Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:14, контрольная работа
В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место. В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.
Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовн
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие политической системы и ее внутренняя структура………....4
2.Типология политической системы……………………………………..12
Заключение………………………………………………………...………19
Список литературы……………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского»
в
г. Вязьме Смоленской
области
Контрольная
работа
Дисциплина:
«Политология»
Тема:
«Политическая система: основные институты
и их
Факультет «Экономика и бизнес»
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Курс IV
Форма
обучения: заочная
Студент: Шестерикова Наталья Николаевна
Руководитель:
Бабушкин А. Н.
Вязьма
2011год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие политической системы и ее внутренняя структура………....4
2.Типология политической системы……………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В
последние десятилетия мир стал
свидетелем впечатляющих изменений. Многое,
из того, что устоялось в жизни
целых поколений, пришло в движение
- экономический уклад, идеология, политические
отношения, государство, право. Задаются
новые параметры мирового общественного
устройства, и новой России предстоит
найти в нем свое место. В последние
годы российское общество претерпело
значительные изменения, которые следует
рассматривать в контексте
Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе.
Бурная ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры народов России, становление новых политических отношений - все это наиболее впечатляющие особенности современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории.
Современная
политическая система России - сложнейший
комплекс элементов, структур, норм, традиций,
образов национально-
1. Понятие политической системы и ее внутренняя структура
Политическая
система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу
Политическая
система включает организацию политической
власти, отношения между обществом
и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институциализацию
власти, состояние политической деятельности,
уровень политического
Политическая
система представляет собой одну
из частей или подсистем совокупной
общественной системы. Она взаимодействует
с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной образующими ее
общественное окружение, ее общественные
ресурсы наряду с ее природным
окружением и природными ресурсами
(демографическими, пространственно-
Политическая
система общества определяется его
классовой природой, социальным строем,
формой правления (парламентского, президентского
и т.п.), типом государства (монархия,
республика), характером политического
режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.), социально-политических
отношений (стабильных или нет, умеренно
или остроконфликтных либо консенсусных
и т.п.), политико-правового статуса
государства (конституционного, развитыми
или не развитыми правовыми
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов, границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется, эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Рассмотрим
структуру политической системы - атрибут
всех реально существующих объектов
и систем. Под структурой понимается
строение и внутренняя организация
системы, выступающая как единство
устойчивых взаимосвязей между ее элементами.
Структурные изменения в
Выделяются четыре главные группы элементов политической системы:
политическая организация;
политические отношения;
политические и правовые нормы;
политическое сознание и политическая культура.
Главные
элементы политической системы общества
и механизм их функционирования отражаются
в конституции государства
Наиболее
активной и динамичной частью политической
системы общества является его политическая
организация. Любой вид политической
деятельности осуществляется в организованных
формах - через совместные действия,
подчиненные единой цеди и регулирующиеся
определенными правилами, нормами,
принятыми данной общности. Именно
благодаря организации
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегауровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким
образом, на институциональном
Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях - (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.). Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).
На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов (государственных, партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты (государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).
Другой
ряд легально существующих, во всяком
случае, неконспиративных, сообществ,
примыкающих к макроуровню
Информация о работе Политическая система: основные институты и их взаимодействия