Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день под воздействием исключительно субъективных условий значительно снизилась эффективность деятельности работников, их социальная и творческая активность под воздействием неэффективной системы мотивации и других факторов (политических, экономико-правовых, организационно-технологических). Именно поэтому проблеме разработки и внедрения технологий и методов стимулирования и мотивации в современном управлении персоналом уделяется всё больше внимания.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.15 Кб (Скачать)

Система управления трудовыми  ресурсами в Японии сходна с американской. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие.

Но существует и большая  разница между американским и  японским управлением. Японские корпорации на первый план выдвигают преданность  своих служащих компаниям. Отождествление служащих с корпорацией создает  условия для высокой эффективности  труда. В Японии каждый работающий убежден, что он – важное и необходимое  лицо для своей компании и что  ее судьба лежит на его плечах. Японские корпорации гарантируют этим служащим работу и используют систему вознаграждения, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника  в другую фирму. Чем дольше человек  работает в компании, тем выше его  заработная плата и должность.

Заработная плата в  Японии определяется, прежде всего, системой трудового стажа итрудовой квалификацией. Заработная плата в Японии состоит из месячной заработной платы и выплаты бонусов дважды в год. Обычно: выплачивается как вознаграждение, когда компания получает большую прибыль. Сумма бонуса определяется трудовым контрактом, и японские рабочие рассматривают бонус как часть заработной платы. Крупные японские корпорации предоставляют работникам накопительные льготы17.

Японцы считают, что руководитель должен быть специалистом, компетентным в вопросах, решаемых любым подразделением фирмы (при прохождении повышения  квалификации он выбирает для освоения каждый раз новый участок работы). В основе кадровой политики – системы  пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную  среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.

Смысл пожизненного найма  заключается в реальном обеспечении  заинтересованности работников трудиться  в данной организации как можно  дольше. Это зависит в основном от способности администрации заинтересовать работника оплатой труда, вознаграждением  за выслугу лет, премиями, повышением профессиональной подготовки, различными социальными льготами, неформальной заботой о сотруднике и его  семье.

Действенная система оплаты труда обеспечивает его высокую  результативность. Ранее размер оплаты труда работников зависел от их возраста и стажа, но постепенно увеличивалось значение квалификации и эффективности труда. В настоящее время величина заработной платы на 40% определяется стажем работы в компании.

Трудовой мотивации, выработанной в рамках системы пожизненного найма  и базирующейся на полной интеграции работника в компанию, соответствует  особый тип материального стимулирования, известный под названием «пожизненная заработная плата». Смысл концепции  «пожизненной заработной платы» состоит  в том, что стимулируется не только труд, а, прежде всего работник фирмы. В японской системе заработной платы  уровень вознаграждения определяется не выработкой, а стоимостью жизни  работника.

Западноевропейская  модель. Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда: беспремиальная (функции стимулирования труда выполняет заработная плата); премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия; премиальная, предусматривающая выплаты, размеры которых устанавливаются с учетом индивидуальных результатов труда.

Премиальные модели оплаты труда реализуются путем привлечения  работников к участию в прибылях (годовое вознаграждение из прибыли  компании), в доходах (каждому работнику  выплачивается вознаграждение, размер которого определяется по результатам  оценки выполнения им производственного  задания и не зависит от прибыли  фирмы), в капитале (в виде акций  по их номинальной цене).

На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются  договоры, по которым работник обязуется  с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности. При этом он имеет право распоряжаться  своим рабочим временем по личному  усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация – человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.

В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение  так называемая гибкая система оплаты, в основе которой – учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и  результатов работы с помощью  специальных оценочных шкал по ряду факторов. Эту систему поддерживают высококвалифицированные специалисты и рабочие.

Все более распространенной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты труда. При  этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника, а не на указанную в  дипломе. При этом поощряются приобретение новых знаний и повышение квалификации. Заработок работника зависит  не от порученной ему работы, а от уровня его мастерства, то есть чем  выше уровень квалификации, тем выше и заработок работника

4. Разработка рекомендаций по стимулированию и мотивации труда

Анализ эффективности  влияния той или иной модели на поведение человека в процессе трудовой деятельности показывает, что эффективность  труда во многих случаях зависит  не только от мотивирующих факторов, но и от среды, атмосферы и трудовой этики 18. Таким образом, можно составить определенный перечень основных требований, практическая реализация которого позволяет наряду с мотивационными факторами максимально заинтересовать работника в высокопроизводительном труде. Ниже приводится список таких требований, которых должен придерживаться каждый руководитель:

1.  Увязывать вознаграждение непосредственно с той деятельностью, которая приводит к увеличению производительности и эффективности работы предприятия в целом.

2.  Выражать публичное и ощутимое признание тем людям, чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для работников данной категории.

3.  Всеми силами реализовывать принцип, по которому каждый работник должен явным образом получать свою долю от увеличения производительности труда организации в целом.

4.  Поощрять работников участвовать вместе с руководителями в разработке целей и показателей, по которым можно достоверно оценить результаты деятельности сотрудников.

5.  Обращать особое внимание на те трудности, с которыми сталкивается руководитель среднего звена при проведении программы перестройки и совершенствовании должностных обязанностей и рабочих мест.

