Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:48, курсовая работа
Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса 5
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии страны 5
1.2. Развитие малого и среднего и среднего бизнеса в зарубежных странах 8
1.3. История развития малого и среднего бизнеса в России 9
Глава 2. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса 13
2.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 13
2.2. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на современном этапе 19
2.3 Государственная политика в сфере малого и среднего бизнеса 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Государственное
регулирование малого и среднего
бизнеса в РФ
Выполнила студентка
3 курса,
отделения
заочного обучения ФПНиС
Научный руководитель
профессор, д.и.н
А.Б.
Коновалов
Кемерово – 2010
Оглавление
Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого и среднего предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Однако практика показала, что государственная поддержка малых предприятий носит, в основном, декларативный характер и это привело к многолетней стагнации в развитии этого сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию примерно 30 миллионам граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг.
Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринимательства.
В
этой связи государство
Опыт развитых стран убедительно показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.
Цель написания курсовой работы – рассмотреть проблемы малого и среднего бизнеса РФ и доказать необходимость государственного регулирования этого сектора экономики.
При написании работы необходимо решить следующие задачи:
В ходе написания работы были использованы выводы и заключения таких ученых как В. Тихомиров, А. Духон, Питерс и Уотермен и др., были изучены основные документы и законы, регулирующие и дающие определение и понятие малого и среднего бизнеса - это Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Конституция Российской Федерации и др.
Известно, что российский "средний бизнес" идет рука об руку с "малым бизнесом". Эту тесную связь можно назвать неслучайной, потому что граница между малым и средним бизнесом и впрямь размытая.
Малый
бизнес (или малое
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу.
К
субъектам малого и среднего предпринимательства
относятся внесенные в единый
государственный реестр юридических
лиц потребительские
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого или среднего бизнеса:
К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия
Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.
Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.
Кроме перечисленных выше критериев могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым или средним. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [16, С. 513].
Малый и средний бизнес в настоящее время — самый перспективный сектор экономики, он держится на свежих идеях и предприимчивости. Однако формирование предпринимательского слоя в России идет медленно и противоречиво. И виной тому и налоговая система, и труднодоступность кредитов, и административные барьеры.
Возможностей помогать малому бизнесу сейчас предостаточно, нужна только продуманная и четкая политика государства в отношении предпринимательства. Возможно, поиск совместных решений пока на уровне дискуссий положит начало новому витку в развитии предпринимательства в России.
Если
рассмотреть отраслевую структуру
малого бизнеса, то около 50% субъектов
малого предпринимательства
Также
следует отметить, что ввиду отсутствия
отлаженного правового
В настоящее время стимулирование малого бизнеса для организации предприятий, оказывающих услуги и предоставляющих товары по льготным ценам для социально - незащищенных групп населения, на достаточно низком уровне, а справиться самостоятельно с воздействием внешней макро- и микросреды практически невозможно.
Малый и средний бизнес играет огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом, так как предприятия этого уровня, обеспечивают рабочими местами значительной количества населения страны, являются более мобильными и восприимчивыми к изменениям окружающей экономической и социальной ситуации в стране.
Например, в Германии "средний и малый бизнес - становой хребет немецкой экономики". Он обеспечивает работой большинство населения страны и берет на себя основное бремя по профессионально-техническому обучению молодежи". Малый бизнес Германии - это одно из основных звеньев ее экономики. Малые и средние предприятия, которых уже более 3,5 млн, составляют 99% фирм - налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как компании с одним - двумя работниками, так и солидные компании с крупным годовым оборотом. Все они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта.
Роль
малого и среднего бизнеса в поддержке
конкурентоспособности
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [11, С.32].
Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