Понятие судимости в уголовном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:06, реферат

Краткое описание

Многообразные связи права и личности более полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все главные стороны юридического бытия индивидума: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их ублажение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом маленьком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В базе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.Е. Реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права. Схожее неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.Е. Такового, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями.

Оглавление

1) Введение
2) Понятие основ правового статуса личности
3) Концепция прав человека и её отражение в Конституции
4) Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства
5) Система конституционных прав, свобод и обязанностей
6) Гарантии прав и свобод человека и гражданина
7) Заключение
8) список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кпр.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

К основным чертам гражданства  относятся: 1) гражданство - правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в  его общем правовом нормировании, с другой - в личном документальном юридическом оформлении гражданства  каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, другой документ, содержащий указание на гражданство); 2) устойчивый характер отношений гражданства, имеющихся постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства; 3) двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; 4) распространение на гражданина суверенной власти страны как внутри страны, так за ее пределами.

В настоящее время  все дела по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. Конституция российской Федерации 1993 г. И Закон о гражданстве  российской Федерации от 28 ноября 1991 г. С переменами, внесенными Законом  от 17 июня 1993г.

Конституционные базы гражданства развиваются и конкретизируются в законе «О гражданстве». В Преамбуле  его указано, что данный закон  призван обеспечить осуществлен  норм и принципов международного права и Конституции относящиеся к гражданству и правам человека, создание более благоприятных условий для каждого гражданина защиту и Покровительство людей находящихся за Пределами российской Федерации.

главные принципы гражданства, как правило, инсталлируются в конституциях, а их реализация подробно регулируется обыденными законами

обыденным представляется законодательство российской Федерации  об основных принципах отношений  гражданства:

1. Гражданство российской  Федерации является единым, т.Е. Гражданин российской Федерации постоянно проживающий на местности республики в составе России, является гражданином данной республики и сходу гражданином России.

2. Гражданство российской  Федерации является равным независимо  от оснований и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства российской Федерации, что выражается, во-первых, в том, что каждый человек в российской Федерации, включая людей иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно обыденного и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских людей изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.Е. На расторжение связей по инициативе страны в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета  норм международного права и  международных договоров по вопросам  гражданства над государственным  законодательством.

5. Неотъемлемость  гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства российской Федерации; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за преде1ы российской Федерации.

6. Защита и покровительство  людей РФ, находящихся за пределами  российской Федерации. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские  учреждения, их должностные лица  обязаны содействовать тому. Чтоб  гражданам РФ была создана  возможность в полном объеме  употреблять все права и свободы,  установленные законодательством  страны, международными договорами  РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать  меры по восстановлению нарушенных  прав людей РФ. Гражданин РФ  не может быть выслан за  пределы российского страны или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам российской Федерации.

7. Почетное гражданство,  которое может быть предоставлено  лицу. Не имеющему российского  гражданства, но имеющему заслуги  перед Россией или мировым  обществом, с его согласия. Почетное  гражданство предоставляется Президентом  РФ.

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования  можно объединить в три группы:

а) регулирующие порядок  приобретения гражданства;

б) регулирующие порядок  прекращения гражданства;

в) регулирующие порядок  разрешения дел о гражданстве

Ст. 12 Закона о гражданстве  обрисовывает основания и порядок  приобретения гражданства РФ. Оно  приобретается: в итоге его признания; по рождению в порядка регистрации; в итоге приема в гражданство (натурализация); в итоге восстановления гражданства; способом выбора гражданства (оптация) при изменении местности РФ; по иным основаниям предусмотренным законом. К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство соглашение родителей о российском гражданстве дитя, предоставление авторитетного гражданства и др.

В качестве оснований  для прекращения гражданства  в Законе о гражданстве РФ закреплены: выход из гражданства; отмена решенI1й  о приеме в гражданство; выбор  гражданства (оптация) при территориальных  конфигурациях; по другим основаниям, предусмотренным международным  договорами российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Законом  о гражданстве российской Федерации, К ним относится общее положение  согласно которому, если оба родителя прекращают гражданство России, их дети в возрасте до 14 лет следуют  гражданству родителей, т.Е. Тоже прекращают гражданство России. Имеет Место рвение обеспечить однообразное гражданство всех членов семьи.

Следует навести внимание на то, что в первый раз в отечественной  практике в ч. З ст. 6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданство. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным. В прошлые годы нашей стране существовал институт лишения гражданства. Он был предусмотрен Законом о гражданстве СССР 1978 г. И мог применяться по решению Президиума Верховного Совета СССР в исключительных вариантах по отношению к лицам, совершившим деяния, порочащие звание российского гражданина. В настоящей действительности лишение гражданства имело место главным образом в отношении лиц, не удобных режиму, а потому не угодных ему (диссиденты).

