Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса 5
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии страны 5
1.2. Развитие малого и среднего и среднего бизнеса в зарубежных странах 8
1.3. История развития малого и среднего бизнеса в России 9
Глава 2. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса 13
2.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 13
2.2. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на современном этапе 19
2.3 Государственная политика в сфере малого и среднего бизнеса 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Кемеровский государственный университет

Факультет политических наук и социологии

Кафедра

 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка

                  3 курса,

                  отделения заочного обучения ФПНиС 
                   

                  Научный руководитель

                  профессор, д.и.н

                  А.Б. Коновалов  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Кемерово  – 2010

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.

     Несмотря  на успехи, достигнутые в развитии малого и среднего предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.

     Однако  практика показала, что государственная  поддержка малых предприятий  носит, в основном, декларативный  характер и это привело к многолетней  стагнации в развитии этого сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию примерно 30 миллионам граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг.

     Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся  стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства.

     В этой связи государство предпринимает  ряд правовых, организационных и  других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий  в направлениях, соответствующих интересам общества. Однако, при этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки малых предприятий, разнообразие организационных форм инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.

     Опыт  развитых стран убедительно показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

     Цель  написания курсовой работы – рассмотреть проблемы малого и среднего бизнеса РФ и доказать необходимость государственного регулирования этого сектора экономики.

     При написании работы необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса и государственную политику в сфере малого и среднего бизнеса.
  • Рассмотреть теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса и раскрыть его сущность и роль в социально-экономическом развитии в России и зарубежных странах;
  • Выявить проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации;

     В ходе написания работы были использованы выводы и заключения таких ученых как В. Тихомиров, А. Духон, Питерс и Уотермен и др., были изучены основные документы и законы, регулирующие и дающие определение и понятие малого и среднего бизнеса - это Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Конституция Российской Федерации и др.

Глава 1. Теоретические  основы управления развитием малого и среднего бизнеса

     1.1. Сущность малого  и среднего бизнеса и его  роль в социально-экономическом  развитии страны

     Известно, что российский "средний бизнес" идет рука об руку с "малым бизнесом". Эту тесную связь можно назвать неслучайной, потому что граница между малым и средним бизнесом и впрямь размытая.

     Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

     Деятельность  субъектов малого и среднего бизнеса  в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу.

     К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

     Критерии отнесения предприятий к субъектам малого или среднего бизнеса:

     Ограничение по статусу

  • Доля внешнего участия в капитале не должна превышать  25 %

     Ограничение по численности работников

     К малому и среднему бизнесу относятся  средние, малые и микропредприятия

  • Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

     Ограничение по выручке:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;

     Компании  среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.

     Компании  среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.

     Кроме перечисленных выше критериев могут  применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым или средним. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [16, С. 513].

     Малый и средний бизнес в настоящее время — самый перспективный сектор экономики, он держится на свежих идеях и предприимчивости. Однако формирование предпринимательского слоя в России идет медленно и противоречиво. И виной тому и налоговая система, и труднодоступность кредитов, и административные барьеры.

     Возможностей помогать малому бизнесу сейчас предостаточно, нужна только продуманная и четкая политика государства в отношении предпринимательства. Возможно, поиск совместных решений пока на уровне дискуссий положит начало новому витку в развитии предпринимательства в России.

     Если  рассмотреть отраслевую структуру  малого бизнеса, то около 50% субъектов  малого предпринимательства осуществляют свою деятельность в сфере торговли и общественного питания. Но для  перехода на инновационный путь развития необходимы качественные изменения отраслевой структуры. Нужен опережающий рост малых предприятий в обрабатывающей промышленности, в наукоемких секторах, а также компаний, занятых в сфере услуг и ЖКХ. Их доля должна возрасти до 50-60% в общей структуре.

     Также следует отметить, что ввиду отсутствия отлаженного правового механизма  взаимодействия государства и субъектов  малого предпринимательства, высокой  конкуренции на рынке сбыта, проблем  продвижения товаров и услуг  в связи с недостаточным финансированием, отсутствуют возможности сделать привлекательным для малого бизнеса сферу социальной защиты населения.

     В настоящее время стимулирование малого бизнеса для организации  предприятий, оказывающих услуги и  предоставляющих товары по льготным ценам для социально - незащищенных групп населения, на достаточно низком уровне, а справиться самостоятельно с воздействием внешней макро- и микросреды практически невозможно.

1.2. Развитие малого и среднего  и среднего бизнеса в зарубежных  странах

     Малый и средний бизнес играет огромную роль в развитии экономики как  в России, так и за рубежом, так  как предприятия этого уровня, обеспечивают рабочими местами значительной количества населения страны, являются более мобильными и восприимчивыми к изменениям окружающей экономической и социальной ситуации в стране.

     Например, в Германии "средний и малый  бизнес - становой хребет немецкой экономики". Он обеспечивает работой большинство  населения страны и берет на себя основное бремя по профессионально-техническому обучению молодежи". Малый бизнес Германии - это одно из основных звеньев ее экономики. Малые и средние предприятия, которых уже более 3,5 млн, составляют 99% фирм - налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как компании с одним - двумя работниками, так и солидные компании с крупным годовым оборотом. Все они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта.

     Роль  малого и среднего бизнеса в поддержке  конкурентоспособности хозяйства  страны была признана в 80-е годы и во Франции. Именно с этого периода на государственном уровне в стране принимаются меры по стимулированию создания малых и средних предприятий[31].

     В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

     В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [11, С.32].

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