Конституция Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении и анализе органов конституционного контроля в России и во Франции: Конституционный Суд РФ и Конституционный совет Франции, что предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть понятие и содержание, структуру и состав данных органов.
• Рассмотреть организацию данных органов.
• Рассмотреть компетенцию этих органов и охарактеризовать их функции.

Оглавление

Введение
Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус
1.2. Структура и организация Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ
2.2. Полномочия Конституционного совета Франции
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Консти. курсовик.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

Глава 1. Состав, структура и организация  деятельности               Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции

5

1.1. Члены Конституционного Суда  РФ и Конституционного Совета  Франции и их правовой статус

5

1.2. Структура и организация Конституционного  Суда РФ и Конституционного  Совета Франции

10

Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции

15

2.1. Полномочия Конституционного Суда  РФ

15

2.2. Полномочия Конституционного совета  Франции

21

Заключение

26

Библиографический список

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особое место в системе отношений, регулируемых конституционным правом, занимают отношения, связанные с деятельностью такого судебного органа, как Конституционный Суд.

Конституционный Суд Российской федерации  является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим  судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

Законодательство о Конституционном  Суде состоит из  Конституции  РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный совет Франции - высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. Данный орган стоит особняком по отношению к другим органам конституционного контроля, поэтому он вызывает большой интерес.

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что институт конституционного контроля – один из важнейших компонентов правового государства, посредством которого обеспечивается демократия политической системы. И так как на Конституционный Суд является относительно молодым органом, то роль, место и порядок функционирования органов конституционного контроля в зарубежных странах не может не вызывать интерес – ведь их опыт (положительный и отрицательный) - ценнейшее достояние, и его изучение и использование позволяет избежать в ошибок или неудачных решений в дальнейшем.

Степень разработанности  темы исследования. Правовой статус Конституционного Суда РФ, его деятельность, его компетенция довольно часто выступают предметом исследований, однако должного внимания Конституционному совету во Франции не уделяется должного внимания в отечественной литературе.

 Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены известные работы ученых-правоведов по конституционному праву, таких как Крутоголов М.А. , Витрук  Н.В, Шульженко Ю.Л. , Баглай М.В. , Лучин В.О. , Козлова Е.И., Кутафин О.Е., а также нормативно-правовые акты РФ и Франции.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с контролем конституционности специальными органами в государствах.

Предмет исследования составляют деятельность Конституционного Суда РФ  и Конституционного совета Франции.

Цель данной работы заключается  в изучении и анализе органов конституционного контроля в России и во Франции: Конституционный Суд РФ и Конституционный совет Франции, что предполагает решение следующих задач:

    • Рассмотреть понятие и содержание, структуру и состав данных органов.
    • Рассмотреть организацию данных органов.
    • Рассмотреть компетенцию этих органов и охарактеризовать их функции.

Основой эмпирической базы исследования составляют: Конституция РФ и Федеральные  законы РФ, Конституция Франции, ордонансы и декреты. Автором изучена научная и учебная литература соответствующей тематики по общей теории права и конституционному праву.

Методы исследования. Методологическую базу исследования составляет диалектический метод научного познания социальных явлений. Исследования проводились  с использованием логических методов (анализа) и частных методов познания (изучения документов).

 

Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции

1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус

В соответствии со ст.4 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской федерации. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Таким образом, понятно, что главная роль в формировании состава Конституционного Суда принадлежит Президенту и Совету Федерации.

 При вступлении в должность судьи конституционного суда РФ Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более"1.

В соответствии со ст.12  ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи. Однако предельный возраст не распространяется на Председателя Конституционного Суда.

Что касается Конституционного совета, то ст. 56 Конституции Французской  республики гласит: «Конституционный совет состоит из девяти членов, мандат которых длится девять лет и не подлежит возобновлению. Конституционный совет обновляется на одну треть каждый три года. Три члена назначаются Президентом Республики, три - председателем Национального Собрания, три - председателя Сената». Сверх девяти указанных членов, в Конституционный совет в силу закона входят пожизненно бывшие президенты Республики. Перед вступлением в должность, назначенные члены Совета приносят присягу перед Президентом Республики. Они клянутся добросовестно и честно выполнять свои обязанности, беспристрастно осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики, сохранить тайну обсуждений и голосований в Совете, не занимать никакие государственные должности, не  давать никаких консультаций по вопросам, входящих в компетенцию Совета2.

