Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:31, курсовая работа
Современный летательный аппарат должен соответствовать высокому уровню безопасности полетов и экологическим требованиям по защите окружающей среды и охране здоровья человека.
На протяжении многих лет были выработаны механизмы прохождения процедур сертификации в авиационной промышленности.
По данным работ [12] от 20 до 50% всех отказов двигателя вызваны причинами нарушения нормальной работы топливной системы, причем большинство отказов связано с вышеперечисленными свойствами топлив. Исследования этих свойств топлив входят в комплекс квалификационных методов испытаний топлив для ГТД.
3. ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ТОПЛИВ. 3.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ В ТОПЛИВЕ.
Процессы окисления топлива воздухом на этапах его хранения, транспортирования и эксплуатации техники имеет огромное значение, поскольку они определяют соответствующие свойства топлива, влияющие на безопасность полета, например, химическую и физическую стабильность, воспламеняемость, склонность к нагарообразованию, выпадению кокса, охлаждающую способность, коррозионную активность. Наиболее сильно на безопасность полетов влияют твердые высокомолекулярные соединения (кокс), выпадающие на поверхность, взаимодействующую с топливом.
Природа возникновения кокса в основном связана с окислением топлива воздухом, растворенным в нем. Кислородные соединения, присутствующие в авиационных топливах, разделяются на две группы: растворимые и нерастворимые в топливной среде [4].
Растворимые кислородные соединения присутствуют в топливе, не нарушая его фазового состояния. Они не являются источниками образования в топливе второй фазы (смолы, отложения, осадок).
Нерастворимые кислородные соединения являются соединениями природного происхождения, часть из которых может присутствовать в топливе в виде мелкодисперсной фазы. Они являются источниками образования коксоотложений. Нерастворимых кислородных соединений в топливе значительно больше чем растворимых [13].
Интенсивность процессов жидкофазного окисления зависит от массовой концентрации кислорода в углеводородных и гетероатомных соединениях топлив. Интенсивность и глубина окислительных процессов падает при уменьшении массовой концентрации кислорода в растворе, что достигается введением в топливо азота или другого инертного газа. Р-азбавление азотом растворенного в моторном топливе кислорода до 0,6 - 0,8 мас.% приводит к повышению термоокислительной стабильности и по этому показателю прямогонное топливо становится близким к гидроочпщенному.
При
20°С и нормальном давлении в моторных
топливах в равновесном состоянии
кислород растворяется в количестве
4,6 - 5,0 см7100 мл. С увеличением плотности,
молярной массы и температуры
выкипания растворимость
Растворимость кислорода мало зависит от химического состава углеводородных топлив. Различия в растворимости связаны с поверхностным натяжением топлив, чем оно ниже, тем растворимость выше, а также растворимость кислорода в углеводородных топливах зависит от давления. С увеличением давления растворимость кислорода, впрочем, как и других газов в топливе, растет [13].
Окисление углеводородов протекает по цепной реакции, которая продолжается, пока не произойдет гибель активных частиц (в результате их взаимодействия с другими частицами, со стенками реакционного материала, с активными примесями и др.).
Кинетика протекания процессов образования отложений (второй фазы) в первую очередь обусловлена температурным фактором. При увеличении температуры жидкой фазы возрастает частота соударений молекул и активных свободных радикалов, что приводит к повышению скорости образования высокомолекулярных соединений, которые являются предшественниками образования отложений.
Окисление углеводородных топлив протекает по цепному механизму, который можно представить состоящим из следующих стадий: возбуждение молекул, зарождение активных центров, продолжение цепей, разветвление цепей, обрыв цепей.
Кинетику процесса
окисления углеводородов
0') 2RH* ->21Г+Н,
0") rh* + o£>r+hoo У Зарождение цепей
I) R + R'H->RH + R- I J v
V)Y rooR(S,-> rooh + r J Продолжен * . возбужденная
В отсутствии внешних воздействий (электромагнитные излучения, быстрые электроны и т.д.) образование активно свободных радикалов происходит при соударении двух моле^-ул по реакциям (0', 0") -- гомогенный механизм генерирования свободных радикалов.
Топливо_1 6
Активные свободные радикалы образуются также по гетерогенному механизму, вследствие взаимодействия на металлической поверхности (это обуславливает влияние на процесс образования отложений материала стенки, взаимодействующей с топливом).
RH 4 О !-> R + НОО
Свободные радикалы R и НОО десорбируются с поверхности в объем жидкого углеводорода и служат инициаторами цепного окисления.
Зарождение цепей обычно протекает одновременно по гомогенному и гетерогенному механизмам. Причем вклад каждого механизма в суммарную скорость зарождения цепей определить сложно. Так при длительном хранении углеводородного топлива в больших резервуарах зарождение цепей протекает в основном по гомогенному механизму, а в условиях интенсивного перемешивания жидкости преимущество может иметь гетерогенный механизм.
Окисление углеводородов в газовой фазе протекает уже при температурах выше 200"С. При этом становятся возможными другие, энергетически более выгодные, направления в цепном окислении углеводородов. Более вероятно зарождение цепей по гетерогенному механизму, протекающему с более высокой энергией активации. В условиях высоких температур, образующиеся свободные радикалы, оказываются нестабильными и подвергаются разложению до того, как прореагируют с молекулой углеводорода.
