Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:48, курсовая работа
Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса 5
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии страны 5
1.2. Развитие малого и среднего и среднего бизнеса в зарубежных странах 8
1.3. История развития малого и среднего бизнеса в России 9
Глава 2. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса 13
2.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 13
2.2. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на современном этапе 19
2.3 Государственная политика в сфере малого и среднего бизнеса 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1)
разграничение полномочий по
поддержке субъектов малого и
среднего предпринимательства
2)
ответственность федеральных
3)
участие представителей
4)
обеспечение равного доступа
субъектов малого и среднего
предпринимательства к
Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.
Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье
направление включает создание действенных
финансово-кредитных и
Итак,
одним из наиболее важных направлений
государственной поддержки
Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.
Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в посткризисный период является увеличение числа предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса и расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет.
При этом в рамках поддержки малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности компаний.
Об этом говорится в Основных направлениях антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год, одобренных на предновогоднем заседании кабинета министров 30 декабря 2009 года.
В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса.
Малый и средний бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.
Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса.
Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.
Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.
Остается только надеяться, что все вышеперечисленные проблемы будут устранены, и государственное регулирование малого и среднего бизнеса в дальнейшем будет оказывать лишь положительное влияние на этот сектор экономики.
В работе было рассмотрено малое и среднее предпринимательство в России, также дана краткая характеристика этого сектора экономики и в зарубежных странах. Были выделены особенности малого и среднего бизнеса, обозначены основные его проблемы, и намечены пути их решения, рассмотрены аспекты государственного регулирования.
Как было изложено в работе, критерии отнесения предприятий к сфере малого и среднего бизнеса различаются в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота, по доле рынка, занимаемой тем или иным предприятием. Малый и средний бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.
Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый и средний бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.
В нашей стране осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.
В данной работе изучено состояние малого и среднего предпринимательства в современной России, выявлены его проблемы. С учетом свойств и особенностей формирования малого бизнеса в стране выявлены перспективные формы его развития.
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Организация и правовые основы деятельности. – М.: Ось-89, 1998.- 115с.
3. Бляхман Л.С. Предпринимательство в России. - СПб.: ДДТ, 2000. - 211 с.
4. Бородина, В.В. Малые предприятия. - М.: Книжный мир, 2001. - 367 с.;
5. Булатова, А. С. Экономика. - М.: Экономист. 2003. - 417 с.;
6 . Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. 478 с.
7. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 78 с.
8. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд «Либеральная мысль», 2003.-220 с.
9. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. - 625 с.
10. Современный бизнес: Учеб. в 2-х т. Т.1: пер. с англ. / Д.Дж.
11. Региональная экономика. Учебник. Высшее образование. Издательство: Инфра-М, 2007. – 666 с.
12. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. - М. 2005. -196с.
13. Щадилова С.Н. Малый бизнес: с чего начать и как успешно развивать. – М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. – 235с.
14. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М.: Проспект Велби, 2005. - 839 с.
15. Белоусова М.В. О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации // "Бухгалтер и закон". 2008. - № 1. с. 23-28.
16. Бойко И.П., Мессенгиссер М. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы // Вестник СпбГУ. - 2004. - №5. с. 3-12.
17. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. - №1. с. 13- 18.
18. Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства // Экономический журнал ВШЭ. – 2004. - №2. с. 246 – 254
19. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 2004.-№5. с. 56- 60.
20. Заславская О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. - №12. с. 44 -50.
21. Кольчугина А.В. Деятельность малых предприятий РФ в начале XXI века // Вопросы статистики. – 2004.- №12. с. 45 – 48
22. Оганян. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. – 2002. - №8. с.45 – 51
23. Ореховский П., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика. – 2005. – №12. – с.49-85.
24. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // "Малая бухгалтерия". -2008. -№ 1. с.46-51.
Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