В
большинстве стран мира система
власти основана на 2 формах правления
– парламентской и президентской,
которые могут быть представлены
как в чистом виде, так и в
смешанном.
Парламентская
система - Великобритания.
Правительство
Парламент
Народ
- На общих выборах избирается только парламент.
Президент избирается парламентом. Его
политический вес почти не зависит от
характера выборов и обычно ограничивается
представительскими функциями, мало чем
отличаясь от функций главы государства
в парламентских монархиях.
- Правительство формируется парламентом
из его депутатов.
- Правительство подотчетно парламенту.
Парламент формирует и поддерживает правительство;
издает законы, принимаемые правительством
к исполнению; вотирует (утверждает) государственный
бюджет и тем самым устанавливает финансовые
рамки деятельности правительства; осуществляет
контроль над правительством и в случае
необходимости может выразить ему вотум
недоверия, что влечет за собой либо отставку
правительства; критикует правительственную
политику, представляет альтернативные
варианты правительственных решений и
всего политического курса. Правительство
наделено правом досрочного роспуска
парламента (влечет проведение досрочных
выборов), а также абсолютного вето на
его решения (вотум недоверия). Некоторое
единство закон. и исполн. власти.
- Партии играют существенную роль, т.к.
правительство формируется на партийной
основе. Лидер партии большинства – премьер-министр,
занимающий ключевое место во всей системе
власти, он первое лицо в политической
иерархии (центр закон. власти перемещается
в правительство)
Правительству противостоит оппозиция
в парламенте.
Президентская система – США.
Парламент
президент
Народ
- На всеобщих выборах избирается парламент
и президент.
- Правительство формируется президентом,
который является и главой государства
и главой исполнительной власти (правительства).
Он руководит внутренней и внешней политикой
и является верховным главнокомандующим
вооруженных сил. Члены правительства
назначаются президентом с согласия сената
(верховная палата конгресса), которые
ответственны перед ним, а не перед парламентом.
Они не могут быть членами парламента
(ни конгрессменами, ни сенаторами).
- Президент не имеет права роспуска парламента.
Парламент не наделен правом политической
отставки президента или вынесением вотума
недоверия правительству. Предусмотрена
только процедура импичмента (внесудебная
процедура отставки). Более последовательное
разделение властей.
- Партии не играют существенной роли.
- Отношения между парламентом и президентом
основываются на системе сдержек, противовесов
и взаимозависимости. Парламент может
ограничивать действия президента с помощью
законов и через утверждение бюджета.
Президент же обычно обладает правом отлагательного
вето на решения парламента. Чтобы нормально
выполнять свои обязанности, и парламент,
и президент вынуждены сотрудничать, находить
общий язык, даже если оба этих института
контролируются различными партиями.
В
президентской республике правительство
отличается стабильностью. В ней
существует жесткое разделение законодательной
и исполнительной ветвей власти, их
значительная самостоятельность.
Эта
форма правления нередко вырождается
в "суперпрезидентскую республику".
В ней почти вся реальная власть сосредоточивается
у президента, который выходит из-под контроля
парламента и судебных органов и фактически
обладает полудиктаторскими полномочиями.
(практически относится к современной
России)