6.  Не допускать возникновения и развития ситуаций, при которых интересы сотрудников могут приходить в противоречие с целями повышения благосостояния фирмы (например, не следует вводить новую технологию, которая уменьшает безопасность труда или заставляет работать сверхурочно).

7.  Не пытаться повысить стандарты качества до той поры, пока вы не будете в состоянии полностью оплатить все связанные с этим издержки (то есть. отказаться от выпуска товаров, не удовлетворяющих новым стандартам, платить больше за высококачественные компоненты, перевести на другую работу или уволить людей, не способных выполнять работу качественно).

8.  Не создавать значительного разрыва между декларациями руководства и фактической системой вознаграждения.

9.  Не стараться представить дело так, что программы повышения производительности труда фактически направлены на повышение удовлетворенности работой и ее значимости.

10.  Не поддерживать создание каких-то специальных привилегий для руководства, которые расширяют разрыв между ним и теми, кто действительно выполняет работу19.

Если руководители будут  придерживаться таких предписаний, то это не только повысит действенность  мотивационных факторов, но и значительно  сократит конфликт интересов, которые  находят место в любой мотивационной  модели управления. Отсюда можно сделать  вывод, что в любой структуре  управления объективно существуют различные  интересы предприятия и его работников, но не все интересы различны и противоположны. В большинстве случаев, как правило, удается найти пути к соглашению.

На сегодняшний день эффективные  стратегии развития мотивации и  стимулирования на практике являются одними из самых востребованных, но одновременно одними из трудно разрабатываемых. Главные причины этого заключаются в следующем:

-  практическое отсутствие на предприятиях специалистов, владеющих оценочными методиками, которые позволяют периодически получать (в режиме мониторинга) информацию в области мотивации и стимулирования персонала.

-  нехватка специалистов, имеющих опыт разработки подобных стратегий. Если обращаться за помощью из вне, то далеко не каждая консалтинговая компания в настоящее время имеет консультантов, компетентных в данной области.

-  крайне малое количество оценочных методик открытого характера, позволяющих получать необходимую информацию в области мотивации и стимулирования персонала.

Все эти и некоторые  другие причины формируют любительский подход, который, как показывает практика и время, позволяет определять такие  стратегии, которые во многом оказываются  теоретическими, нереальными и, следовательно, остаются только на бумаге.

Одним из целесообразных предложений  по совершенствованию систем мотивации  является создание путем организационных  изменений на предприятиях, организациях и учреждениях специальных отделов (групп) мотивации персонала. Разумеется, что такие отделы – не новшество, и они уже успешно функционируют  на ряде российских предприятий. Однако, процент таких предприятий совсем не велик. Следовательно, необходимо как  можно сильнее и быстрее распространить процесс внедрения таких отделов  мотивации.

Функции отделов или групп  мотивации персонала должны состоят  из следующего рода деятельности:

-  систематическое изучение мотивации работников различных подразделений предприятия;

-  оценка эффективности используемых на предприятии систем и методов стимулирования труда;

-  разработка предложений по совершенствованию системы стимулирования применительно к различным категориям работников предприятия;

-  определение и внедрение новых методов стимулирования труд;.

-  обоснование новых систем оплаты труда применительно к разным категориям работников предприятия;

-  формирование статистической базы данных по уровню мотивированности персонала и оценкам системы стимулирования с последующим использованием информации для разработки стратегии по развитию мотивации и системы стимулирования персонала;

-  изучение опыта отечественных и зарубежных предприятий по оценке мотивации и применению различных методов стимулирования 20.

Таким образом, разрабатывая, регулируя и контролируя всю  мотивационную систему организации отделы мотивации персонала существенным образом повысят эффективность действия такой системы.

Так как механизм стимулирования призван обеспечить интеграцию интересов  руководителей предприятий и  его работников путем разработки разнообразных форм материального, морального и социального вознаграждения, особое место в этих системах должны занять социально-психологические  методы мотивации и разрабатываемые  для этих целей социально-психологические  и организационные программы.

К сожалению, на сегодняшний  день большинство российских руководителей  компаний видят мотивирующую силу труда  преимущественно в материальном вознаграждении: они рассматривают  материальное поощрение как стимул к работе, не уделяя должного внимания моментам «активизации» другого  порядка, к которым относятся  и воздействие на людей существующей в компании системы иерархии и  коммуникаций, и процессы принятия решений, и внутрифирменный характер взаимоотношений членов коллектива.

Следует отметить, что в  современных организациях 75-80% сотрудников  имеют сугубо материальные ориентиры, определяющие результативность их работы; в то время как наличие ценностных ориентиров характерно для меньшей части людей. И было бы большой ошибкой забывать о таких сотрудниках.

В заключение, необходимо привести ряд элементарных правил и рекомендаций для руководителей, в ходе соблюдения которых процесс мотивации персонала  организации к труду облегчится, тем самым, обеспечивая хороший  микроклимат в коллективе, взаимопонимание  руководителя и сотрудников, а также эффективную и продуктивную деятельность организации:

-  в компании подбор сотрудников должен осуществляться в соответствии с четкими требованиями и критериями к соискателям;

-  в системе управления должны присутствовать четкие установки по процессу выполнения работы и её оценке;

Информация о работе Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала