Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 23:24, курсовая работа
понятие, назначение, свойства конституции
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
П Л А Н
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
КОНСТИТУЦИИ
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
КОНСТИТУЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 2 -
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Объективные причины (источники) возникновения и существова-
ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз-
ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических
источников права. Под источником права в юридическом смысле пони-
маются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.
Основными видами источников конституционного права- являются нор-
мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а
также иногда международные
и внутригосударственные
мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют-
ся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные
акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские
регламенты, акты местного самоуправления.
Законы
принимаются обычно
да другими высшими органами власти - монархами в абсолютных мо-
нархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в
некоторых странах.
По степени важности и характеру регулируемых общественных
отношений законы подразделяются на основные (конституции), конс-
титуционные, органические и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и
свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного
строя, форму государства, устанавливают принципы организации и
деятельности государственных органов. В отдельных странах они ре-
- 3 -
гулируют не все отмеченные общественные отношения.
Конституционные законы как источники права имеют различное
значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня-
то, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес-
кие законы в ряде стран (обычно романской системы права) опреде-
ляют статус органов государства на основе бланкетных статей конс-
титуций. Например,
Конституции Франции
вание органическими законами статуса таких государственных орга-
нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосу-
дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший
совет магистратуры (ст. 65).
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых
странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла-
ментов.
Они
зачастую подлежат
являются источниками конституционного права, если содержат соот-
ветствующие нормы.
К
нормативно-правовым актам
нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.)
и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы,
декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками
конституционного права лишь в той части, в какой содержат его
нормы. Между ними существует определенная субординация: норматив-
ные акты нижестоящих государственных органов не должны противоре-
чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави-
тельств имеют наиболее широкую сферу действия.
Практически в каждой стране существуют конституционноправо-
вые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются офици-
- 4 -
альными источниками конституционного права.Это правила поведения,
нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых,
однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо
санкционированные государством. Чаще всего эти правила представ-
ляют собой
определенный способ реализщии констжуционно-
норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются.
Широкое распространение обычай получил в конституционном
праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе-
ния британской конституции существуют ныне именно в этой форме:
"король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты
Парламента", "лидер партии большинства - Премьер-Министр"; "ми-
нистры выходят в отставку, если перестают попьзоваться доверием
Палаты общин", "Палате лордов не принадлежит инициатива финансо-
вых биллей" и др.
Международные договоры служат источниками конституционного
права в случае когда регулируют конституционные проблемы и пре-
дусмотрено их непосредственное применение. В современных консти-
туциях многих государств содержатся положения о примате междуна-
родного права перед внутригосударственным. Это порождено процес-
сом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон об-
щественной жизни.
- 5 -
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
Конституция
- это Основной закон
лю господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно-
вы общественного и государственного строя, права и свободы чело-
века и гражданина.
Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле-
ние", "устройство". Конституция как Основной закон государства
учреждает политическую форму существования общества, систему го-
сударственных органов, устанавливает порядок их формирования и
способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и
гражданина.
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в
древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные
акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего
не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху пе-
рехода человечества от феодализма к капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс-
титуция США 1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции
1791 г. в результате
победы Великой французской
в. конституции
были приняты в большинстве
помощью господствующие классы стремились "... придать своей во-
ле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде за-
кона". Конституция как Основной закон государства появляется
только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым
равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво-
- 6 -
ряет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и
закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребнос-
тям и интересам господствующих классов или всего общества, конс-
титуция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической
стабильности государства, устойчивого функционирования его власт-
ных структур.
Закрепляя наиболее важные обшественные отношения, принципи-
альные положения и основополагающие устои общества, политическую
форму его существования, конституция служит правовой базой для
текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются,
раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем,
важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или
дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства,
текущее законодательство
наполняет его положения
держанием. При
этом конституционные нормы
ленность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего
законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха-
рактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества консти-
туции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абс-
трактного содержания ее положений она не подвержена постоянным
изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изме-
нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долго-
вечности.
Таким образом все другие законы и правовые предписания
властных структур государства должны соответствовать конституции
- их правовой
основе. Те из них, которые
онным принципам и нормам, подлежат отмене.
- 7 -
Конституции
можно классифицировать по
В зависимости от способа объективирования государственной воли
господствующего класса или всего общества конституции подразделя-
ются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и
неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы
конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы-