При этом пользуются
следующим инструментом: ножницы кабельные,
перфоратор, дрель, набор отверток, плоскогубцы,
пассатижи, трубогиб, отвес, разметочная
рулетка, болгарка, крепежные изделия, пресс механический
ручной.
3.Крепление труб
электропроводки.
Крепежные элементы представляют
собой опоры и подвески, являющиеся несущими
конструкциями, и предназначены для прикрепления
горизонтальных и вертикальных трубопроводов
к строительным конструкциям с помощью
закладных деталей, консолей и кронштейнов.
Общими требованиями
к крепежу являются:
— возможность его многократного
применения с обязательным сохранением
высокого качества изделий;
— применение для крепления
труб в различных условиях строительства
трубопроводов, в том числе рассчитанных
на средние и тяжелые нагрузки;
— универсальность и унифицированность;
— высокая механическая прочность;
— коррозионная стойкость к
окружающей среде;
— легкость и простота монтажа.
Рисунок 4.3.1. Монтаж элементов электропроводок
в стальных трубах: а - общий вид электропроводки
освещения в стальных трубах, б,в,г,д,е-
соединение труб манжетой с винтами, манжетой
с клиновой обоймой, гильзой под электросварку,
на резьбе, муфтой с раструбами, ж,з,к,л-
ввод труб в коробку на резьбе, с помощью
гильзы с последующей об варкой, по всему
периметру, с помощью заземляющих гаек,
с помощью втулок, приваренных к коробке,
и манжет с винтами, м- наворачивание
царапающих гаек прямым и накладным
ключом. Эксплуатационная надежность
трубопроводов зависит от их правильного
закрепления, которое должно выполняться
с учетом специфических свойств материалов
труб.
Несоблюдение этого условия
приводит к повреждению трубопроводов
и снижению их долговечности. Физическими
свойствами труб обусловлены определенные
технические требования к конструкциям
опор и подвесок, а также к закреплению
на них трубопроводов.
Стальные трубы при открытой
прокладке крепят скобами и хомутами.
Запрещено крепление стальных труб всех
типов к металлоконструкциям с помощью
электрической и газовой сварки. При прокладке
стальных труб должны быть выдержаны определенные
расстояния между точками их крепления:
не более 2,5 м для труб с условным проходом
15—20 мм, 3 м— с проходом 25— 32 мм, не более
4 м — с проходом 40—80 мм, не более 6 м —
с проходом 100 мм. Допустимые расстояния
между протяжными коробками зависят от
числа изгибов трубной линии: при одном
— не более 50 м; при двух — не более 40 м;
при трех — не более 20 м. Выбор диаметра
стальной трубы для размещения в ней проводов
зависит от их количества и диаметра проводов.
Чтобы избежать повреждения
изоляции проводов при протяжке, на концах
стальных труб устанавливают пластмассовые
втулки. Для облегчения протяжки проводов
в трубы вдувают тальк и предварительно
затягивают стальную проволоку диаметром
1,5—3,5 мм, к концу которой прикрепляют
тафтяную ленту с шариком. Затем в трубу
сжатым воздухом небольшого передвижного
компрессора при избыточном давлении
200—250 кПа вдувают шарик, с помощью тафтяной
ленты втягивают проволоку и за ней провод
или кабель, прикрепленные к проволоке.
В вертикально проложенные трубы провода
рекомендуется затягивать снизу вверх.
Соединения и ответвления проводов, проложенных
в трубах, выполняют в коробках и ящиках.
Применяемые
для электропроводок стальные
трубы делятся на три группы:
водогазопроводные обыкновенные, легкие
и тонкостенные электросварные.
4.Соединение труб с коробками
Рисунок 4.3.2. Соединение труб. Соединения
и присоединения труб к коробкам, аппаратам
и электроприемникам выполняют без специального
уплотнения (когда они применяются для
защиты проводов от механических повреждений),
уплотненными (для защиты труб от попадания
в них пыли, влаги, едких паров и газов)
и взрывобезопасными для исключения возможности
попадания внутрь труб, аппаратов и электроприемников
взрывоопасных смесей. Соединения или
ответвления проводов в трубах выполнять
запрещено, их делают только в коробках.
После стыковки трубы с коробкой, свинчиваем
ее с коробкой.
5.Техника безопасности
при монтаже электропроводок.
