Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.
2. Политология - единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. В содержание политической науки не входят такие общетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и некоторые другие. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма.

Файлы: 21 файл

1 предмет Политологии.docx

— 17.45 Кб (Открыть, Скачать)

10 Политическая власть.docx

— 16.70 Кб (Открыть, Скачать)

11 Субъекты политики.docx

— 14.66 Кб (Открыть, Скачать)

14 Политическая система.docx

— 14.39 Кб (Открыть, Скачать)

15 сущ. и ф-ии госва.docx

— 16.94 Кб (Открыть, Скачать)

16 Гражданское общество.docx

— 15.20 Кб (Открыть, Скачать)

17 прав. госво.docx

— 16.37 Кб (Открыть, Скачать)

18 полит партии.docx

— 16.17 Кб (Открыть, Скачать)

19 парт системы.docx

— 13.49 Кб (Открыть, Скачать)

2 политика как соц явление.docx

— 13.45 Кб (Открыть, Скачать)

20 партии и пол движения совр россии.docx

— 17.20 Кб (Открыть, Скачать)

21 Политические режимы.docx

— 16.94 Кб (Открыть, Скачать)

22 демократия.docx

— 15.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Избирательные системы2.docx

— 18.20 Кб (Скачать)

Избирательные (электоральные) системы.

Современная демократия это, прежде всего, институты и процедуры, по средствам которых общество участвует  в формировании власти и осуществлении  контроля над ней. Это влияние  народа на власть, а не власть народа.

Поскольку современная демократия осуществляется в основном в представительных формах особое значение приобретает институт выборов.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.

Функции выборов:

- артикуляция,  агрегация и представительство  разнообразных интересов населения.

- контроль за институтами власти.

- интеграция  разнообразных мнений и формирование  общей политической воли.

- легитимация  и стабилизация политической  системы, а также легитимация  конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п.

- политическая  социализация населения, развитие  его политического сознания и  политического участия.

- рекрутирование политической элиты.

- генерирование  обновления общества посредством  конкурентной борьбы альтернативных  политических программ.

- конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

 

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в  том случае, если сами они организованы демократически. Их главное социальное назначение - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

 Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов в одномандатном округе. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

Мажоритарная система относительного большинства- Избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников (выборы в 1 тур)

Мажоритарная система абсолютного  большинства - Избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос

Мажоритарная система квалифицированного большинства - Избранным считается тот кандидат, который получил квалифицированное, т.е. установленное законом, большинство голосов (более 50% в 1-м туре; выборы в 2 тура)

Особенности мажоритарной избирательной  системы:

1. Мажоритарная избирательная  система применяется при выборах  по одномандатным административно-территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно-территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному-единственному признаку – в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии – тип поселения, этнический состав населения и т.п. – не учитываются.

2. При мажоритарной системе  выборы проводятся в два тура. В первом туре – по мажоритарной  системе абсолютного большинства  (для того, чтобы исключить возможность  формирования нелегитимного органа  власти). Если первый тур не  определил победителя, то во второй  тур выходят два кандидата,  получившие наибольшее число  голосов избирателей в первом  туре. Во втором туре голосование  проводится всегда по мажоритарной  системе относительного большинства.

МажСис способствует непосредственной связи между кандидатом (впоследствии депутатом) и избирателями, способствует вытеснению сред. и мелких по своему влиянию партий, становлению 2 и 3-х партийной системы. Распространена в Великобритании, США, Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте.

Первый недостаток мажоритарной избирательной системы заключается в возможном несоответствии между числом проголосовавших за партию избирателей и количеством полученных ею депутатских мандатов, а именно – при меньшем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить большее количество депутатских мандатов, и наоборот – при большем числе проголосовавших за партию избирателей она может получить меньшее количество депутатских мандатов.

Второй недостаток мажоритарной избирательной системы состоит в том, что она невыгодна для мелких и средних партий, а именно — отданные за них голоса избирателей попросту пропадают, и интересы этих избирателей оказываются не представленными в органах власти.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной.

Устанавливается минимум  голосов (обычно от 2 до 7%), который партии должны набрать для участия в распределении мандатов (выборы по партийным спискам)

Разновидности пропорц. системы:

  • ПрСис на общегосударственном уровне (голосование за пол. партии в масштабах всей страны, нет избират. округов)
  • ПрСис, основывающаяся на округах (мандаты распределяются на основе влияния партий в округах)

Однако у пропорциональной системы  также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности  в формировании правительства, так  как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой  основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование  осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь  между депутатами и избирателями слабая.

В-третьих, поскольку при  данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства

Смешанная избирательная система

Недостатки пропорциональной и мажоритарной систем очевидны и  существенны. Поэтому попыткой устранить  или хотя бы смягчить их стало формирование в послевоенный период смешанной  избирательной системы. Ее суть заключается  в том, что часть депутатских  мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого  правительства, а другая часть –  в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более  полному учету голосов избирателей  и точнее отражает реальную картину  политической ситуации в стране.

На основе смешанной избирательной  системы в России проходит формирование Государственной Думы: 225 депутатов  избираются по мажоритарной системе  относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе.

Таким образом, избирательные  системы являются чувствительными  индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.

Закон Дюверже — один из принципов в политологии, который утверждает, что избирательная система при которой «победитель получает все», как правило, приводит к установлению двухпартийной политической системы. Суть закона: Система мажоритарного представительства ведёт к тому, что шансы новых мелких партий попасть в парламент весьма незначительны. Как правило, в парламенте оказываются с одной стороны представители какой-либо традиционной народной партии, часто социал-демократического направления, а с другой — либерально-консервативной партии. Типичными примерами являются двухпартийные системы США, Мальты и т. д.


24 парлами презид формы.docx

— 15.72 Кб (Открыть, Скачать)

25 форма правления в РФ.docx

— 13.36 Кб (Открыть, Скачать)

26. Федерализм РФ.docx

— 13.50 Кб (Открыть, Скачать)

27. полит.систем.УР.docx

— 14.08 Кб (Открыть, Скачать)

36 Международ отнош.docx

— 15.33 Кб (Открыть, Скачать)

37 Основные особенности мировой политики.docx

— 14.83 Кб (Открыть, Скачать)

В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию.htm

— 137.15 Кб (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"