Вирусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Вирусы резко отличаются от других форм жизни. Они способны существовать в двух формах: вне клеток и внутри клеток. Вне клеток существуют свободные вирусы – вирионы. Вирионы не проявляют свойств биологических систем: у них отсутствует обмен веществ, и они неспособны к самовоспроизведению. Вирионы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключенных в белковую оболочку – капсид. В состав капсида входит строго определенное количество повторяющихся белковых субъединиц – капсомеров.

Файлы: 1 файл

вирусы.doc

— 699.50 Кб (Скачать)

       3. Внешнее строение.

       Перед вами шпорцевые лягушки. Они давно  ждут вашего внимания. Вам необходимо пронаблюдать за ее движениями в воде и выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет  земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

       III. Лабораторная работа.

       1 группа.

       1. Рассмотрите внешний вид лягушки.  Из каких частей состоит ее  тело? Есть ли у лягушки шея? 
2. Попробуйте пальцем покровы тела. Убедитесь, что кожа голая. Какое значение имеет слизь в жизни лягушки? 
3. Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже? Почему брюшко светлее спины?

       Отступление.  
Если возникнут затруднения при решении последнего вопроса, можно предложить такой путь решения:  
почему сверху пятна – понятно, под цвет травы, а почему брюшко светлое? Среди вас есть ныряльщики. Случалось ли вам нырять с открытыми глазами и смотреть вверх: из-за солнечного света вода кажется желтоватой. Вот и получается, что окраска защищает лягушку и снизу, и сверху. Такая краска называется покровительственной. Кстати, маскировочный халат в летнее время у бойцов какой? (пестрый, весь в пятнах, зеленый). Вот и лягушка окрашена пестро.

       2 группа.

       1. Рассмотрите внешний вид лягушки.  На голове лягушки найдите  два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка? 
2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Покажите на таблице ноздри и глаза. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век? 
3. Найдите барабанные перепонки на рисунке в учебнике и на таблице. Какое значение они имеют в жизни лягушки?

       3 группа.

       1. Рассмотрите внешний вид лягушки.  Обратите внимание на строение  ног. Чем передние ноги отличаются  от задних? Какое это имеет  значение? Какова роль задних  конечностей при движении лягушки в воде? 
2. Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка? 
3. Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и земноводных? Чем объясняется это сходство?

       Каждая  группа выбирает делегата с отчетом по своим наблюдениям. Данные наблюдений записать в таблицу:

       “Особенности  внешнего строения земноводных, cвязанные с водой и воздушной  средой обитания”.

       Приспособления к водному  существованию        Приспособления  к наземному существованию.
       Тело уплощено, голова плоская.

       Перепонки между пальцами задних конечностей.

       Кожа  всегда влажная, благодаря жидким слизистым  выделения кожных желез.

       Глаза выпучены, ноздри на верхней стороне  головы (при погружении в воду остаются снаружи).

       Конечности – передние и задние, снабженные пальцами. Задние ноги длиннее передних.

       Кожа  голая. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.

       Тело  состоит из подвижной головы, туловища, конечностей.

       Глаза выпучены. Имеются веки: верхние  – кожистые, нижние – прозрачные.

       Ноздри  – орган обоняния и дыхания. Дышит  атмосферным воздухом.

       По  бокам головы – барабанные перепонки. Появляется среднее ухо.

       Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.

       IV. Закрепление пройденного  материала.

       1. Обязательный уровень.

       Вставьте  в текст попущенные слова:

       “Органы чувств позволяют  земноводным ориентироваться  в воде и на суше. Земноводные различают  предметы на …….. расстоянии, чем рыбы. Глаза  защищены подвижными…….. . Орган слуха существенно  усложнился: возник новый отдел-………. . Его наружное отверстие затянуто …………… перепонкой”.

       2. Повышенный уровень.

       В левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом –  в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.

       1. Задняя конечность  удлиненна и представляет собой  сложный рычаг. 

       2. Имеется широкий, длинный, липкий  язык и хорошо развитое зрение.

       3. Расположение глаз и ноздрей  на верхней поверхности головы.

       4. Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

       5. Наблюдается выделение едкой  жидкости из кожных желез. 

       А. Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

       Б. Возможность дышать атмосферным  воздухом и наблюдать, оставаясь  под водой.

       В. Возможность быстрых и дальних прыжков.

       Г. Средство защиты от хищников.

       Д. Добывание подвижных насекомых.

       V. Задачи к теме. (Можно взять задачи на дом.)

       1. Почему кожа лягушки покрыта  не водой а слизью? (Вода в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода.)

       2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему? (Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве.)

       Ухватила  мушку 
Зеленая лягушка, 
Но забила пища рот –  
Ни назад и ни вперед. 
Тут лягушкины глаза 
Провалились в полость рта, 
Протолкнули сей обед. 
Правда это или нет?

       3. Лягушке в воде наложили тугую  повязку. Закрыли ей ноздри  и рот. Задохнется ли лягушка?  (Нет, дыхание осуществляется не только через ноздри, но и через кожу.)

