Конституция 1993г

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:08, доклад

Краткое описание

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов в РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.

Файлы: 1 файл

Доклад .docx

— 34.61 Кб (Скачать)
gn:justify">конституционного  регулирования важнейших сторон жизни современного

российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое

положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и

недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений  государства и

религии.

2.      Права и свободы человека и  гражданина. Подробнее об этой  главе будет

сказано в главе  третьей данной работы.

3.      Федеративное устройство. В этой  главе развивается ряд существенных

положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в

частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в

ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской

Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы

государственной власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между

органами государственной  власти ее субъектов, а также на равноправии  и

самоопределении народов Российской Федерации.

4.      Президент. В соответствии со  ст. 80 Конституции именно Президент

обеспечивает  согласованное функционирование и  взаимодействие органов

государственной власти, определяет основные направления  внешней и внутренней

политики государства, которые затем реализуются в  соответствующих законах и

подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней.

В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции  положения: «Президент

Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав

и свобод человека и гражданина».

5.      Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает  основы организации и

деятельности  парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции

Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации

осуществляет  государственную власть в нашей  стране. Как установлено ст. 10,

государственная власть осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном  уровне Федеральное

Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

6.      Правительство РФ. Правительство  осуществляет государственную власть  в

Российской Федерации  наряду с Президентом, Федеральным  Собранием и судами

Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110

федеральное Правительство  осуществляет исполнительную власть Российской

Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что  Правительство -

высший орган  исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому

федеральному  органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает

статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.

7.      Судебная власть. В главе утверждается  понятие правового института

судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым,

нетрадиционным  подходом к раскрытию сущности названной  политико-юридической

категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность  и право

действовать независимо от других ветвей власти.

8.      Местное самоуправление. В этой  главе конкретизированы положения  об

основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного

самоуправления  приближается к общепринятому во многих странах эталону

местного самоуправления как демократического института.

9.      Конституционные поправки и пересмотр  конституции. В гл. 9

регламентируется  порядок изменения действующей  и принятия новой Конституции,

призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем

динамику его  развития с учетом постоянно меняющихся общественных

потребностей.

Второй раздел носит название «Заключительные  и переходные положения». Там

закрепляются  положения по вопросам, которые связаны  с введением новой

Конституции в  действие, фиксируется прекращение  действия прежне Конституции и

Федерального  Договора, порядок применения законов  и иных правовых актов,

действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых

продолжают действовать  ранее образованные органы

 

Конституция как  основной закон государства регулирует наиболее важные

коренные общественные отношения. Она не предназначена  для детального

регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи

конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны  признаки, отличающие ее от актов текущего

законодательства, которые в юридической науке  именуются юридическими

свойствами.

Одним из юридических  свойств конституции является её верховенство в правовой

системе. Верховенство конституции служит проявлением  доктрины господства

права и означает её приоритетное положение в системе  законодательства.

Верховенство  Конституции обеспечивается:

1) особым порядком  её принятия и изменения;

2) приданием  конституционным предписаниям высшей  юридической силы;

3) созданием  специального органа охраны конституционной  законности

(конституционным  судопроизводством).

За соблюдение конституционных предписаний и  обеспечение соответствия

Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов

субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и  Конституционный Суд РФ

(ст.125 Конституции).

Важным юридическим  свойством конституции является её стабильность, то

есть, незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт  долговременного действия. Стабильность проявляется во

взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии

на общественные отношения, составляющие объект конституционного

регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее

условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы  права,

укрепления федеративных связей, механизма осуществления  властных

государственных функций, гуманных отношений между  личностью, обществом,

государством.

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром,

фундаментом системы  права, Конституция действует не изолированно, а в рамках

этой системы. Конституция - органическая составная  часть и центральное звено,

главный структурообразующий  элемент системы права, её основной юридический

источник. Значение конституции проявляется и в  том, что она устанавливает

исходные начала функционирования всей системы права  и одновременно входит в

систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер

складывающимся  в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный

характер российского  общества, противоречивый способ его  существования. В ней

нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом

России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода  экономической

деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание  прав и свобод

человека и  гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и

равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной  черте Конституции РФ 1993 г. относится  и наличие в ней

основополагающих  положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные

общественные  отношения и служащие правовой основой  для текущего

законодательства. Поэтому по своему содержанию они  предельно абстрактны, ибо

имеют своей  целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также  ее прямое действие. Это

закреплено в  статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим

конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении.

Это придает  им действительную высшую юридическую  силу и служит гарантом от их

искажения.

Наконец, для  Конституции Российской Федерации  характерны незыблемость и

обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что

Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и  гражданина - обязанность государства» (ст. 2). При этом особо

подчеркивается, что «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью». В

Конституции закрепляются и гарантируются права  и свободы  человека и гражданина

в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права

(статья 17).

особенностью  Конституции РФ 1993 г. является ее отношение  к

федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской

Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным

административно-территориальным  единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

Такое Конституционное  решение проблемы федеративного  устройства России

выходит за рамки  традиционного понимания федерализации  государства и мировой

практики. В мировом  сообществе федерации основываются либо на межнациональных

отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением

(Индия, Бельгия)  либо на отношениях, лишенных  национального содержания (США,

ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В

Конституции РФ совмещается сугубо территориальный  и национальный принципы

построения федеративной организации государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одна из важнейших  исходных задач при

разработке проекта  Конституции состояла как раз  в том, чтобы создать

механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического,

общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая

не менее характерная  черта проявляется в провозглашении принципов, которые

еще предстоит  внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня  сказать, что

Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку  ее реализация

сталкивается  с массой трудностей, порождаемых  экономическими, со­циальными,

политическими и другими факторами. На конституцион­ном развитии, несомненно,

сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед  страной,

отсутствие должной  стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так  и слабые стороны самой Конституции,

обнаруживаются  «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все

можно было предусмотреть  на этапе подготовительной работы, да и обстановка

того времени  накладывала отпечаток на темпы  и результаты разработки

Конституции. Новое  законодательство, деятельность Конституционного Суда,

конституционная практика в целом, само время снимают  многие вопросы. Но жизнь

постоянно привносит  много нового и порой неожиданного. В этих условиях

обнов­ление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации,

Информация о работе Конституция 1993г