Вирусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Вирусы резко отличаются от других форм жизни. Они способны существовать в двух формах: вне клеток и внутри клеток. Вне клеток существуют свободные вирусы – вирионы. Вирионы не проявляют свойств биологических систем: у них отсутствует обмен веществ, и они неспособны к самовоспроизведению. Вирионы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключенных в белковую оболочку – капсид. В состав капсида входит строго определенное количество повторяющихся белковых субъединиц – капсомеров.

Файлы: 1 файл

вирусы.doc

— 699.50 Кб (Скачать)

- подготовка  и рациональное использование  различных средств обучения, в  том числе ТСО. 

Выполнение  перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

Типы  и виды уроков. В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

Вопросу типологии урока посвящено много  исследований по методике биологии. В  качестве оснований для классификации  авторы брали разные признаки. Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям. В ней выделялись следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.

Типы  уроков определялись также из главной дидактической задачи - усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные.

В основу другой классификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки  самостоятельных работ и т. п. Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др. Н.М.Верзилин отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные).

Чаще  других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме . Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.

Таблица 9

Соотношение типов и видов уроков по биологии

Тип урока Вид урока
Вводный Урок-беседа. Комбинированный  урок. Проблемный 
урок
Раскрывающий 
содержание темы
Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. 
Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок- 
семинар. Игровой урок (урок-ролевая игра)
Заключительный, 
или обобщающий
Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экс 
курсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. 
Контрольно-проверяющий урок

Многообразие  уроков в существующей практике обучения значительно шире всех существующих классификаций, к тому же далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде урок, который может быть отнесен  к какому-либо из приведенных здесь типов. В связи с этим обозначилась тенденция подразделения типов уроков на их виды. Виды уроков отражают их разнообразие в пределах того или иного типа.

Вводный урок. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль. Необходимо также учитывать, что вводные уроки должны возбуждать интерес учащихся к познанию, поэтому важно начинать каждую тему с интересного вопроса, привлекающего внимание учащихся, или с постановки проблемы, решение которой будет осуществляться в процессе изучения всей темы или на данном уроке. Так, при изучении органов цветковых растений тему "Семя" можно начать с сообщения о семени сейшельской пальмы, размеры которого составляют 45 - 60 см, а масса достигает 20 кг. Изучение простейших можно начать с высказывания о том, что биология и в настоящее время затрудняется определить: жгутиконосцы - это животные или растения. А тему об основе учения о наследственности и изменчивости можно начать с рассказа о монахе Грегоре Менделе.

Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового. Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает следующие этапы: 1) организационный момент; 2) проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания); 3) изложение нового материала; 4) закрепление изученного материала; 5) задание на дом.   

Соотношение времени разных этапов урока изменяется в зависимости от возраста учащихся, от объема изучаемой информации, от подготовленности учащихся. Так, в 6 - 8 классах больше времени отводится на закрепление нового материала, а в старших классах - на его изучение. Причем возрастные особенности учащихся 6 - 8 классов требуют более частой смены видов учебной деятельности, чем старших классов. В практике преподавания биологии существуют уроки, проводимые как обсуждение проблемы или как лекция, конференция и др. Однако в большинстве случаев все этапы урока имеют более или менее ограниченное целями и содержанием время: на контроль знаний обычно отводится не более 15 - 20 мин, на изложение нового материала - не менее 20 мин, на закрепление - около 5 мин.

Структура уроков данного типа может изменяться (и распределение времени урока  тоже) в зависимости от содержания учебного материала, условий и подготовленности учащихся. Так, в структуре некоторых уроков может полностью отсутствовать проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний, например, при изучении совершенно незнакомого для учащихся объемного материала.

Обобщающий урок. Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы.

Обобщающие  уроки позволяют сосредоточить  внимание учащихся на мировоззренческих  идеях, способствуют более осмысленному усвоению учащимися предшествующего  материала, систематизации полученных знаний, создают предпосылки для активного изучения новых.

