Политическая система: основные институты и их взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место. В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.
Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовн

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие политической системы и ее внутренняя структура………....4
2.Типология политической системы……………………………………..12
Заключение………………………………………………………...………19
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

     Все социальные системы имеют четыре общих основных функции:

- система  должна соответствовать своей  "модели", особенно в аспекте  управления и контроля над  обществом;

- она  должна адаптировать и регулировать  свои отношения с внешней средой  и другими системами;

- она  должна интегрировать свои функции  и задачи, т. е. определять отношение  между составляющими ее элементами;

- система,  имея конкретные цели, должна  делать все для достижения  этих целей, а именно: формулировать  их, осуществлять соответствующие  меры, ориентировать на них население.

В связи  с этим основными функциями политической системы как целого являются следующие:

- определение  целей и задач общества, выработка  программ деятельности в соответствии  с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными  и конечными; экономическими, социальными,  политическими, идеологическими.

- мобилизация  ресурсов и организация деятельности  общества на осуществление целей  и задач;

- укрепление  единства общества;

- распределение  ценностей в соответствии с  интересами всего общества и  отдельных социальных групп, наций,  каждого человека;

- урегулирование  конфликтов.

     Функционирование  политической системы затрагивает  также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных  усилий.

     В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с  учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его  задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.

     Ведя  речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры  политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).

     Таким образом, политическая система - это  сложное образование, система особого  рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит  из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.

     Политическая  система общества состоит из взаимосвязанных  подсистем:

Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни, в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.

Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.

Функциональная  подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.

Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.

Культурная  подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в  обществе, а также характер и способ мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Типология  политической системы

     В политологической литературе существуют различные подходы к определению  типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

1. Рабовладельческая,  феодальная, капиталистическая, социалистическая  система с капиталистической  или социалистической ориентацией,  основой типологизации являются  общественно-экономические формации, авторами концепций являются  Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая,  авторитарная, тоталитарная, основой  типологизации выступает степень  демократичности власти и наличие  механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации  является политическая культура (однородная или разнородная), автор  Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная,  соревновательная, социопримирительная,  основой типологизации выступают  способы управления обществом,  автор В.Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой  типологизации является место  и роль государства в политической  системе, авторы: В.В. Радаев, О.Н. Шкартан.

     Из  изложенного выше видно, что политические системы можно исследовать с  разных позиций. Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют  лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть  этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу, при анализе  современной политической системы, существенно ограничивает представления  о ней в целом, так как в  политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также  межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.

         Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

     В отечественной философской и  политической литературе длительное время  считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая  формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием  выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы  по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные  политические системы.

     Традиционные  системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане  политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т.п. Но для них  политическая система существует как  бы рядом, она остается вне их; они  ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие  в ее акциях. Традиционные структуры  подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.

     Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в  культурном плане. Они обладают и  развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует  уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

     Французский политолог Ж. Блондэль различает  политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1) либеральные  демократии с опорой на либерализм  в принятии государственных решений;

2) коммунистические  системы с приоритетом равенства  социальных благ и пренебрежением  к либеральным средствам его  достижения;

3) традиционные  политические системы, управляемые  олигархиями с весьма неравномерным  распределением социальных и  экономических благ;

4) становящиеся  политические системы в развивающихся  странах с авторитарными средствами  управления;

5) авторитарно-консервативные  системы, цель которых - сохранение  социального и экономического  неравенства, но более действенными  средствами.

     Большинство западных политологов выделяют следующие  типы политических систем.

     Политические  системы англо-американского  типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

     Политические  системы тоталитарного  типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

     Континентально-европейские  системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

     Классификация политических систем необходима, так  как политическая наука изучает  не одну систему, а проводит сравнительный  политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в  их структуре, функциях и механизмах функционирования.

     Доиндустриальные  и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и  координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают  необходимость в применении насилия.

     Достаточно  распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления  политической власти на основе характера  и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

     Кроме того, современные политические системы  на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры. Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более  дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

     В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы  подразделяются на:

Информация о работе Политическая система: основные институты и их взаимодействия