При выполнении работ по монтажу
вторичных цепей необходимо строго соблюдать
основные требования, изложенные в СНиП
Ш-А.11—70 «Техника безопасности в строительстве»,
«Правилах техники безопасности при электромонтажных
и наладочных работах», «Инструктивных
указаниях по технике безопасности при
электромонтажных работах» и «Правилах
пожарной безопасности при производстве
строительно-монтажных работ». Ответственность
за соблюдение требований правил техники
безопасности и выполнение мероприятий
по безопасности труда и противопожарной
безопасности, а также производственной
санитарии несут производитель работ
в пределах руководимых им объектов и
мастера участков.
В проектах производства электромонтажных
работ (ППЭР) должны быть указаны основные
мероприятия, обеспечивающие безопасное
проведение работ, и меры предупреждения
возникновения пожара.
Все монтажные работы надо производить
в недействующих электроустановках. При
монтаже вторичных цепей в действующих
электроустановках производитель работ
должен обеспечить безопасность их ведения:
произвести необходимые отключения, наложить
переносное защитное заземление, выставить
ограждения, вывесить предупреждающие
и запрещающие плакаты на ограждениях
и разрешающие на месте работ, снабдить
работающих индивидуальными защитными
средствами (диэлектрическими перчатками,
калошами, ковриками и др.). Выполнять какие-либо
работы на частях, находящихся под напряжением,
категорически запрещается.
Провода и кабели можно прокладывать
после того как трубы, лотки и короба будут
окончательно закреплены, а стальные трубы,
проложенные в бороздах, фундаментах и
полах,— заштукатурены или забетонированы.
При использовании переносных
светильников необходимо соблюдать следующие
требования: их питание в помещениях повышенной
опасности может осуществляться при напряжении
до 42 В, а в особо опасных—12 В; сеть пониженного
напряжения (42 и 12 В) должна иметь специальные
штепсельные розетки, а светильники —
специальные вилки, которые нельзя было
бы включить в розетки сети 220 В; провода
светильника должны быть медные с гибкой
токопроводящей жилой и хорошей изоляцией,
а лампа должна быть защищена металлической
сеткой.
При оборудовании переносного
освещения с понижающим трансформатором
220/42 или 220/12 В придерживаются следующих
правил:
трансформатор должен иметь
надежную изоляцию между обмотками и между
каждой обмоткой и корпусом;
вторичную обмотку трансформатора
(на напряжение 42 или 12 В) необходимо заземлять;
провода, подводящие питание
к первичной обмотке (на напряжение
220 В), должны иметь хорошую изоляцию;
с одного конца они имеют
обычную штепсельную вилку, а
с другого конца подключаются
к выводам первичной обмотки (при
этом хотя бы один провод
должен быть приварен или припаян
к одному из выводов во избежание
ошибочного подключения питающих
проводов к вторичной обмотке
трансформатора); длина этих проводов
не должна превышать 1,5 м; провода,
соединяющие светильник с вторичной
обмоткой трансформатора, могут
быть любой длины, но с хорошей
изоляцией.
Паяльник в нагретом состоянии
следует держать только на металлической
подставке с лотком, предотвращающим попадание
флюса, припоя и нагара на поверхности
стола или проводов. При окончании пайки
паяльник надо убрать в металлический
ящик с соблюдением требований противопожарной
безопасности; если пайку производили
электрическим паяльником, то прежде всего
его необходимо отключить от сети.
Прозвонку проводов и жил контрольных
кабелей можно производить с помощью приборов
на напряжение не более 12 В. Перед началом
прозвонки необходимо убедиться в том,
что с прозваниваемых цепей снято напряжение.
Измерение сопротивления изоляции мегаомметром
или другими приборами нужно производить
вдвоем, причем лица, выполняющие эту работу,
должны иметь соответствующую квалификационную
группу по технике безопасности.
По окончании работ надо: привести
в порядок рабочее место, удалить остатки
материалов, посторонние предметы, обрезки
проводов и изоляции; убрать инструмент
и защитные средства на место их хранения,
предварительно осмотрев и очистив их
от загрязнений; вынести использованный
обтирочный материал из помещения, где
производились работы, в специально отведенное
место; снять (после получения указания
от производителя работ) вывешенные плакаты
и покинуть помещение, где выполнялись
работы.
Раздел 11. Методика проведения занятий.
Вводный инструктаж имеет цель подготовить
учащихся к активному и сознательному
выполнению учебно-производственных заданий,
предупредить брак и ошибки, обеспечить
соблюдение правил техники безопасности.
Методы производственного
обучения - это способы совместной деятельности
мастера и учащихся, при помощи которых
достигается овладением учащимися
знаниями и умениями, профессиональным
мастерством, развитие умственных
и физических силы, творческих способностей.