       4. На личинку тритона напала  рыба. Он рванулся, вырвался, а нога  оторвалась. Через некоторое время  нога отросла. Как называется  это явление? У каких животных  оно наблюдается? (Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц.)

       5. Подумайте, что человек смог  сконструировать, изучая принципы  внешнего строения лягушек?  (Бионика – наука о возможностях применения в технике принципов организации живых организмов, сконструировала для человека ласты и приборы для слежения за самолетами, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.)

       VI. Домашнее задание.

       1. Работа с текстом учебника.

       2. Творческие задания и поисковые. 

       1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?

       2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

       3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

       VII. Подведение итогов  и выставление  оценок. 

    3.

Перечни учебного оборудования

 
 
 

Перечни учебного оборудования по кабинетам Российской Академии Образования 
Кабинет биологии

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  
ЦЕНТР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

П Е Р Е Ч Н И 
УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ 
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ 
Москва, 1998 
Разработано Центром средств обучения Института общего и среднего образования РАО. 
Составитель: Н.А.Пугал 
Утверждено Ученым Советом "20" июня 1998 
(С) Центр средств обучения 
Института общего среднего образования РАО, 1998 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие перечни учебного оборудования составлены для курса биологии общеобразовательной  школы.

  1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники
  2. Животные
  3. Человек и его здоровье
  4. Общая биология
  5. Оборудование общее лабораторное

В перечни  средств обучения по биологии включены средства обучения для формирования естественно-научной картины мира, мировоззрения учащихся. При составлении проекта перечней учебного оборудования были учтены следующие требования:

  • обеспечение демонстрационным оборудованием всех тем и разделов программы, особенно теоретических разделов;
  • введение оборудования для различного вида самостоятельных работ учащихся и возможности увеличения их числа;
  • включение средств обучения для экологического образования учащихся;
  • достижение требований вариативных программ на базе необходимого и достаточного минимума пособий.

В рекомендуемые  перечни входят следующие виды пособий: натуральные объекты, модели и муляжи, приборы и лабораторное оборудование, экранно-звуковые пособия, в том  числе, компьютерные программы и видеофильмы.

Специфическим видом оборудования для биологии являются натуральные объекты: гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, таксидермические материалы. Они могут быть использованы только для индивидуальной работы учащихся, так как размер перечисленных объектов не позволяет рассмотреть их строение при демонстрации. Поэтому в рекомендуемых перечнях натуральные объекты даны в количестве 15 штук.

Ближайшими  заменителями натуральных объектов являются муляжи: (плодов, грибов и т.д.) Они также должны быть приобретены в количестве, достаточном для одновременной работы всего класса.

Биологические модели имеют меньше сходства с натуральными объектами, чем муляжи. В модели может  быть отражена наиболее важная особенность строения природного объекта, применено цветовое кодирование для выявления существенного, главного.

В биологии чаще всего применяют демонстрационные модели (модели цветков, торс. человека). Демонстрационные модели приобретаются  в одном экземпляре. Для курса "Человек и его здоровье" предусмотрены раздаточные модели, близкие к натуре (набор позвонков человека, строение глаза) или аналогичные рельефные раз раздаточные модели.

Близки к  объемным моделям рельефные модели, дающие объемное представление о строении изучаемого объекта. В перечни включены рельефные модели и демонстрационные ("Железы внутренней секреции", "Внутреннее строение собаки" и т.д.), так и раздаточные.

В целях  усвоения циклов размножения и развития живых организмов предусмотрены демонстрационные модели-аппликации ("Размножение мха", "Размножение папоротника" и др.). Эти модели используются на магнитной доске.

Ознакомление  учащихся с микроскопическим строением  живых организмов - одна из главнейших задач науки, позволяющих подвести школьников к пониманию единства органического мира. Для проведения лабораторных работ с микроскопом включены наборы микропрепаратов по всем разделам курса биологии. Количество оптических приборов увеличено до 30 штук для лучшей отработки соответствующих умений. Соответственно приобретают по два набора микропрепаратов в каждом классе. Кроме того, увеличено количество некоторых принадлежностей для проведения лабораторных работ (лотки для раздаточного материала, чаши учебные для работы с натуральными объектами и т.д.)

Раздел курса  биологии "Человек и его здоровье" в силу своей специфичности менее  всего оснащен натуральными объектами. Их функции в данном случае выполняют  анатомические модели, которые используются для проведения лабораторных работ (набор позвонков, модель сердца). В некоторых случаях объемные модели могут быть заменены раздаточными рельефными моделями. Включение в перечень оборудования объемных анатомических моделей и рельефных моделей будет способствовать усвоению знаний о строении и функциях организма человека в целом и его различных органов и систем. Полученные знания позволят сформировать санитарно-гигиенические навыки, нужные в повседневной жизни для сохранения и укрепления здоровья, для организации быта и трудовой деятельности.

Информация о работе Вирусы