Конституция 1993г

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:08, доклад

Краткое описание

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов в РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.

Файлы: 1 файл

Доклад .docx

— 34.61 Кб (Скачать)

Начавшийся процесс  перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме  в РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов в РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.

В качестве высшего  органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно  действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный  орган РФ.

К ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции  РСФСР, внесение в нее изменений  и дополнений.

Тем не менее, страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом  расходились с проводимыми в  стране преобразованиями. Чтобы устранить  эти несоответствия, в редакцию старой конституции по-прежнему вносились  определенные и изменения, и дополнения, оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст  порождало в нем несогласованность  статей.

В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий. Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.

После его доработки  с учетом поступивших замечаний  по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован  в печати для обсуждения.

По решению  Конституционной комиссии официальный  проект Конституции был внесен в  октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного  Съезда народных депутатов.

 

После рассмотрения проект дорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных  органов, специалистов, граждан.

В марте 1992 года официальный проект Конституции  Российской Федерации был повторно опубликован в печати. В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки Президента Российской Федерации к официальному проекту  Конституции. Рабочая группа доработали проект с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации  и специалистов - юристов.

В итоге появился третий вариант официального проекта  Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992 года.

VII Съезд народных  депутатов Российской Федерации  обсудил вопрос о ходе работы  над проектом новой федеральной  Конституции и постановил, что  проект основных положений Конституции  в обязательном порядке направляется  субъектам Федерации, а затем  выносится на всероссийский референдум.

VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской  Федерации предложил Конституционной  комиссии направить на согласование  субъектам Федерации проект основных  положений новой Конституции  Российской Федерации.

IX (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской  Федерации подтвердил курс на  осуществление конституционной  реформы, то есть выработку  проекта основных положений новой  Конституции, согласование ее  с субъектами Российской Федерации  и последующее вынесение на  всероссийский референдум. Съезд  поручил Конституционной комиссии  представить согласованный с  субъектами Российской Федерации  проект "Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) Российской  Федерации - России" на рассмотрение  Верховного Совета Российской  Федерации с последующим вынесением  его на рассмотрение Съезда  народных депутатов Российской  Федерации.

То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов. 7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановление "Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации", которым утверждался представленный рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации".

В мае проект Конституции, одобренный Верховным  Советом, был опубликован. Он существенно  исправлял многие положения старой Конституции, содержал демократические  положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в  вопросах организации государственной  власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону  ущемления полномочий Президента.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять  ежегодные доклады об осуществлении  внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось  ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную "мину" под отношения двух властей.

Таким образом, процесс разработки проекта Конституции  Российской Федерации растянулся на три года. Бесконечные парламентские  дебаты завели конституционную реформу  в тупик. И хотя формально Президент  Российской Федерации оставался  Председателем Конституционной  Комиссии, именно он выступил с инициативой  созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта  Конституции Российской Федерации. Это было сделано после того, как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в  Конституционную комиссию свой проект Основного Закона государства. В  конституционной Комиссии президентский  вариант Конституции получил  негативную политико-правовую оценку. В Постановлении Конституционной комиссии "О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции. В Конституционной комиссии посчитали, что отдельные положения президентского проекта Конституции существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей.

В ответ 12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 " О мерах по завершении подготовки новой Конституции Российской Федерации", согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.

Своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации" Президент учредил  Конституционное совещание, которое  призвано было выработать альтернативный вариант конституции России.

Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных  органов власти; представителей органов  власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

Всего для завершения подготовки проекта были созданы  две палаты Конституционного совещания : Общественная и Государственная.

Общественная  палата Конституционного совещания  являлась организационной формой участия  общественных объединений в конституционном  процессе, взаимодействия этих объединений  с федеральными органами власти.

На Общественную палату Конституционного совещания  возлагалась выработка предложений  об изменениях и дополнениях к  проекту Конституции Российской Федерации, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим  вопросам. Президент вынес на обсуждение Совещания проект Конституции, но призвал  участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например, за то, что проект не содержал характеристики российского государства как социального. Президент РФ, по проекту, обладал чрезмерными правами по роспуску государственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта. После кровавых событий 3-4 октября 1993 г. и стабилизации внутриполитической обстановки в стране Президентом был издан Указ "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" от 7 октября 1993 г., который подтвердил действие на всей территории России законов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что до начала работы Федерального собрания правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Верховного Совета, осуществляется указами Президента. Также 7 октября 1993 года был издан указ " О Конституционном суде Российской Федерации", в котором констатировалась невозможность его деятельности, в связи с чем, приостанавливался созыв его заседаний до принятия новой Конституции.

Помимо этого, после октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента РФ " О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", в результате чего были прекращены полномочия Советов народных депутатов  и утверждены основные положения  о выборах в представительные органы государственной власти в  регионах. Это означало юридическую  ликвидацию советской власти в стране.

Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении всего года, так и не нашел своего конституционного разрешения. Это был  не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов различных  сил по коренным вопросам развития России. Он серьезно расшатал основы российского  федерализма и государственности  в целом. Вместе с тем, трагическое  завершение кризиса заставило граждан  и власти всех уровней еще острее осознать невозможность строительства  нового общества в рамках старой государственности. Принятие новой Конституции стало  не просто желательным, но остро необходимым.

Для решения  вопроса о конституционной реформе  на 12 декабря 1993 года было назначено  всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции  РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования  результатов голосования.

Во всенародном  голосовании по проекту новой  Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие  в голосовании. Это означало, что  Конституция принята.

По своей структуре  Конституция 1993 г. состоит из преамбулы  и двух разделов.

Конституцию открывает  преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая

тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она

имеет существенное значение для понимания смысла как  Конституции в целом, так

и ее отдельных  статей, поскольку именно во вводной  части указаны основания и

обстоятельства, послужившие поводом к изданию  Конституции и как бы

предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция  принята

многонациональным народом Российской Федерации, соединенным  общей судьбой на

своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для  дальнейшего

развития государства  и общества.

В преамбуле  Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация

которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей

конституционной реформы в России. Это:

1.      утверждение прав и свобод  человека,

2.      утверждение гражданского мира  и согласия в Российской Федерации,

3.      сохранение исторически сложившегося  государственного единства,

4.      возрождение суверенной государственности  России,

5.      утверждение незыблемости демократических  основ Российского государства,

6.      обеспечение благополучия и процветания  России.

Эти цели лежат  в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание

Конституции.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и  состоит из девяти глав:

1.      Основы конституционного строя.  Глава закрепляет исходные принципы

Информация о работе Конституция 1993г