Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:38, контрольная работа
Вирусы резко отличаются от других форм жизни. Они способны существовать в двух формах: вне клеток и внутри клеток. Вне клеток существуют свободные вирусы – вирионы. Вирионы не проявляют свойств биологических систем: у них отсутствует обмен веществ, и они неспособны к самовоспроизведению. Вирионы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключенных в белковую оболочку – капсид. В состав капсида входит строго определенное количество повторяющихся белковых субъединиц – капсомеров.
3. Внешнее строение.
Перед вами шпорцевые лягушки. Они давно ждут вашего внимания. Вам необходимо пронаблюдать за ее движениями в воде и выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.
III. Лабораторная работа.
1 группа.
1.
Рассмотрите внешний вид
2. Попробуйте пальцем покровы тела. Убедитесь,
что кожа голая. Какое значение имеет слизь
в жизни лягушки?
3. Почему лягушки имеют пигментные пятна
на коже? Почему брюшко светлее спины?
Отступление.
Если возникнут затруднения при решении
последнего вопроса, можно предложить
такой путь решения:
почему сверху пятна – понятно, под цвет
травы, а почему брюшко светлое? Среди
вас есть ныряльщики. Случалось ли вам
нырять с открытыми глазами и смотреть
вверх: из-за солнечного света вода кажется
желтоватой. Вот и получается, что окраска
защищает лягушку и снизу, и сверху. Такая
краска называется покровительственной.
Кстати, маскировочный халат в летнее
время у бойцов какой? (пестрый, весь в
пятнах, зеленый). Вот и лягушка окрашена
пестро.
2 группа.
1.
Рассмотрите внешний вид
2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Покажите
на таблице ноздри и глаза. Почему эти
органы чувств расположены на возвышении?
Какое это имеет значение? Признаком чего
является наличие век?
3. Найдите барабанные перепонки на рисунке
в учебнике и на таблице. Какое значение
они имеют в жизни лягушки?
3 группа.
1.
Рассмотрите внешний вид
2. Какую роль выполняют плавательные перепонки,
натянутые между пальцами? Каким стилем
плавает лягушка?
3. Чем сходны по своему строению конечности
членистоногих и земноводных? Чем объясняется
это сходство?
Каждая группа выбирает делегата с отчетом по своим наблюдениям. Данные наблюдений записать в таблицу:
“Особенности внешнего строения земноводных, cвязанные с водой и воздушной средой обитания”.
|
Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Обязательный уровень.
Вставьте в текст попущенные слова:
“Органы чувств позволяют земноводным ориентироваться в воде и на суше. Земноводные различают предметы на …….. расстоянии, чем рыбы. Глаза защищены подвижными…….. . Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел-………. . Его наружное отверстие затянуто …………… перепонкой”.
2. Повышенный уровень.
В левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.
|
V. Задачи к теме. (Можно взять задачи на дом.)
1. Почему кожа лягушки покрыта не водой а слизью? (Вода в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода.)
2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему? (Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве.)
Ухватила
мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость
рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?
3. Лягушке в воде наложили тугую повязку. Закрыли ей ноздри и рот. Задохнется ли лягушка? (Нет, дыхание осуществляется не только через ноздри, но и через кожу.)
4. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась. Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? У каких животных оно наблюдается? (Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц.)
5.
Подумайте, что человек смог
сконструировать, изучая
VI. Домашнее задание.
1. Работа с текстом учебника.
2.
Творческие задания и
1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?
2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.
3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.
VII.
Подведение итогов
и выставление
оценок.
3.
Перечни учебного оборудования
по кабинетам Российской Академии Образования
Кабинет биологии
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
П Е Р Е Ч Н
И
УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
Москва, 1998
Разработано Центром средств обучения
Института общего и среднего образования
РАО.
Составитель: Н.А.Пугал
Утверждено Ученым Советом "20"
июня 1998
(С) Центр средств обучения
Института общего среднего образования
РАО, 1998 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие перечни учебного оборудования составлены для курса биологии общеобразовательной школы.
В перечни средств обучения по биологии включены средства обучения для формирования естественно-научной картины мира, мировоззрения учащихся. При составлении проекта перечней учебного оборудования были учтены следующие требования:
В рекомендуемые перечни входят следующие виды пособий: натуральные объекты, модели и муляжи, приборы и лабораторное оборудование, экранно-звуковые пособия, в том числе, компьютерные программы и видеофильмы.
Специфическим видом оборудования для биологии являются натуральные объекты: гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, таксидермические материалы. Они могут быть использованы только для индивидуальной работы учащихся, так как размер перечисленных объектов не позволяет рассмотреть их строение при демонстрации. Поэтому в рекомендуемых перечнях натуральные объекты даны в количестве 15 штук.
Ближайшими заменителями натуральных объектов являются муляжи: (плодов, грибов и т.д.) Они также должны быть приобретены в количестве, достаточном для одновременной работы всего класса.
Биологические модели имеют меньше сходства с натуральными объектами, чем муляжи. В модели может быть отражена наиболее важная особенность строения природного объекта, применено цветовое кодирование для выявления существенного, главного.
В биологии
чаще всего применяют
Близки к объемным моделям рельефные модели, дающие объемное представление о строении изучаемого объекта. В перечни включены рельефные модели и демонстрационные ("Железы внутренней секреции", "Внутреннее строение собаки" и т.д.), так и раздаточные.
В целях усвоения циклов размножения и развития живых организмов предусмотрены демонстрационные модели-аппликации ("Размножение мха", "Размножение папоротника" и др.). Эти модели используются на магнитной доске.
Ознакомление учащихся с микроскопическим строением живых организмов - одна из главнейших задач науки, позволяющих подвести школьников к пониманию единства органического мира. Для проведения лабораторных работ с микроскопом включены наборы микропрепаратов по всем разделам курса биологии. Количество оптических приборов увеличено до 30 штук для лучшей отработки соответствующих умений. Соответственно приобретают по два набора микропрепаратов в каждом классе. Кроме того, увеличено количество некоторых принадлежностей для проведения лабораторных работ (лотки для раздаточного материала, чаши учебные для работы с натуральными объектами и т.д.)
Раздел курса биологии "Человек и его здоровье" в силу своей специфичности менее всего оснащен натуральными объектами. Их функции в данном случае выполняют анатомические модели, которые используются для проведения лабораторных работ (набор позвонков, модель сердца). В некоторых случаях объемные модели могут быть заменены раздаточными рельефными моделями. Включение в перечень оборудования объемных анатомических моделей и рельефных моделей будет способствовать усвоению знаний о строении и функциях организма человека в целом и его различных органов и систем. Полученные знания позволят сформировать санитарно-гигиенические навыки, нужные в повседневной жизни для сохранения и укрепления здоровья, для организации быта и трудовой деятельности.