Политическая система: основные институты и их взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место. В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.
Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовн

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие политической системы и ее внутренняя структура………....4
2.Типология политической системы……………………………………..12
Заключение………………………………………………………...………19
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Филиал  ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского»

     в г. Вязьме Смоленской области 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа 

     Дисциплина: «Политология» 

     Тема: «Политическая система: основные институты и их                                                                                              взаимодействия» 
 
 

     Факультет «Экономика и бизнес»

     Специальность 080507 «Менеджмент организации»

     Курс  IV

     Форма обучения: заочная 
 
 

     Студент:              Шестерикова Наталья Николаевна

     Руководитель:    Бабушкин А. Н. 
 
 
 
 

Вязьма

2011год 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие политической системы и ее внутренняя структура………....4

2.Типология политической системы……………………………………..12

Заключение………………………………………………………...………19

Список  литературы………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни  целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного  устройства, и новой России предстоит  найти в нем свое место. В последние  годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует  рассматривать в контексте общемировых  тенденций. Страна находится в кардинально  новой политической, социально-экономической  и духовно-нравственной ситуации.

     Россия  ищет себя: свой новый экономический  уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и  государственности. Центральное место  в переменах, происходящих сегодня  в России, принадлежит отечественной  политической системе.

     Бурная  ломка политических структур, радикальные  социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры народов России, становление  новых политических отношений - все  это наиболее впечатляющие особенности  современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов  в истории.

     Современная политическая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов национально-историческом, социально-психологической природы, В широком значении - это целый  мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее. Сложившаяся  система есть одновременно и причудливое  смешение противоположных идей, эпох, тенденций, разновременных и разнохарактерных реформ и изменений, противоречиво  соседствующих друг с другом в  одних и тех же актах и институтах и совокупный эффект которых во многом придает ей своеобразный колорит  и в то же время лишает ее логической связанности и культурной концептуальности. 
 
 

1. Понятие политической системы и ее внутренняя структура

     Политическая  система общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям  и установкам политического режима конкретного общества.

     Политическая  система включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического  участия, не институциональных политических отношений.

     Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной  ролью самой политики.

     Политическая  система общества определяется его  классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического  режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса  государства (конституционного, развитыми  или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и  культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности  (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

     Политическая  система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип  политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить  в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

     Политическая  система существует в политическом пространстве общества, которое имеет  территориальное измерение и  функциональное, определяемое сферой действия политической системы и  ее составных частей на разных уровнях  политической организации общества. В этом смысле будут различаться  пространства влияния тех или  иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов, границ политического и экономического управления, сферы политической жизни  общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный  политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется, эта фиксация составляет одну из задач  демократического процесса, определяющего  прерогативы власти, партий, органов  управления и др. элементов политической системы, а также отношений между  ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

     Современным политическим системам присуща структурная  дифференциация - относительно высокая  степень расслоения между структурами  по функциональному признаку, т.е. имеются  и законодательные собрания, и  административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.

     Рассмотрим  структуру политической системы - атрибут  всех реально существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация  системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структурные изменения в системе  вызывают изменения свойств самих  элементов, которые подчиняются  общим законам развития системы  как целого.

     Выделяются  четыре главные группы элементов  политической системы:

политическая  организация;

политические  отношения;

политические  и правовые нормы;

политическое  сознание и политическая культура.

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства законодательстве, которые регулируют принципы, формировали  деятельность органов государственной  власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

     Наиболее  активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цеди и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности. Именно благодаря организации осуществляет перевод идеологической или моральной  силы в материальную, к становятся правилами поведения. Организация  в следствие «выступает важнейшим  средством формирования единой воли.

     Политическая  система структурна, т.е. включает части  или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегауровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

     Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной  власти (разделенной в демократическом  обществе и в правовом государстве  на законодательную, исполнительную и  судебную). Вид политической системы  зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных  властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда; при приоритете права и закона).

     Особую  арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях - (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными  обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями  и т.п.). Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).

     На  том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры  и функции макровласти: скрытые  действия легальных учреждений высших рангов (государственных, партийных), секретные  документы, распоряжения, приказы и  т.п. акты (государственные и пр. секреты  и тайны), скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).

Другой  ряд легально существующих, во всяком случае, неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и неформально  входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.), группы давления (парламентские  лобби, близкое окружение государственной  администрации, мозговые центры при  руководителях государства и  партий. Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой  власти, которые непосредственно  слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они  расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной  власти и обществом, которое они  связывают с государством. Это  так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных  структур (обществ, союзов), крупные  предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия). Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации  осуществления политического процесса мезоуровень политической системы  играет ключевую роль. На этом уровне формируются  наиболее влиятельные бюрократические  аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К  скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно родственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние. Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне сформируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).

Информация о работе Политическая система: основные институты и их взаимодействия