Методы производственного
обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Наглядные методы
производственного обучения:
- Личный показ мастером
трудовых приемов. Это главный метод из группы наглядных, т. к. никакие самые подробные описания того, как необходимо провести например оконцевание проводов не заменят личного показа. Демонстрируя прием, мастер показывает его в рабочем режиме, т. е. так как он должен выполняться в реальных условиях, затем расчленяет его на отдельные составляющие части, объясняет и показывает выполнение каждой из них, особо останавливаясь на более трудных. Затем снова показывает всё в рабочем режиме.
Демонстрация наглядных
пособий, образцов выполненных работ,
ТСО. В п/о применяются наглядные пособия которые знакомят учащихся с образцами оборудования, инструментов и приспособлений, это могут быть как натуральные объекты, так и схематические изображения оборудование, инструментов, технологических процессов, трудовых приемов и операции.
Самостоятельные
наблюдения учащихся. Применяется после соответствующего объяснение мастера. Является активным методом. Стимулирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию самостоятельности.
Экскурсия.
Знакомя учащихся с целью и содержанием
темы урока, мастер разъясняет им, какие
практические знания, умения и навыки
они должны приобрести или закрепить в
результате выполнения учебно-производственных
работ. Затем мастеру необходимо проверить,
как учащиеся усвоили пройденный материал
по теме "Монтаж электропроводки
в стальной трубе". Он задаёт учащимся
вопросы, чтобы увязать теорию с практикой:
- Устройство стальных труб?
- Какой порядок монтажа электропроводки
в стальных трубах?
- Назовите особенности хранения деталей
до монтажа
- Какие правила нужно соблюдать при монтаже
электропроводки?
- ТБ при выполнении монтажных работ.
- Назовите порядок монтажа электропроводки
в трубах.
Чтобы такой опрос был более эффективен,
его можно проводить в связи с конкретным
заданием. Это даёт возможность ставить
перед учащимися задачи, требующие мобилизации
имеющихся у них знаний.
При изложении нового материала во время
показа приёмов необходимо использовать
подготовленный плакат, инструкционные
карты общего пользования, а также таблицу
типичных ошибок. Хороший эффект даёт
демонстрационный стенд. Очень важно,
чтобы мастер показывал приёмы монтажа
уверенно, чётко, мастерски. После показа
приёмов работ по монтажу мастером учащиеся
должны увидеть образец того, что они должны
сделать.
В результате хорошо проведённого ознакомления
с трудовым содержанием задания у учащихся
должен сформироваться чёткий образ изучаемого
трудового действия. Подробное выполнение
учащимися приёмов должно следовать непосредственно
за показом их мастером. Иногда необходимо,
чтобы учащиеся повторяли вслед за мастером
одно движение за другим. Только после
нескольких упражнений, когда учащиеся
накопят некоторый двигательный опыт,
мастер, учитывая допущенные ими ошибки,
подробно объясняет, какими должны быть:
рабочая поза, хватка инструмента, траектория
движения, координация усилий, темп выполнения
действий.
Большое значение для повышения эффективности
инструктажа имеет разбор инструкционных
карт, которыми учащиеся будут пользоваться
в процессе упражнений.
В конце инструктажа следует тщательно
проверить, в какой мере учащиеся усвоили
новый учебный материал, используя для
этого опрос. После этого необходимо расположить
учащихся около своих рабочих мест. Особое
внимание при этом обратить на соблюдение
правил безопасности в соответствии с
рекомендациями инструкционных карт.
Необходимо предупредить учащихся, что
при возникновении сложностей, они должны
обратиться к мастеру.
Во время проведения вводного инструктажа
рекомендую использовать словесные, наглядные
и практические методы обучения. Из них
наиболее оптимальны для проведения инструктажа
это - беседа, объяснение, разъяснение,
иллюстрация и демонстрация, письменное
инструктирование и упражнения. Самым
лучшим и эффективным методом обучения
является - личный показ мастером.
После окончания вводного инструктажа
учащиеся приступают к самостоятельному
выполнению заданий. Эта часть урока является
основной. К ней предъявляется целый ряд
важнейших требований, от соблюдения которых
зависит и качество всего урока, и результат
обучения.
В процессе работы нужно приучать учащихся
к самостоятельному решению вопросов,
опираясь на ранее полученные знания и
имеющийся опыт. Степень самостоятельности,
которую мастер предоставляет учащимся
в работе, должна быть дифференцированной,
учитывающей способности и подготовку
каждого учащегося.