Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:27, контрольная работа
Франция – это государство, внесшее один из самых значительных вкладов в развитие конституционализма в мире. С конца XVIII века по конец XX века во Франции сменилось 4 республики, 4 монархии, в том числе 2 империи. Принято около 20 различных конституций, конституционных хартий и конституционных законов.
Франция – это государство, внесшее один из самых значительных вкладов в развитие конституционализма в мире. С конца XVIII века по конец XX века во Франции сменилось 4 республики, 4 монархии, в том числе 2 империи. Принято около 20 различных конституций, конституционных хартий и конституционных законов.
1. Конституция Франции 1958 года
Процесс подготовки и принятия Конституции Франции 1958 г
Проект Конституции Франции
был разработан Правительством и
Конституционным
Структура и основные черты Конституции
Первоначальная редакция Конституции состояла из 92 статей, сведенных в 15 разделов и краткой преамбулы, в которой заявлялось о приверженности французского народа правам человека и принципам национального суверенитета в том виде, как они были определены в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и дополнены в Преамбуле к Конституции 1946 года.
Таким образом, Конституция 1958 года состоит из трех текстов: Основного закона, принятого в 1958 г., Декларации 1789 г. и Преамбулы к Конституции 1946 года.
Основная масса статей конституционного текста 1958 г. посвящена организации публичной власти во Франции. Достаточно подробно урегулирован статус и полномочия Президента Республики, место и роль Правительства и характер его взаимоотношений с Парламентом. Конституция содержит развернутые положения, относящиеся к организации законодательной власти, статусу Конституционного совета, содержатся нормы, закрепляющие независимость судебной власти, а также организацию самоуправления на местах.
В первой же статье Конституции
устанавливается, что Франция является
неделимой, светской, демократической
и социальной Республикой. Причем,
налагается запрет на пересмотр республиканской
формы правления. По форме правления Франция
полупрезидентская республика, по форме
государственно-
Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Установлено также, что договоры и соглашения, ратифицированные Францией имеют приоритет над внутренним законодательством.
Конституция 1958 г. не содержит
положений о социально-
Конституционный контроль
В целях осуществления правовой охраны Конституции в ее VII разделе предусмотрено создание квазисудебного органа конституционного контроля – Конституционного совета, 9 членов которого в равной пропорции назначаются Президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания. Полномочия членов совета длятся 9 лет, без назначения на 2-ой срок. В его состав пожизненно входят бывшие президенты Республики. Конституционный совет не имеет права принимать к рассмотрению вопрос о конституционализации закона, вступившего в законную силу, и поэтому осуществляется предварительный контроль за соответствием законопроектов и законопредложений Конституции. С запросами в Конституционный совет могут обращаться: Президент Республики, председатель Правительства, председатели палат Парламента, группы парламентариев не менее 60 человек. Все органические законы и Регламенты палат Парламента подлежат обязательному рассмотрению Конституционным советом. Последующий конституционный контроль допускается с 1990 года только по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушения законом их конституционных прав, но только после рассмотрения этих жалоб в суде или Государственном совете.
Государственный совет также является квазисудебным органом конституционного контроля, но только в отношении актов регламентарной власти, которые издаются Президентом и Правительством. Этот орган, назначаемый Президентом, дает также заключения правительству о соответствии его актов закону. Государственный совет Франции является одновременно высшим административным судом страны.
Порядок пересмотра конституции
Конституция Франции по способу
ее изменения является «особо жесткой»,
так как для ее пересмотра требуется
проведение двух этапов: 1) принятие поправок;
2) их ратификации. Согласно ст. 89 инициатива
пересмотра Конституции принадлежит
Президенту, действующему по предложению
Премьер-министра, и членам Парламента.
Проект пересмотра сначала должен быть
одобрен в каждой из палат Парламента
абсолютным большинством голосов в
идентичной редакции. После принятия
поправок требуется их обязательная
ратификация, осуществляемая двумя
способами: 1) на референдуме; 2) на заседании
Конгресса, где собираются совместно
обе палаты парламента. Здесь необходимо
квалифицированное большинство
голосов в 3/5. Право выбирать способ
ратификации принадлежит