Конституция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

понятие, назначение, свойства конституции

Оглавление

1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Конституция.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

чаев.

     По  способу изменения, внесения поправок  и дополнений консти-

туции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля-

ются  конституции,  для  принятия и изменения которых  установлена

более сложная  процедура,  чем для обычных  законов государства.  К

обычным конституциям относятся те,  которые принимаются  и изменя-

ются в упрощенном порядке,  т.е.  в  порядке,  установленном  для

обычных парламентских  законов.

     В  зависимости от соответствия или несоответствия тем факти-

ческим общественным отношениям,  которые сложились  и господствуют

в обществе,  конституции  подразделяются на фиктивные  и  действи-

тельные.  Фиктивные  конституции не выражают общественные отноше-

ния, которые функционируют в стране. Они оторваны от действитель-

ности и сугубо формальны.  Действительные же конституции  являются

адекватным выражением и воплощением фактических общественных  от-

ношений, которые  сложились в обществе. Именно они  служат правовым

критерием социальной природы политической власти  и  государства,

способа их организации  и деятельности на соответствующей  террито-

рии, фактического статуса человека и гражданина.

                                                                      
 

 

                              - 8 - 
 
 
 

                  3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 
 
 

     Основные  черты  характеризуют  конституцию  как специфическую

реальность,  оказывающую  мощное воздействие на общественные отно-

шения.  Являясь  концентрированным политическим выражением состоя-

ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново-

полагающие сферы  его жизнедеятельности. Это и  находит свое вопло-

щение в ее характерных  чертах.

     Характерной  чертой Конституции РФ 1993 г.  является  ее адек-

ватный характер складывающимся в обществе общественным  отношени-

ям. Она отражает переходный характер российского общества, проти-

воречивый способ его существования.  В ней нашли  воплощение  то,

что  достигнуто  и отстаивается многонациональным  народом России:

многообразие форм собственности, конкуренция, свобода  экономичес-

кой деятельности,  политический и идеологический плюрализм, приз-

нание прав и свобод человека и гражданина,  федеративное устройс-

тво,  основанное на самоопределении и равноправии народов, самос-

тоятельный статус местною самоуправления и т.д.

     К  характерной черте Конституции  РФ 1993 г. относится наличие

в ней основополагающих положений.  Она содержит нормы, регулирую-

щие  наиболее  важные  общественные отношения  и служащие правовой

основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержа-

нию  они предельно  абстрактны,  ибо имеют своей  целью закрепление

 

                              - 9 - 

самого главного в общественных отношениях.

     Характерной  чертой Конституции России является также ее пря-

мое действие.  Это закреплено в статье 15 Основного  закона РФ. В

соответствии с  этим конституционные нормы не нуждаются  в каком ли-

бо ином правовом подтверждении.  Это  придает  им  действительную

высшую юридическую  силу и служит гарантом от их искажения.

     Наконец,  для Конституции Российской Федерации  характерны не-

зыблемость и  обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это

выражается в  том,  что Конституция провозглашает, что "признание,

соблюдение и  защита прав и свобод человека и гражданина - обязан-

ность государства" (ст.  2).  При этом особо подчеркивается,  что

"человек, его  права и свободы являются высшей  ценностью". В Конс-

титуции закрепляются и гарантируются права и свободы  человека  и

гражданина  в  соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного  права (статья 17).

      Таковы основные черты, свойственные  Конституции РФ.              

     Прежде  всего в отличие от предшествующих  конституций Консти-

туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком

разработки.

     Как  известно,  в силу сложившихся  обстоятельств и политичес-

кого противоборства между Президентом РФ и высшими  органами госу-

дарственной  власти  (Съезд народных депутатов,  Верховный  Совет)

осуществлялась разработка двух  проектов  Конституции Российской

Федерации.  7  мая  1993 г.  за подписью заместителя  Председателя

Конституционной комиссии Р.И.  Хасбулатова появляется постановле-

ние  "Об основных положениях проекта Конституции  Российской Феде-

рации", которым утверждался представленный рабочей группой проект

положений проекта  Основного Закона России. При этом в постановле-

 

                             - 10 - 

нии указывалось,  что подготовка этого проекта  осуществлялась  в

соответствии  с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов

Российской Федерации  от 12 марта 1993 г.  "О мерах по осушествле-

нию конституционной  реформы в Российской Федерации (о постановле-

нии седьмого Съезда.  народных депутатов Российской Федерации  "О

стабилизации конституционного строя Российской Федерации").

     В  связи с тем,  что хасбулатовский  вариант конституции изна-

чально  разрабатывался  в  плане  учреждения парламентарной формы

правления в России и низведения статуса президента до номинально-

го главы государства, Президент Российской Федерации своим указом

от 20 мая 1993 г. "О  созыве Конституционного совещания  и заверше-

нии  подготовки проекта Конституции Российской Федерации" учредил

Конституционное совещание,  которое призвано было выработать аль-

тернативный вариант конституции России. Это сделано после том как

6 мая 1993г.  Президент  РФ направил  в  Конституционную   комиссию

свой  проект  Основном Закона государства,  в  ответ на который за

подписью ответственного секретаря Конституционной  комиссии  О.Г.

Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского по-

явился документ,  в котором давалась негативная политико-правовая

оценка  президентского варианта конституции.  В частности,  в нем

утверждалось,  что в указанном проекте "президент  не только выво-

дится  за рамки  системы трех властей - законодательной,  исполни-

тельной и судебной,  - но и ставится над ними, что присуща, глав-

ным образом, для  авторитарных и весьма далеких от демократии форм

правления". При  этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований

для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и

что "при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный

и фактически безвластный  орган".

 

                             - 11 - 

     Именно  этим объясняется,  почему в  Постановлении Конституци-

онной комиссии "О  проекте Конституции (Основного  закона) Российс-

кой Федерации,  направленном Президентом Российской  Федерации  в

Конституционную комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. факти-

чески отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было

сказано в нем,  его "отдельные положения... существенно  ограничи-

вают экономические,  политические и гражданские права  человека  и

гражданина,  нарушают принцип разделения властей". Тем самым была

устранена почва  для достижения компромисса между  властями по про-

екту новой конституции  России.

     Конституционное  совещание, созванное Президентом,  продолжало

работу  над  проектом Основного закона государства  вне всяких кон-

тактов с Конституционной комиссией и Верховным Советом Российской

Федерации. Крайне обострившийся внутриполитический кризис в стра-

не в результате открытого противостояния властей  вынудил  Прези-

дента своим Указом от 21 сентября 1993 г. распустить Съезд  народ-

ных депутатов и Верховный Совет РФ.  Съезд народных депутатов от-

казался сложить  свои полномочия. В своем Постановлении "О полити-

ческом положении  в Российской Федерации в связи  с государственным

переворотом"  от  24 сентября 1993 г.  он квалифицировал действия

Президента как  попрание Конституции,  совершение государственного

переворота  и  установление режима личной власти.  При этом съезд

заявил,  что "действия граждан по защите конституционных  органов

власти,  преодолению  последствий государственного переворота рас-

цениваются как  исполнение общественного и  государственного  дол-

га".

     После  кровавых событий 3 - 4 октября  и стабилизации  внутри-

политической  обстановки  в  стране работа над  проектом Основного

 

                             - 12 - 

закона вступает в завершающую стадию.  В связи с  этим  Президент

своими распоряжениями от 11 октября 1993 г.  утверждает положения

о Государственной  и Общественной палатах Конституционного совеща-

ния.

     На  Государственную палату была  возложена обязанность по  вы-

работке предложений  по изменениям и дополнениям к  проекту Консти-

туции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по полити-

ческим,  социальным и экономическим вопросам. Общественная палата

Конституционного  совещания призвана была обеспечить  участие  об-

щественных объединений  в конституционном процессе.  Являясь орга-

низационной формой  их  взаимодействия  с  федеральными  органами

власти Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "не-

обходимые политические консультации по  широкому  кругу социаль-

но-политических вопросов",  она также вырабатывала предложения  по

изменениям и  дополнениям к проекту Конституции  Российской Федера-

Информация о работе Конституция