3102
|
Гербарий "Растительные
сообщества |
1 ком. |
Гербарий представляет
собой совокупность рисунков и гербарных
экземпляров. В гербарии показано лесное
сообщество. |
96 6114 3103
|
Гербарий для 7 класса
с определительными карточками
|
1 ком. |
Предназначен для
использования при изучении покрытосеменные
растения". В гербарии представлены
растения следующих семейств: крестоцветные,
розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные,
лилейные, злаковые. К гербарию прилагаются
инструкции по определению растений и
определительные карточки. |
|
|
|
В определительной
карточке перечислены основные признаки
растений данного семейства и
дана таблица для определения
вида растений. |
96 6114 3104
|
Гербарий "Основные
отделы растений" |
1 ком. |
Гербарий используется
при изучении темы "Отделы растений".
В гербарии представлены: водоросль зеленая,
водоросль бурая, хлебная ржавчина, спорынья,
трутовик; лишайник вислянка, лишайник
исландский и олений; пармелия; мох сфагнум,
мох Шребера, мох кукушкин лен, мох Неккера
курчавая; хвощ полевой; папоротник мужской;
сосна обыкновенная; шиповник. |
96 6114 6101
|
Гербарий "Сельскохозяйственные
растения" |
1 ком. |
Используется при
изучении соответствующей темы, в
него входят полевые, овощные и некоторые
плодовые культуры. |
|
Комплект
2Р. Коллекции
Коллекции
могут быть использованы только как
раздаточный материал. Поэтому каждого
наименования должно быть не менее 15 экземпляров.
Натуральные объекты в коллекции
могут сочетаться с рисунками, муляжами.
Экспликации выносятся на переднюю
стенку коробки.
96 6112 3101
|
Голосеменные растения
|
3 шт. |
Пособие предназначено
для использования при изучении
темы: "Отделы растений". В коллекции
представлены побеги, шишки и семена
различных голосеменных растений: ели,
лиственницы, можжевельника, кипариса,
сосны. |
96 6112 3102
|
Коллекция семян
и плодов |
15 шт. |
Коллекция предназначена
для использования при ознакомлении
учащихся с различными типами плодов
и их приспособленностью к распространению.
Демонстрируются следующие типы
плодов: сухие односемянные плоды (орех
или желудь семянка, зерновка); сухие многосемянные
плоды (боб, стручок, коробка); сочные многосемянные
плоды (ягода); сочные односемянные плоды
(костянка). Сухие плоды предоставлены
натуральными объектами, сочные - муляжами.
Также даны различные плоды и семена, приспособленные
к распространению при помощи ветра и
животных. |
|
Комплект
3Р. Микропрепараты
Используются
как раздаточный материал. Набор
содержит ткани и органы изучаемых
растений, мицелий гриба мукора,
с выделением необходимых структур
окрашиванием.
96 6111 3401
|
Набор микропрепаратов
по ботанике для 6 класса |
1 наб. |
В набор ходят: кожица
лука, зерновка ржи (продольный разрез),
корень с корневым чехликом и корневыми
волосками, лист камелии (поперечный разрез),
эпидермис листа герани, ветка
липы (поперечный разрез). |
96 6111 3402
|
Набор микропрепаратов
по бота нике для 7 класса |
1 наб. |
В наборе: спирогира,
сорус папоротника, хвоя сосны, спороногоний
кукушкина льна, пыльца сосны, мукор.
|
|
Комплект
4Р. Объемные разборные модели
Демонстрационные
Содержат
демонстрационные модели строения цветков
различных семейств и используются
в комплексе с натуральными объектами
при изучении систематики растений.
96 6121 3003
|
Цветок гороха
|
1 шт. |
Цветок гороха, увеличенный
в 10 раз. На модели показаны: чашечка, состоящая
из пяти сросшихся чашелистиков, пять
лепестков, из них два сросшихся;
десять тычинок, девять сросшихся и одна
свободная; пестик со съемной частью завязи.
На модели снимаются лепестки, тычинки,
пестик. |
96 6121 3001
|
Цветок капусты
|
1 шт. |
Цветок капусты,
увеличенный в 15 раз. На модели показаны:
раздельнолистная чашечка из четырех
чашелистиков, раздельнолепестный венчик
из четырех лепестков (один съемный), шесть
тычинок (одна съемная) и пестик (съемный).
|
96 6121 3002
|
Цветок картофеля
|
1 шт. |
Цветок картофеля,
увеличенный в 7 раз. На модели показаны:
чашечка из пяти сросшихся чашелистиков,
сростнолепестный венчик из пяти лепестков,
пять приросших к венчику тычинок (2 съемные),
пестик (съемный). Завязь пестика имеет
продольный срез, где видны семяпочки.
|
96 6121 3021
|
Цветок пшеницы
|
1 шт. |
Двухцветковый колос
пшеницы в увеличенном виде. На модели
виден отрезок коленчато-изогнутой оси
сложного колоса, на уступах которого
находятся колоски. Отдельный колосок
имеет два нормально развитых цветка.
Снизу колосок окружен двумя колосковыми
чешуями. Каждый цветок имеет две цветковые
чешуи, нижнюю и верхнюю; нижняя цветковая
чешуя заканчивается длинной остью. Один
цветок разборный со съемной нижней цветковой
чешуей. В цветке показаны: околоцветные
пленки, тычинки и пестик. На втором цветке
видны выступающие из него созревшие тычинки
со вскрытыми пыльниками. |
96 6121 3007
|
Цветки сложноцветных
|
1 шт. |
Три разновидности
цветков: трубчатый, язычковый, воронковидный,
увеличенные в 10 раз. |
96 6121 3006
|
Цветок яблони (или
вишни) |
1 шт. |
10 кратное увеличение
цветка розоцветных (чашечка, венчик,
тычинки, пестик). |
|
Комплект
5Р. Муляжи
Муляжи используются
как демонстрационные и раздаточные
для проведения лабораторных работ
в 6 - 7 классах.
96 6123
3013 |
Дикая форма и
культурные сорта картофеля
|
5 ком. |
Для использования
при изучении темы "Сельскохозяйственные
растения". Набор дает возможность ознакомить
учащихся с клубнем дикого картофеля и
культурных сортов (Домодедовский, Дружный,
Темп). |
96 6123
3012 |
Дикая форма и
культурные сорта томатов |
5 ком. |
Для использования
при изучении темы "Сельскохозяйственные
растения". В наборе представлены муляжи
плодов дикой формы томата, а также культурных
сортов ( Плановый, Рыбка, Бизон, Грунтовый
грибовский, Сан-Марцано, Маяк). |
96 6123
3011 |
Дикая форма и
культурные сорта яблони |
5 ком. |
Для использования
при изучении темы "Сельскохозяйственные
растения". В наборе представлены муляжи
плодов яблони лесной (или дикой) и следующих
сортов: Славянка, Кальвиль, Пепин китайка,
Пепин шафранный, Штрейфлинг, Коричное
полосатое. Набор снабжается пояснительным
текстом с заданиями для учащихся.
|
96 6123
3002 |
Плодовые тела съедобных
и ядовитых грибов |
1 ком. |
Для использования
при изучении темы "Грибы". Набор
смонтирован в четырех коробках,
на задних стенках которых изображены
природные ландшафты. В наборе представлены
муляжи пластинчатых съедобных грибов
(груздь, сыроежка, шампиньон, рыжик, валуй,
опенок, лисичка, волнушка), пластинчатых
ядовитых грибов (бледная поганка, ложный
опенок, ложная лисичка, мухомор), трубчатых
съедобных грибов (подосиновик, подберезовик,
масленок, белый гриб). |
|
Комплект
5Р. Модели-аппликации
Модели-аппликации
используются как демонстрационные
и раздаточные для проведения
лабораторных работ в 6 - 7 классах.
96 6121
3211 |
Размножение мха
|
1 ком. |
Предназначена для
использования при изучении темы
"Отделы растений". Пособие состоит
из следующих планшетов с изображениями:
мужское растение мха кукушкин лен, верхушка
мужского растения, женское растение мха
кукушкин лен, верхушка женского растения,
спераматозоид, спорогоний и часть гаметофита,
спорогоний без колпачка и часть гаметофита,
спорогоний без крышки и часть гаметофита,
протонема с почкой и ростком мха.
|
96 6121
3212 |
Размножение одноклеточной
водоросли |
1 ком. |
Используется при
изучении темы "Отделы растений".
Модель состоит из планшетов со следующими
изображениями: клетка взрослой хламидомонады;
хламидомонада, разделившаяся на две части;
хламидомонада, разделившаяся на четыре
части; четыре зооспоры под оболочкой
материнской клетки; зооспоры; хламидомонада,
разделившаяся на 16 клеток-гамет; гаметы
хламидомонады; сливающиеся гаметы; зигота;
зигота, покрытая плотной оболочкой; молодые
хламидомонады. |
966121
3213 |
Размножение папоротника
|
1 ком. |
Для использования
при изучении темы "Отделы растений".
Состоит из следующих планшетов
с изображениями: спороносное растение
папоротника, часть нижней стороны листа
папоротника с сорусами, поперечный разрез
листа папоротника с сорусом, спорангий,
прорастающая спора, заросток папоротника,
антеридий и архегоний, молодой папоротник
на заростке. |
96 6121
3214 |
Размножение сосны
|
1 ком. |
Предназначена для
использования при изучении темы
"Отделы растений". Данное пособие
состоит из планшетов со следующими
изображениями: ветка сосны с
мужскими и женскими шишками, схема
строения мужской шишки, схема строения
женской шишки, чешуйка женской шишки
с двумя семяпочками, чешуйка мужской
шишки с двумя пыльцевыми мешочками, пылинка
сосны, двулетняя шишка сосны, отдельная
чешуйка шишки с двумя семенами. |
96 6121
3215 |
Размножение шляпочного
гриба |
1 ком. |
Пособие используется
при изучении темы "Разделы растений".
Модель состоит из планшетов с изображениями:
трубчатый гриб, часть нижней стороны
шляпки трубчатого гриба, пластинчатый
гриб, часть нижней стороны шляпки пластинчатого
гриба, прорастание споры, образование
грибницы и плодового тела. |
96 6121
3205 |
Строение клетки
|
1 ком. |
Используется при
изучении основы цитологии и состоит
из следующих компонентов: наружная
клеточная мембрана, оболочка растительной
клетки, ядро с ядерной мембраной,
ядрышко, эндоплазматическая сеть с рибосомами,
клеточный центр, лизосомы, митохондрии,
аппарат Гольджи, хлоропласты, лейкопласты,
хромопласты, вакуоли, хромосомы. |
|