.Действующее законодательство  российской Федерации знает различные  формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) способом  признания компетентными органами  факта восстановления и 3) по  ходатайству лица. Эти формы назывались  в числе вероятных вариантов  приобретения гражданства, но  заслуживают специального обозначения  и поэтому выделены тут.

В Законе о гражданстве  РФ есть особая глава, посвященная регулированию  гражданства детей при изменении  гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, в нормах которой достаточно полно учтены интересы детей в различных жизненных  ситуациях. По общему правилу гражданство  детей в возрасте до 14 лет следует  гражданству родителей. Гражданство  детей в возрасте от 14 до 18 лет  изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. Для конфигурации гражданства детей в этом случае не требуется согласия родителей.

В системе органов  страны, решающих вопросы гражданства, основными возможностями обладает Президент (п. «а» ст. 89 Конституции  РФ). По вопросам гражданства Президент  издает указы. Все другие органы, связанные  с решением этих вопросов, в том  числе органы внутренних дел, выполняют  вспомогательную работу.

В решении вопросов гражданства принимают роль, как  уже отмечалось, также органы внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения. Они  обладают одинаковой компетенцией по вопросам гражданства, с той лишь различием, что Министерство внутренних дел и его органы принимают  такие решения в отношении  лиц, проживающих на местности российской Федерации, а Министерство иностранных  дел и его органы -- в отношении лиц, живущих за ее пределами.

В их функции входят: прием заявлений и ходатайства  по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; воплощение регистрации приобретения или прекращения  гражданства РФ в предусмотренных  Законом вариантах.

Гражданство российской Федерации считается приобретенным  или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом  или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента -- не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год может быть повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел рубежом.

Система конституционных  прав, свобод и обязанностей.

Одна из сущностных черт правового статуса личности, его ядро и системообразующий  элемент -- права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.Е. То качество жизни, которое обеспечивает правительство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав -- эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» Венгеров А.Б. Теория страны и права. Часть I. Теория страны. М., 1995. С. 98..

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и  обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах  и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное  законодательство содержит главные  права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности.

Считается, что существует набор событий, по которым одни права  и свободы закрепляются конституционно, другие -- в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества; 2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; З) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все остальные права и свободы в той или другой сфере жизни (трудовые, социальные и т.Д.) Производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.Е. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина; 6) главные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей местности страны.

Конституционные права, свободы и обязанности постоянно  представляют собой систему. Все  они, закрепленные в 48 статьях 2-й главы  Конституции РФ в количестве 109 норм, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, до этого всего, равноправия  и социальной справедливости вытекающих из теории естественного права. Имеется  в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют: равенство  прав, равенство обязанностей, равенство  перед законом и судом. Оно  формально потому, что не совпадает  с фактическим равенством в сфере  материальных, социальных и духовных благ. Равенство прав и обязанности  как содержание права, являющего  равной мерой, равным масштабом поведения  для неравных людей и выражается в принципе справедливости, под которым  понимается непринципиально какая  соразмерность (труда и вознаграждения за него, деяния и воздаяния, преступления и наказания и т. П.).

Отмеченное единство означает, что непредоставление или нарушение каких-либо прав и свобод влечет за собой нарушение других прав и свобод. Права и обязанности также тесно взаимосвязаны и должны корреспондировать меж собой. Правильно утверждение, что нет прав без обязанностей и обязанности, без прав.

По общему правилу, классификация правила свобод человека и гражданина возможна на базе определенных признаков (критериев) и постоянно  условна. Так, в зависимости от субъектов  их делят на права и свободы  человека и права и свободы  гражданина. Размер или набор последних, как об этом уже говорилось выше, уже первого. В зависимости от вида субъекта -- на личные и групповые (коллективные). По их генезису -- на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования - на главные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие). По характеру предписания среди норм, содержащихся в Конституции РФ, можно выделить: 54 управомочивающие нормы, 5 -- обязывающих, 17 -- запрещающих и 33 -- специализированных, в том числе нормы-принципы, декларативные, коллизионные и др. Более распространенным классификационным признаком в науке конституционного (государственного) права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно по этому признаку все они делятся одними авторами на: личные права и свободы политические, социально-экономические; другими на: личные права и свободы политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина.

Далее остановимся  на характеристике основных прав и  свобод человека и гражданина, выделенных по критерию содержания.

Информация о работе Понятие судимости в уголовном праве