Проводятся  обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда  требуется систематизировать и  обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. В целях обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам: урок-объяснение, урок лабораторной работы, киноурок, урок с использованием телевизионных передач или урок-семинар. Для всех обобщающих уроков разных видов характерно акцентирование на основных и наиболее трудных вопросах. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) постановка задач; 2) повторение основных вопросов темы; 3) выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.  

    2.

       Класс Земноводные или Амфибии. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания

       Задачи  урока:

       познакомить школьников с многообразием земноводных;

       раскрыть  особенности внешнего строения и  передвижения лягушки в связи  со средой обитания;

       продолжить  формирование умений работать с дополнительной литературой, анализировать текст, заполнять таблицу, делать обобщения, высказывать свою точку зрения;

       закрепление положительного отношения к земноводным.

       Оборудование: таблицы, рисунки представителей земноводных,  вопросы для обсуждения в группах, биологические задачи повышенной трудности, дополнительная информация, справочник.

       Формы работы:

       1. Групповая (самостоятельная работа  по изучению внешнего строения)
2. Общеклассная (эвристическая беседа). 
3. Индивидуальная (закрепление).

       Методы:

       1. Словесные (беседа с элементами  самостоятельной работы, рассказ). 
2. Наглядно-образные (таблицы, иллюстрации, живые лягушки). 
3. Поисковые (этимология терминов, решение проблемных вопросов).

       ХОД УРОКА

       I. Организационная  часть. Постановка цели.

       Трудно  назвать другую группу животных, которые  вызывали бы у человека такое чувство  настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

       Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Появились земноводные более 350 млн. лет назад. Путь на сушу проложили им рыбы, сходные с кистеперыми.  Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются очень сильно. И это не могло не сказаться на их внешнем строении.

       Цель  нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

       Для работы в группах вы имеете вопросы для обсуждения, вопросы повышенной трудности.Каждая группа получает общую оценку за работу, каждый учащийся получает отметку за тест, может ответить на вопросы, придумать четверостишие, разгадать загадки, выполнить домашнее задание и получить дополнительные баллы.

       II.Изучение  нового материала.

       1. Вопросы для групп.

       1 группа.

       Найдите в справочнике определение понятиям “амфибии” и “земноводные”. (Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи. Земноводные – слово русское, происходит от названий сред обитания этих животных, которые занимают наземную и водную среды обитания .)

       2 группа.

       Предположите, откуда пошло слово “лягушка”. Найдите  корень в этом слове, если вы затрудняетесь с ответом. (Ученики могут предположить от слова “лягать” – ударять. Слово “ляга” - нога, бедро. “Лягать” - ударять ногами. Владимир Даль в своем знаменитом словаре отмечал: “лягать” – ходить прыжками, то есть прыгать как лягушка.)

       3 группа.

       Найдите по учебнику, какие отряды включает класс Земноводные? Изобразите в виде схемы. По каким признакам объединяют животных в отряды? (Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.)

       

       Учитель. Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов.

       2. Местообитание.

       Учитель. Хвостатые земноводные – тритоны и саламандры. Чаще их можно увидеть в водоемах. Большинство никогда не покидает воды. 
Безногие ведут роющий образ жизни. К этому отряду относятся обитатели влажной и рыхлой почвы тропических лесов – червяги. 
Бесхвостые – лягушки, жабы, квакши живут в водоемах и вблизи от них. Древесные квакши и некоторые представители жаб могут жить вдалеке от воды. Бесхвостых впятеро больше, чем всех остальных видов земноводных. Для большинства из них характерно чувство “хомминга” – чувство дома. Они могут уходить от “дома” на расстояние до 800 метров. Но всегда возвращаются “домой”. 
Лягушки населяют почти всю территорию нашей страны. Однако их нет за Полярным кругом, в высокогорьях и жарких пустынях. Их можно встретить только в скрытых местах: в болотах, в лесах, на лугах, по берегам пресных водоемов.

       Вопрос. Чем это можно объяснить? (Постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности окружающей среды. При понижении температуры окружающей среды до 40С они впадают в оцепенение. Следовательно: распространение лягушек ограничивает сухость воздуха и температура внешней среды.)

Информация о работе Вирусы