Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:26, реферат
Гражданское общество — система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог — они не антиподы.
Характерные черты
правового государства и
Ответ:
Гражданское общество
— система негосударственных
организаций, объединений, учреждений,
институтов, политических партий, профессиональных
и иных союзов, других неправительственных
структур, взаимодействующих с
Россия провозгласила
цель построения гражданского общества
и правового государства. Следовательно,
их пока еще нет. Однако общие контуры
возводимого здания ясны, известны
основные элементы (узлы, блоки, несущие
конструкции). Но одно дело — проект,
другое — его реальное воплощение
в жизнь. Сложился пока только некий
идеальный образ гражданского общества,
требующий глубокого научного осмысления.
К тому же реализация замысла осуществляется
в труднейших условиях российской действительности.
Сущность гражданского
общества состоит в том, что оно
объединяет и выражает прежде всего
интересы граждан, их чаяния, свободу,
запросы, потребности, а не волю правящих
элит, власти, государства. Последнее (государство)
призвано выступать лишь слугой общества,
его доверенным представителем. Государство
для общества, а не общество для
государства. В то же время антагонизма
между ними не должно быть.
Можно указать ряд
наиболее общих идей и принципов,
лежащих в основе любого гражданского
общества, независимо от специфики
той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая
свобода, многообразие форм
2) безусловное признание
и защита естественных прав
человека и гражданина;
3) легитимность и
демократический характер
4) равенство всех
перед законом и правосудием,
надежная юридическая
5) правовое государство,
основанное на принципе
6) политический и
идеологический плюрализм,
7) свобода мнений,
слова и печати, независимость
средств массовой информации;
8) невмешательство
государства в частную жизнь
граждан, их взаимные
9) классовый мир,
партнерство и национальное
10) эффективная социальная
политика, обеспечивающая достойный
уровень жизни людей.
Гражданское общество
— не государственно-политическая,
а главным образом
Роль государства
заключается в первую очередь
в том, чтобы охранять правопорядок,
бороться с преступностью, создавать
необходимые условия для
Гражданское общество
начинается с гражданина и его
свободы. Само звание «гражданин» в
свое время звучало как синоним
независимости, равноправия, достоинства
и самоуважения личности. Оно противопоставлялось
всевозможным сословным чинам, привилегиям,
кастовым различиям, воспринималось как
вызов угнетенному положению людей, неравенству
и ограничению в правах. Статус «подданных»,
крепостных был унизительным или по крайней
мере ущемленным, не говоря уже о положении
рабов.
Гражданское общество
— открытое, демократическое, антитоталитарное,
саморазвивающееся общество, в котором
центральное место занимает человек,
гражданин, личностьСоставными элементами
гражданского общества являются: 1) личность;
2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность
и предпринимательство; 6) социальные
группы, слои, классы; 7) частная жизнь
граждан и ее гарантии; 8) институты
демократии; 9) общественные объединения,
политические партии и движения; 10)
независимое правосудие; 11) система
воспитания и образования; 12) свободные
средства массовой информации; 13) негосударственные
социально-экономические
Общественным сознанием
правовое государство воспринимается
как такой тип государства, власть
которого основана на праве, им ограничивается
и через него реализуется. Но такое
представление, хотя и верное по сути,
недостаточно для адекватного понимания
феномена правового государства, представляющего
собой сложную, многофакторную систему.
В идее правового
государства можно выделить два
главных аспекта:
1) свободу человека,
наиболее полное обеспечение
его прав;
2) ограничение правом
государственной власти.
В философском смысле
свобода может быть определена как
способность человека действовать
в соответствии со своими интересами,
опираясь на познание объективной необходимости.
В правовом государстве в отношении
человека создаются условия для
его юридической свободы, реализуется
механизм правового стимулирования,
в основе которого лежит принцип
«не запрещенное законом
Человек как автономный
субъект свободен распоряжаться
своими способностями, собственностью,
имуществом. Право же, являясь формой
и мерой свободы, должно максимально
раздвинуть границы ограничений
личности прежде всего в экономике,
сфере внедрения научно-
Наиболее крупные
и значимые блоки права-стимула
в отношении личности (свобода, собственность,
равенство и т.д.) воплощаются
в формуле «права человека», которые
являются фундаментальными в том
плане, что призваны обеспечивать первичные
предпосылки достойного существования
и лежат в основе конкретных многообразных
субъективных прав личности.
Права человека как
главное звено правового режима
стимулирования для индивида есть источник
постоянного воспроизводства
Права человека и
правовое государство, несомненно, характеризуются
общими закономерностями возникновения
и функционирования, ибо существовать
и эффективно действовать они
могут только в одной «связке».
Оба феномена имеют в своей
основе право, хотя роль последнего для
них практически прямо
Именно в связанности,
ограничении правом государства
и заключается сущность правового
государства. Здесь право выступает
как антипод произвола и как
барьер на его пути. Ведь поскольку
политическая власть (главным образом
власть исполнительная) имеет склонность
вырождаться в различные
Правовые ограничения
необходимы для того, чтобы недостатки
властной личности не трансформировались
в пороки государственной власти.
Вот почему можно сказать, что
правом ограничиваются не собственно
управляющие воздействия со стороны
государственных структур на личность,
а лишь необоснованные и противоправные
ущемления интересов граждан.
В условиях демократии
право как бы «меняется местами»
с государством — утверждается верховенство
первого и право возвышается
над государством.
Итак, правовое государство
— это организация политической
власти, создающая условия для
наиболее полного обеспечения прав
и свобод человека и гражданина,
а также для наиболее последовательного
связывания с помощью права государственной
власти в целях недопущения злоупотреблений.
Из определения
правового государства можно
выделить два главных принципа (две
стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное
обеспечение прав и свобод
человека и гражданина (социальная
сторона);
2) наиболее последовательное
связывание посредством права
политической власти, формирование
для государственных структур
режима правового ограничения
(формально-юридическая
Принципами правового
государства, отличающими его от
государства неправового, являются:
наиболее полное
обеспечение прав и свобод человека
и гражданина;
наиболее последовательное
связывание с помощью права политической
власти, формирование для государственных
структур режима правового ограничения;
разделение властей
на законодательную, исполнительную и
судебную;
федерализм;
верховенство закона;
взаимная ответственность
государства и личности;
высокий уровень
правосознания и правовой культуры
в обществе;
наличие гражданского
общества и осуществление контроля
с его стороны за выполнением
законов всеми субъектами права
и др.
Исторически государство
и право (как система исходящих
от публичной власти норм) возникают
одновременно в силу одних и тех
же причин, а именно в результате
разложения родового общества и перехода
его в более высокое, цивилизованное
состояние. Одновременно — не значит
одномоментно и адекватно. Речь идет
о сравнительно длительном периоде,
в рамках которого генезис права
и государства имеет свои особенности.
Но в принципе «родословная» у
названных явлений одинакова, их
типология, социальные и гносеологические
корни совпадают.
В науке широко известно
классическое и достаточно обоснованное
положение о том, что «на определенной,
весьма ранней ступени развития общества
возникает потребность охватить
общим правилом повторяющиеся изо
дня вдень акты производства, распределения
и обмена продуктов, позаботиться о
том, чтобы отдельный индивид
подчинился общим условиям производства
и обмена. Это правило, вначале
выражающееся в обычае, становится
затем законом. Вместе с законом
возникают и органы, которым поручается
обеспечивать его соблюдение, —
публичная власть, государство» (Ф.
Энгельс).
Таким образом, право
вырастает из обычаев и экономической
необходимости. Как заметил Ф. Энгельс,
«люди забывают о происхождении
права из экономических условий,
подобному тому, как они забыли
о своем собственном
Есть и другие
теории, школы, концепции, объясняющие
так или иначе происхождение
и сущность права, — естественная,
историческая, социологическая, нормативистская.
Бесспорно, что на формирование права,
помимо экономических причин, оказывают
свое влияние также культурные, национальные,
религиозные, этнические, геополитические
и другие факторы.