В соответствии с Французской конституцией члены совета назначаются на девять лет3. Но конституционные положения были развиты ордонансом от 7 ноября 1958 года, и срок мандата получил два исключения. Прежде всего, в связи с первыми назначениями в совет президент Республики и председатели палат должны выделить среди трех назначаемых каждым членом лиц, мандат которых длился бы соответственно три года, шесть и девять лет (ст.2 ордонанса). Таким образом, были созданы условия для нормального обновления состава Совета - один раз в три года. Также было уточнено, что в случае открывшейся вакансии поста замещающий член назначается лишь на срок, оставшийся до конца мандата его предшественника (ст.12 ордонанса). Таким образом, нормальное назначение членов совета имеет место каждые три года. В срок не позднее, чем за 8 дней до истечения мандата члена совета президент Республики или председатели палат должны принять решение о назначении его преемника (ст.8 ордонанса).  Конституция Франции установила в ст.56, что мандат члена Совета невозобновляем. Однако в эту общую норму ордонанс от 7 ноября 1958 года внес немаловажное исключение. Согласно ст.12, в случае, если член Совета назначен, чтобы завершить незакончившийся мандат своего предшественника, и он замещает его не менее трех лет, он может быть вновь назначен по истечении срока этого мандата на 9-летний срок.  Что касается бывших президентов, то они занимают место в конституционном совете пожизненно и по праву. При учреждении Пятой республики считалось, что опыт президентов будет необходим для работы Конституционного совета. На практике оказалось, что они практически не участвуют в работе совета. Лишь экс-президент Р. Коти В. Ориоль заседали несколько раз в Совете4.

Следовательно, можно прийти к заключению, что в данных двух органов имеются  важные различия в составе, обусловленные  самой правовой природой данных органов. Однако присутствуют и общие черты, как наличие присяги,  также сходными моментами в назначении членов.

В ст.8 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливаются требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного суда  может стать лицо:

    • Являющееся гражданином Российской Федерации, достигшим ко дню назначения возраста не менее сорока лет
    • имеющее высшее юридическое образование
    • имеющее стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет
    • обладающее признанной высокой квалификацией в области права.
    • Обладающее безупречной репутацией

Что касается членов Конституционного совета, то каких-либо цензов для назначения не установлены. На его членов распространяется самое общее правило: обладать французским  гражданством и пользоваться гражданскими и политическими правами. Какие-либо квалификации  юридического характера  отсутствуют.

Таким образом, можно отметить, что  в сфере требований, которые могут предъявляться к желающим стать членами Конституционного Суда РФ и Конституционного совет, существуют различия, и они существенны, однако это объясняется в природе самих этих органов. Конституционный Суд РФ-это судебный орган, а значит, к его членам предъявляется строгие требования , соответствующие законодательству. Конституционный совет не является судебным органом, и требования, естественно, в определенной степени снижены. Однако нужно отметить, что практически все члены Совета на данный момент обладают высшим юридическим образованием и иными качествами.

ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 11 определены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ:

    • не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности
    • не может иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда
    • не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах
    • не вправе оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
    • не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью
    • не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
    • не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Для членов Конституционного совета в ордонансе от 7 ноября 1958 года также  закреплены определенные занятия и  действия, не совместимые с деятельностью  в Совете, например, члены Совета:

    • не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является  предметом рассмотрения Советом или  который может стать предметом рассмотрения, а также высказывать свое мнение по подобным вопросам.
    • Не вправе может принадлежать к политическим партиям и движениям
    • В течение срока своих полномочий члены Конституционного Совета не могут быть назначены на государственную должность, а если они являются государственными служащими, то они продолжают пользоваться правом на повышение по выслуге лет в своей администрации.
    • Не должны указывать свой пост в публикуемых документах, относящихся к любому виду публичной или частной деятельности5.(ст.2 декрет от 13 ноября 1959 года)
    • Не должны использовать титул члена совета при даче консультации, выступлении в качестве адвоката, председателя общества или ассоциации6.. (ст.2 декрет от 13 ноября 1959 года)

 

В соответствии со ст. 18 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного суда РФ прекращаются ввиду:

    • нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
    • достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
    • личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
    • утраты судьей гражданства Российской Федерации;
    • вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
    • совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
    • продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
    • неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
    • признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    • признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
    • объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
    • смерти судьи.

Информация о работе Конституция Франции