Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса 5
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии страны 5
1.2. Развитие малого и среднего и среднего бизнеса в зарубежных странах 8
1.3. История развития малого и среднего бизнеса в России 9
Глава 2. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса 13
2.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 13
2.2. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на современном этапе 19
2.3 Государственная политика в сфере малого и среднего бизнеса 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

1.3. История развития малого и  среднего бизнеса в России

     Обеспечение перехода экономики России от восстановительного к инвестиционному росту, к ее широкомасштабной модернизации правомерно связывается, в том числе, с максимизацией  использования возможностей малого и среднего предпринимательства. Противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, взращивание предпринимательского духа, традиций как очень существенного института гражданского общества - все это функции малого и среднего бизнеса. А важнейшим свойством современного малого и среднего предпринимательства считается способность к созданию и распространению научно-технических инноваций.

     Сфера малого предпринимательства России успешно становится на ноги. К настоящему времени сектор малого и среднего бизнеса как социально-экономический  институт сформировался достаточно рельефно. Но он выглядит в значительной мере иначе, чем в ведущих экономически развитых странах. В развитых странах повышенный интерес к малому предпринимательству с конца 1970-х гг. связан с венчурным научно-техническим инновационным процессом создания и внедрения новых технологий, просто технических новшеств. Россию в последнее время часто относят к группе стран с так называемыми «развивающимися (возникающими) рынками». Иначе такие страны называются просто развивающимися - Центральным отличием малого предпринимательства стран с развивающимися рынками от малого и среднего бизнеса развитых стран является третьестепенность научно-технической венчурной инновационной составляющей [17].

     Определенная  инновационная компонента в малом  бизнесе России, как и в развивающихся  странах, несомненно имеется. Она хорошо заметна в торговле и сервисе, в мелком производстве и строительстве. Но смысл этой инновационности заключается в активном внедрении, адаптации иностранных технологий и материалов. Малое и среднее предпринимательство оказывается своего рода  «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном рынке производственные и бизнес - идеи, уже успешно реализованные в других частях света. Это, по сути, безрисковый путь. Сверхприбыль от таких инноваций возникает для тех, кто занялся их распространением первым, а вовсе не из-за рискованности идеи бизнеса. Строго говоря, это и не научно-техническая инновация, а некое распространение уже известной, оправдавшей себя наработки.

     Современное состояние малого предпринимательства  отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2003 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. А в 2008 году – около миллиона, что показывает увеличение их числа. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2008 года составила 8,8 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2003г., по данным Министерства по налогам и сборам, достигла примерно 5 млн. человек. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 11-12%. в 2008 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили примерно 30 млрд. руб. – в 5 раз больше, чем в 2002 году.

     Несмотря  на определенные успехи, достигнутые  в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важный сектор экономики пока не оказывает  существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.

     В настоящее время малый и средний  бизнес превратился в весьма существенный фактор регионального развития. Накоплен позитивный опыт деятельности малого предпринимательства в отдельных регионах нашей страны, выражающийся в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики. Например, в Москве малые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в бюджет города.

     Распределение количества малых предприятий по субъектам федерации дает пеструю картину. Лидерами по числу малых предприятий является Москва (20% общероссийского числа) и Санкт - Петербург (12%), т.е. на эти два города приходится практически 1/3 всех российских малых предприятий.

     В условиях современной России сложилась  разнообразная картина в сфере  малого бизнеса. Перед местными органами власти в настоящее время стоит  та же задача, что и перед федеральными органами, - создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал. От ее успешного решения во многом зависит будущее регионов [7 C.23].

   Очевидно, что подавляющее большинство  трудностей раскрытия потенциала российского малого предпринимательства лежит вне сферы самого малого и среднего предпринимательства. Все усилия по его государственной поддержке способны принести позитивный результат лишь при системном их включении в общий комплекс мер государственной экономической политики. Добиться этой системности можно лишь на базе постоянного мониторинга и анализа особенностей развития сферы российского малого бизнеса.

 

      Глава 2. Система государственной  поддержки малого и среднего бизнеса

2.1. Проблемы развития малого и  среднего бизнеса в Российской Федерации

     На  сегодняшний момент стало ясно, что  в сфере малого и среднего бизнеса  имеется значительное количество проблем. Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в проводимой политике государства, вторая – частного, преимущественного организационного характера. Рассмотрим их некоторые аспекты.

     Одна  из причин, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу,  проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

     Налоговая политика в большей степени носит  фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме  того, который  связан с производством. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Во-вторых, сама налоговая система не стабильна, она часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры. По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно [32].

     Следующая причина, отрицательно влияющая на предпринимательство, связана с общей криминализацией экономики, которая приобрела устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая ее доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства [30].

     Также, стоит отметить следующие причины: снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка (Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары остаются невостребованными); уровень разрыва доходов между полярными группами населения.

     Среди причин организационного характера  отметим главные. Первые сложности  наступают ещё на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняю образование новых предприятий. Такое же влияние оказывает различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, установления квот и т.д.

     С другой стороны, серьезные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставлять многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы.

     Второй  причиной, является проводимая политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей, что приводит к серьезным перекосам в структуре его развития, и не обеспечивает максимально возможных результатов.

     Серьезным фактором, тормозящим развитие предпринимательской  деятельности, является отсутствие необходимой достоверной информации. