Гражданское общество в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:26, реферат

Краткое описание

Гражданское общество — система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог — они не антиподы.

Файлы: 1 файл

граждан общестро в россии.docx

— 35.45 Кб (Скачать)

Характерные черты  правового государства и гражданского общества. Соотношение понятий государство, правовое государство и гражданское  общество 

Ответ: 

Гражданское общество — система негосударственных  организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных  структур, взаимодействующих с официальной  властью на равноправной основе. В  идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью  и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог — они не антиподы. 

Россия провозгласила  цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры  возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие  конструкции). Но одно дело — проект, другое — его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий  идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности. 

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно  объединяет и выражает прежде всего  интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство  для общества, а не общество для  государства. В то же время антагонизма  между ними не должно быть. 

Можно указать ряд  наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики  той или иной страны. К ним относятся: 

1) экономическая  свобода, многообразие форм собственности,  рыночные отношения; 

2) безусловное признание  и защита естественных прав  человека и гражданина; 

3) легитимность и  демократический характер власти; 

4) равенство всех  перед законом и правосудием,  надежная юридическая защищенность  личности; 

5) правовое государство,  основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей; 

6) политический и  идеологический плюрализм, наличие  легальной оппозиции, многопартийности; 

7) свобода мнений, слова и печати, независимость  средств массовой информации; 

8) невмешательство  государства в частную жизнь  граждан, их взаимные обязанности  и ответственность; 

9) классовый мир,  партнерство и национальное согласие; 

10) эффективная социальная  политика, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей. 

Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая  и личная, частная сфера жизнедеятельности  людей, реально складывающиеся отношения  между ними. Это свободное демократическое  правовое цивилизованное общество, где  нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются  закон и мораль, принципы гуманизма  и справедливости. Это рыночное многоукладное  конкурентное общество со смешанной  экономикой, общество инициативного  предпринимательства, разумного баланса  интересов различных социальных слоев. 

Роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать  необходимые условия для беспрепятственной  деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих  прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в  основном функции «по ведению  общих дел» (К. Маркс). Его задача — не мешать нормальному течению  экономической жизни. 

Гражданское общество начинается с гражданина и его  свободы. Само звание «гражданин» в  свое время звучало как синоним  независимости, равноправия, достоинства  и самоуважения личности. Оно противопоставлялось  всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов. 

Гражданское общество — открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором  центральное место занимает человек, гражданин, личностьСоставными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность  и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь  граждан и ее гарантии; 8) институты  демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система  воспитания и образования; 12) свободные  средства массовой информации; 13) негосударственные  социально-экономические отношения  и др. 

Общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое  представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания  феномена правового государства, представляющего  собой сложную, многофакторную систему. 

В идее правового  государства можно выделить два  главных аспекта: 

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение  его прав; 

2) ограничение правом  государственной власти. 

В философском смысле свобода может быть определена как  способность человека действовать  в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении  человека создаются условия для  его юридической свободы, реализуется  механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип  «не запрещенное законом дозволено». 

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться  своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально  раздвинуть границы ограничений  личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в  России принят пакет приоритетных экономических  законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и  т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор  для инициативы людей, дают возможность  почувствовать себя хозяином жизни. 

Наиболее крупные  и значимые блоки права-стимула  в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле «права человека», которые  являются фундаментальными в том  плане, что призваны обеспечивать первичные  предпосылки достойного существования  и лежат в основе конкретных многообразных  субъективных прав личности. 

Права человека как  главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его  инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В  современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании. 

Права человека и  правовое государство, несомненно, характеризуются  общими закономерностями возникновения  и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они  могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей  основе право, хотя роль последнего для  них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что  соединяющим звеном между человеком  и государством должно быть именно право, а отношения между ними — истинно правовыми. 

Именно в связанности, ограничении правом государства  и заключается сущность правового  государства. Здесь право выступает  как антипод произвола и как  барьер на его пути. Ведь поскольку  политическая власть (главным образом  власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному  превышению, попранию прав человека. 

Правовые ограничения  необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что  правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны  государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. 

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством — утверждается верховенство первого и право возвышается  над государством. 

Итак, правовое государство  — это организация политической власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. 

Из определения  правового государства можно  выделить два главных принципа (две  стороны сущности) правового государства: 

1) наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина (социальная  сторона); 

2) наиболее последовательное  связывание посредством права  политической власти, формирование  для государственных структур  режима правового ограничения  (формально-юридическая сторона). 

Принципами правового  государства, отличающими его от государства неправового, являются: 

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 

наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения; 

разделение властей  на законодательную, исполнительную и  судебную; 

федерализм; 

верховенство закона; 

взаимная ответственность  государства и личности; 

высокий уровень  правосознания и правовой культуры в обществе; 

наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права  и др. 

Исторически государство  и право (как система исходящих  от публичной власти норм) возникают  одновременно в силу одних и тех  же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно — не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права  и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у  названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают. 

В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо  дня вдень акты производства, распределения  и обмена продуктов, позаботиться о  том, чтобы отдельный индивид  подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале  выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом  возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, —  публичная власть, государство» (Ф. Энгельс). 

Таким образом, право  вырастает из обычаев и экономической  необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении  права из экономических условий, подобному тому, как они забыли о своем собственном происхождении  из животного царства». Право возникло как реакция общества на объективную  необходимость иметь более жесткий  и властный (императивный) регулятор  социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и им подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. 

Есть и другие теории, школы, концепции, объясняющие  так или иначе происхождение  и сущность права, — естественная, историческая, социологическая, нормативистская. Бесспорно, что на формирование права, помимо экономических причин, оказывают  свое влияние также культурные, национальные, религиозные, этнические, геополитические  и другие факторы. 

Информация о работе Гражданское общество в России