Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:25, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении и анализе органов конституционного контроля в России и во Франции: Конституционный Суд РФ и Конституционный совет Франции, что предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть понятие и содержание, структуру и состав данных органов.
• Рассмотреть организацию данных органов.
• Рассмотреть компетенцию этих органов и охарактеризовать их функции.
Введение
Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус
1.2. Структура и организация Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ
2.2. Полномочия Конституционного совета Франции
Заключение
Библиографический список
Содержание | |
Введение |
3 |
Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции |
5 |
1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус |
5 |
1.2.
Структура и организация |
10 |
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции |
15 |
2.1.
Полномочия Конституционного |
15 |
2.2.
Полномочия Конституционного |
21 |
Заключение |
26 |
Библиографический список |
27 |
Введение
Особое место в системе
Конституционный Суд Российской федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Законодательство о
Конституционный совет Франции - высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. Данный орган стоит особняком по отношению к другим органам конституционного контроля, поэтому он вызывает большой интерес.
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что институт конституционного контроля – один из важнейших компонентов правового государства, посредством которого обеспечивается демократия политической системы. И так как на Конституционный Суд является относительно молодым органом, то роль, место и порядок функционирования органов конституционного контроля в зарубежных странах не может не вызывать интерес – ведь их опыт (положительный и отрицательный) - ценнейшее достояние, и его изучение и использование позволяет избежать в ошибок или неудачных решений в дальнейшем.
Степень разработанности темы исследования. Правовой статус Конституционного Суда РФ, его деятельность, его компетенция довольно часто выступают предметом исследований, однако должного внимания Конституционному совету во Франции не уделяется должного внимания в отечественной литературе.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены известные работы ученых-правоведов по конституционному праву, таких как Крутоголов М.А. , Витрук Н.В, Шульженко Ю.Л. , Баглай М.В. , Лучин В.О. , Козлова Е.И., Кутафин О.Е., а также нормативно-правовые акты РФ и Франции.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с контролем конституционности специальными органами в государствах.
Предмет исследования составляют деятельность Конституционного Суда РФ и Конституционного совета Франции.
Цель данной работы заключается в изучении и анализе органов конституционного контроля в России и во Франции: Конституционный Суд РФ и Конституционный совет Франции, что предполагает решение следующих задач:
Основой эмпирической базы исследования составляют: Конституция РФ и Федеральные законы РФ, Конституция Франции, ордонансы и декреты. Автором изучена научная и учебная литература соответствующей тематики по общей теории права и конституционному праву.
Методы исследования. Методологическую базу исследования составляет диалектический метод научного познания социальных явлений. Исследования проводились с использованием логических методов (анализа) и частных методов познания (изучения документов).
Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус
В соответствии со ст.4 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской федерации. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Таким образом, понятно, что главная роль в формировании состава Конституционного Суда принадлежит Президенту и Совету Федерации.
При вступлении в должность судьи конституционного суда РФ Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более"1.
В соответствии со ст.12 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи. Однако предельный возраст не распространяется на Председателя Конституционного Суда.
Что касается Конституционного совета, то ст. 56 Конституции Французской республики гласит: «Конституционный совет состоит из девяти членов, мандат которых длится девять лет и не подлежит возобновлению. Конституционный совет обновляется на одну треть каждый три года. Три члена назначаются Президентом Республики, три - председателем Национального Собрания, три - председателя Сената». Сверх девяти указанных членов, в Конституционный совет в силу закона входят пожизненно бывшие президенты Республики. Перед вступлением в должность, назначенные члены Совета приносят присягу перед Президентом Республики. Они клянутся добросовестно и честно выполнять свои обязанности, беспристрастно осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики, сохранить тайну обсуждений и голосований в Совете, не занимать никакие государственные должности, не давать никаких консультаций по вопросам, входящих в компетенцию Совета2.
В соответствии с Французской конституцией члены совета назначаются на девять лет3. Но конституционные положения были развиты ордонансом от 7 ноября 1958 года, и срок мандата получил два исключения. Прежде всего, в связи с первыми назначениями в совет президент Республики и председатели палат должны выделить среди трех назначаемых каждым членом лиц, мандат которых длился бы соответственно три года, шесть и девять лет (ст.2 ордонанса). Таким образом, были созданы условия для нормального обновления состава Совета - один раз в три года. Также было уточнено, что в случае открывшейся вакансии поста замещающий член назначается лишь на срок, оставшийся до конца мандата его предшественника (ст.12 ордонанса). Таким образом, нормальное назначение членов совета имеет место каждые три года. В срок не позднее, чем за 8 дней до истечения мандата члена совета президент Республики или председатели палат должны принять решение о назначении его преемника (ст.8 ордонанса). Конституция Франции установила в ст.56, что мандат члена Совета невозобновляем. Однако в эту общую норму ордонанс от 7 ноября 1958 года внес немаловажное исключение. Согласно ст.12, в случае, если член Совета назначен, чтобы завершить незакончившийся мандат своего предшественника, и он замещает его не менее трех лет, он может быть вновь назначен по истечении срока этого мандата на 9-летний срок. Что касается бывших президентов, то они занимают место в конституционном совете пожизненно и по праву. При учреждении Пятой республики считалось, что опыт президентов будет необходим для работы Конституционного совета. На практике оказалось, что они практически не участвуют в работе совета. Лишь экс-президент Р. Коти В. Ориоль заседали несколько раз в Совете4.
Следовательно, можно прийти к заключению, что в данных двух органов имеются важные различия в составе, обусловленные самой правовой природой данных органов. Однако присутствуют и общие черты, как наличие присяги, также сходными моментами в назначении членов.
В ст.8 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливаются требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного суда может стать лицо:
Что касается членов Конституционного совета, то каких-либо цензов для назначения не установлены. На его членов распространяется самое общее правило: обладать французским гражданством и пользоваться гражданскими и политическими правами. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют.
Таким образом, можно отметить, что в сфере требований, которые могут предъявляться к желающим стать членами Конституционного Суда РФ и Конституционного совет, существуют различия, и они существенны, однако это объясняется в природе самих этих органов. Конституционный Суд РФ-это судебный орган, а значит, к его членам предъявляется строгие требования , соответствующие законодательству. Конституционный совет не является судебным органом, и требования, естественно, в определенной степени снижены. Однако нужно отметить, что практически все члены Совета на данный момент обладают высшим юридическим образованием и иными качествами.
ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 11 определены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ:
Для членов Конституционного совета в ордонансе от 7 ноября 1958 года также закреплены определенные занятия и действия, не совместимые с деятельностью в Совете, например, члены Совета:
В соответствии со ст. 18 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного суда РФ прекращаются ввиду: