Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:26, реферат
Гражданское общество — система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог — они не антиподы.
Тем не менее государство
и право — относительно самостоятельные
явления и их отождествление недопустимо,
дистанция между ними всегда сохраняется.
По образному выражению М.А. Аржанова,
«государство и право ни на минуту
не остаются наедине, с глазу на глаз.
У каждого из них своя жизнь, свои
цели, задачи, методы. Они взаимодействуют,
но не сливаются, не поглощают друг
друга».
Н.А. Бердяев различал
два типа учений об отношениях права
и государства, Первый тип он называл
государственным позитивизмом, который
видит в государстве источник
права (теория и практика самодержавия,
абсолютизма). Противоположный тип
признает абсолютность права и относительность
государства: право имеет своим
источником не то или иное положительное
государство, а трансцендентную
природу личности. Не право нуждается
в санкции государства, а государство
должно быть санкционировано правом, судимо
правом, подчинено праву, растворено в
праве.
Здесь выражен, с
одной стороны, этатистский подход
к взаимосвязи государства и
права, который безраздельно господствовал
в советской политико-
Идея правового
государства предполагает связанность
власти правом, законами, которые она
обязана уважать и соблюдать.
Согласно этой идее право — не просто
«спутник» государства или его
«приложение», «придаток»; в нетоталитарной
системе оно способно играть существенную
ограничительную роль. Это один из
фундаментальных принципов
В современной литературе
указывается натри возможные
модели во взаимоотношениях государства
и права: 1) тоталитарная (государство
выше права и им не связано); 2) либеральная
(право выше государства); 3) прагматическая
(государство создает право, но связано
им). Первая — для России не подходит;
вторая — выражает, скорее, желаемое;
третья, также по своей сути либеральная,
но она ближе к нынешним реальностям.
Именно эта модель сегодня практически
осуществима.
Наиболее рациональное
решение вопроса может быть найдено
не на путях противопоставления государства
и права, а на путях их «взаимовыгодного
сотрудничества», что при нормальном
ходе вещей обычно и происходит.
Словосочетания «государственное право»
и «правовое государство» уже
одним своим звучанием и
Право выступает
государственным регулятором
Важны и нужны
оба эти института: один — как
организация силы, другой — как
форма выражения воли. В их логической
связке объективную ценность имеет
не только право (о чем в последнее
время чаще всего говорят и пишут), но и
государство. Более того, на определенных
этапах именно твердая государственность
оказывается более всего необходимой.
Не переживаем ли мы сегодня как раз такой
период?
Между государством
и правом могут быть противоречия,
коллизии, расхождения (в целях, методах,
устремлениях), их отношения не всегда
складываются гладко. Помимо прочих причин
это объясняется тем, что государство
и право, будучи тесно связанными,
в то же время в некотором роде
— «антиподы», их позиции не во всем
совпадают. Власть имеет тенденцию
к неограниченности, выходу из-под
контроля, она тяготится всякой внешней
зависимостью, а право стремится
«поставить ее на место», ввести в юридические
рамки. «Право существует и развивается
в известном противоборстве с
государством... оно — мощный антитоталитарный
фактор» (С.С. Алексеев).
В свое время концепция
правового государства
В этих условиях праву
не придавалось сколько-нибудь самостоятельного
значения, его всячески принижали, отодвигали
на второй план. В лучшем случае в
нем видели политико-идеологическую
силу, орудие в руках господствующего
класса. На этой почве укоренился и
расцвел правовой нигилизм.
Лишь в середине
80-х гг. минувшего столетия с выдвижением
идеи правового государства и
признанием таких его принципов,
как верховенство закона, уважение
к праву, положение стало меняться.
Но скорее в теории, а не на практике.
В праве начали усматривать не
только один из рычагов политики, но
и общепризнанную историческую, социальную
и культурную ценность.
Соотношение государства
и права включает в себя три
главных аспекта: единство, различие
и взаимодействие.
Единство, как уже
показано, выражается в их происхождении,
типологии, детерминированности
О родственности
указанных понятий говорит и
то, что они традиционно изучаются
одной наукой — общей теорией
государства и права. Ведь государственное
и правовое развитие — единый процесс.
Поэтому его искусственный
Сказанное не означает,
что все, свойственное государству,
свойственно и праву, и наоборот.
Они остаются достаточно автономными
и самобытными образованиями. Именно
поэтому познание сущности государства
и права предполагает необходимость
выявления как их общих, так и
специфических черт.
Различия вытекают
уже из определений этих понятий,
их онтологического статуса и
общественной природы. Если государство
есть особая политико-территориальная
организация публичной власти, то
право — система официально установленных
и охраняемых норм, выступающих регуляторами
поведения людей. У них разное
социальное назначение, различные роли.
Государство олицетворяет силу, а
право — волю. Эти категории
лежат в разных плоскостях, не совпадают
по форме, структуре, элементному составу,
содержанию.
Взаимодействие государства
и права выражается в многообразном
влиянии их друг на друга. Воздействие
государства на право состоит
прежде всего в том, что оно
его создает, изменяет, совершенствует,
охраняет от нарушений, претворяет в
жизнь. «Право формируется при непременном
участии государства, оно есть непосредственный
продукт, результат государственной
деятельности».
Разумеется, первопричины
права лежат не в государстве
как таковом, а в социальной необходимости,
общественных потребностях. Но после
того как эти потребности осознаются
государством, оно переводит их на
язык законов, юридических норм, т.е.
создает, учреждает право. Правотворчество
— исключительная прерогатива государства.
При этом имеется в виду как
аутентичное (авторское) правотворчество,
так и делегированное.
Государство либо само
устанавливает правовые нормы, либо
санкционирует уже действующие.
Оно может также делегировать
возможность принимать
Это значит, что процесс
формирования права может идти как
сверху вниз, так и снизу вверх,
вырастая из народных корней, обычаев,
традиций, индивидуальной саморегуляции,
и государству остается лишь согласиться
с этим, закрепить сложившиеся
правила в законах. Словом, власть
не является единственной правотворящей
силой. В известном смысле право
создается всем обществом.
Но в конечном
счете право исходит все же
от государства как официального
представителя общества. Так что
без его ведома или вопреки
его воле «свое» право никто создавать
не может. В противном случае нельзя
говорить о суверенности власти. Разумеется,
если под правом наряду с юридическими
нормами также понимать естественные
и неотчуждаемые права
Однако и прирожденные,
естественные права личности государство
обязано признавать/уважать, защищать,
способствовать их осуществлению (см.
ст. 2 Конституции РФ). Правовое государство
потому и называется правовым, что
оно действует на основе и в
соответствии с этими правами. Правоохранительная
и правообеспечительная его миссия
неоспорима.
Не менее существенно
и многообразно обратное влияние
права на государство. Право прежде
всего легализует и конституирует
государственную деятельность, определяет
ее общие границы (пределы), дозволенность
или недозволенность, обеспечивает
контроль над легитимностью (законностью)
этой деятельности, ее соответствие международным
стандартам.
С помощью права
закрепляются внутренняя организация
государства, его форма, структура,
аппарат (механизм) управления, статус
и компетенция различных
Посредством права
осуществляются задачи и функции
государства, проводится его внутренняя
и внешняя политика, законодательно
определяется и закрепляется общественный
строй, положение личности в обществе.
Собственно, вся основная государственная
«работа» должна протекать и протекает
в правовом режиме, в юридических
формах, процедурах.
Таким образом, между
государством и правом существуют сложные
и многосторонние диалектические взаимосвязи
и взаимопроникновения, которые
необходимо учитывать как при
теоретическом осмыслении данных институтов,
так и в реальном процессе проводимых
в стране демократических
России полноценное
гражданское общество, обеспечить в
нем стабильность, порядок, законность.
Юридическая ответственность
как мера государственного принуждения
Ответ:
Для правовой науки
и практики очень важно выяснить
соотношение и взаимосвязь
Юридическая ответственность
чаще всего определяется через различные
формы государственного принуждения.
Это объясняется тем, что правовая
ответственность, как правило, рассматривается
лишь в негативном аспекте. В результате
вся проблема ответственности сводится
в основном к борьбе с преступностью.
Между тем государственное
принуждение применяется только
при реализации негативной (ретроспективной)
ответственности как
Необходимо иметь
в виду, что в условиях демократизации
государственно-правовой и общественной
жизни страны, совершенствования
законодательства, механизма его
действия значение позитивной ответственности
возрастает, в то время как сфера
использования принуждения
В государстве, где
законы имеют конструктивную силу,
способствуют развитию свободы, предприимчивости,
инициативы, граждане заинтересованы
в сознательном и добровольном их
соблюдении, проявляют действительно
ответственное отношение к
Юридическая ответственность
— это не всегда реакция государства
на противоправное деяние. Свидетельством,
что ответственность и