Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:47, реферат
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения: индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы). лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
Введение…………………………………………………………………………….2
Политический лидер………………………………………………………………..3
Институализация функций лидера………………………………………………...8
Природа политического лидерства………………………………………………..9
Культ личности…………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………..22
Совокупность
различных интерпретаций
Богатство
понятия лидерства отражается в
его типологии. Существуют разнообразные
классификации лидерства. Прежде всего,
в зависимости от отношения руководителя
к подчиненным оно делится
на авторитарное и демократическое. Авторитарное
лидерство предполагает единоличное направляющее
воздействие, основанное на угрозе санкций,
применения силы.
Демократическое лидерство выражается
в учете руководителем интересов и мнений
всех членов группы или организации, в
их участии в управлении.
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.
Данная
классификация лидерства
В
современной политологии
«купить» эти идеи, а также привлечь массы
к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный,
ориентируется на самые актуальные общественные
проблемы, насущные требования момента.
Его действия определяются конкретной
ситуацией. В реальной жизни эти четыре
образа лидерства обычно не встречаются
в чистом виде, а сочетаются у политических
деятелей в различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.
Разнообразие
типов лидеров во многом объясняется
богатством направлений их деятельности,
широким кругом решаемых задач. Эти
задачи прямо зависят от конкретной
ситуации, в которой осуществляется
лидерство.
Они возникают на базе определенных потребностей
общества, социальных групп и организаций.
Осознание таких потребностей проявляется
в форме задачи. В этом аспекте функции
лидера обычно сводятся к своевременному
учету всех потребностей, четкой формулировке
целей, взятию на себя ответственности
за их реализацию, организации масс на
ее осуществление. Это достаточно формальные
функции, характеризующие основные этапы
(стадии) осуществления социальной роли
лидера. Что же касается характеристики
функций лидера с точки зрения их содержания,
то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс.
Лидер призван воплощать в себе и представлять
во взаимоотношениях с другими государствами
национальное единство, объединять граждан
вокруг общих целей и ценностей, подавать
пример служения народу, государству,
отечеству.
2. Нахождение
и принятие оптимальных
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита
масс от беззакония, самоуправства бюрократии,
дворянства и т.п., поддержание порядка
и законности с помощью контроля, поощрения
и наказания. Эта функция достаточно детально
обоснована в концепции плебисцитарной
вождистской демократии М.Вебера. Хотя
социальный патронаж на деле реализуется
далеко не всегда, вера в «хорошего царя»,
«отца народов», покровителя слабых и
т.д. до сих пор широко распространена
не только в массовом сознании государств
с патриархальной политической культурой,
но и в странах с вековыми демократическими
традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочения
каналов политической и эмоциональной
связи и тем самым предотвращения отчуждения
граждан от политического руководства.
В условиях сложной многоступенчатой
иерархии власти, ее бюрократизации, эта
функция особенно значима. С помощью средств
массовой информации, и прежде всего телевидения,
а также в ходе встреч с избирателями и
других мероприятий, президент и иные
политические руководители имеют достаточно
широкие возможности непосредственного
общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р.Рейган.
6. Легитимация
строя. Эта функция присуща
главным образом лидерам в
тоталитарных обществах. Когда
политический режим не может
найти своего оправдания в
исторических традициях и
Сталина, наделяя их чертами земных божеств.
Культ
личности
Культ
личности - крайняя, максимально завышенная
оценка функций и роли политического
лидера в истории. Он выступает закономерным
следствием и одной из предпосылок
тоталитарного строя, хотя встречается
и в авторитарных, а частично и
в демократических
Культ
политических руководителей закономерно
вытекает из тоталитарной сакрализации
власти. По своей сути он - воскрешение
языческого идолопоклонничества и
в частности, таких его атрибутов,
как памятники, мавзолеи, мемориальные
комплексы, сложные религиозно-
Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой единственно верной идеологии наделяются качествами пророков и ясновидцев.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности, является патриархальная и подданическая политическая культуры, которые исходят из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатов своего труда, а от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости, по существу, ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной платы, и получение жилья, премий и других социальных благ, непосредственной причиной культа, является и различного рода санкций к непослушным.
Отражаясь
в массовом сознании, все это, сочетаемое
с систематической
Заключение
Ситуация
в России такова, что нам нужны
новые сильные, здоровые лидеры, которые
будут отвечать за всех нас, которые
знают, как нам попасть туда, куда
очень хочется попасть, и знают,
что для этого нужно делать.
Только где их взять? Кажется, ответ очевиден
- взять их негде, кроме как среди нас самих.
Все просто, но не очень легко выполнимо.
Был проведен такой эксперимент. Студентов (российских) попросили графически изобразить первое, что приходит на ум при слове «лидер». Одни нарисовали деньги, другие - символы престижа: машины, корабли, самолеты, дачи; третьи - символы превосходства: памятники, большие надгробные надписи. Конечно, студенты правы - всем этим лидеры обладают. Однако психологам эти картинки говорят о том, что в сознании молодых людей утвердилась мысль - есть главные и есть не главные. Причем, по большей части, главные - это не они. Это очень грустно.
В
Америке, кроме системы по выявлению
лидеров в народе и выдвижению
их на высокий уровень - «социального
инжиниринга», есть книга с весьма
экстравагантным названием: «Почему
у русских ничего не получается?».
Ответом на этот вопрос, отчасти, является
психология большинства студентов.
Мы несерьезно относимся к вопросу воспитания
национальных лидеров, поэтому у нас их
мало, мы ждем их прихода.
Список
литературы