R ->СН3 (-С„1-Ьп
ROO -> R'O + СН3-СНО
R'O -> R" + НСНО
При этом распад
алифатических радикалов
Роль гндропероксида, как промежуточного продукта, при высокотемпературном окислении снижается. Основными веществами, ответственными за реакции вырожденного разветвления цепей становятся альдегиды:
НСНО + О2 -> НСО + НОО
СНз-СНО О2 -> СНз-С 0+ НОО
СН;-СО->С Hj+CO
Температура, давление, состав смеси, химические свойства углеводородов оказывают определяющее влияние на стабильность образующихся свободных радикалов и направление окислительного процесса.
Из-за различного влияния перечисленных параметров при температурах выше определенного предела наблюдается снижение скорости окисления.
Подобный характер температурной зависимости скорости окисления углеводородов объясняется изменением механизма реакций вырожденного разветвления с изменением температуры. Предполагается, что в области температур ниже 320С разветвление цепей происходит преимущественно по реакции:
ROO + RCI К) -> RO н НО + R'CO
i Ipn более высоких температурах возможно
ROO - R'CIIO-i R"0
(протекаете
более высокой энергией
RCHO + &,-> RC О + НОО и скорость окисления начинает возрастать.
Для углеводородных топлив. когда в смеси присутствуют естественные ингибиторы (1пН), в процессе окисления возникают реакции обрыва цепей (реакции, замедляющие процессы окисления), которые протекают по следующим зависимостям:
Обрыв цепи происходит из-за образования в реакции (7) стабильного свободного радикала ингибитора In, который мало активен и не способен к продолжению цепи окисления, но в тоже время легко вступает в реакции с активными радикалами (8) и обрывает цепь окисления.
Негативное влияние термоокислительных процессов на надежность работы ВРД приводит к необходимости поиска новых способов решения проблемы коксования каналов трубопроводов в топливных системах и форсунках, нагарообразования в камере сгорания.
Известно, чпо при подогреве углеводородного топлива до температур выше 400"С начинаются процессы термохимического превращения топлив, которые приводят к газообразованию (выход пирогаза при температурах выше 60()"С для индивидуальных углеводородов может составить до 100% масс, а для реактивных топлив до 50-90 % масс.) и оказывают существенное влияние на характеристики горения. При пиролизе в форсунки поступает топливо в основном в газообразном состоянии, жидкая фаза составляет 10-50 % масс, количество коксообразований в каналах топливной системы при этом снижается, т.к. уменьшается количество топлива в жидкой фазе, в которой собственно и протекают процессы окисления топлива воздухом, приводящие к образованию кокса.
Следует отметить, что процессы фазового перехода протекают с поглощением тепла. Таким образом, учитывая, что физический хладоресурс топлив, находящихся в жидкофазном состоянии, ограничен и составляет 600 кДж/кг, молено повысить хладоресурс топлив за счет физических и химических процессов. При кипении химический хладоресурс топлив достигает значений 800-1200 кДж/кг. а при термическом разложении топлив - 2500-4000 кДж/кг |14|. Это позволяет использовать явление термодеструкции для повышения хладоресурса топлив и применять реактивные топлива в системах охлаждения и регенерации ВРД.
Интерес представляет также то, что продукты термохимической деструкции обладают более высокой теплотой сгорания и меньшей молекулярной массой по сравнению с исходным топливом, находящемся в жидкой фазе. За счет этою может быть повышена эффективность термодинамического цикла ВРД.
Топливо_1 7
В основу кинетики процесса образования отложений при пиролизе топлив (интервал температур 600-800°С) можно положить двухстадийную кинетическую модель, включающую стадию термодеструкции углеводородов с образованием газа и высокомолекулярных промежуточных продуктов, а также стадию коксообразования из асфальтенов, содержащихся в высокомолекулярных продуктах [14].
CnHm > G + ВМП
kw
, асфальтены > кокс
где: С„Н,„ - топливо,
G - пирогаз, ВМП - высокомолекулярные промежуточные
продукты, к, - константа скорости объемных
брутто-реакций термодеструкции, kw
- константа скорости поверхностных брутто-реакций.
Термический распад углеводородов является сложным радикально - цепным процессом, включающим большое число элементарных стадий с участием свободных радикалов. При этом существуют значительные расхождения между величинами кинетических параметров при термической деструкции углеводородных топлив. В связи с этим исследование кинетики механизма образования коксоотложений, в том числе в процессе пиролиза топлив, с целью определения стадийных кинетических параметров, определяющих скорость образования кокса, является важнейшей задачей.
3.2. ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕССЫ
ОТЛОЖЕНИЙ.
Исследование
влияния режимов течения
Как показали исследования; при турбулентном режиме течения топлива увеличение температуры стенки реактора приводит к росту скорости образования коксоотложений, причем существует максимум скорости образования кокса, который для топлива JP-5 . по данным работ [18], наступает при температуре стенки 370°С. Опыты, проведенные при температуре стенки выше 400°С, показали, что отложения кокса далее растут с постоянной скоростью лишь для малых значений наработки, и в дальнейшем скорость роста коксоотложений уменьшается.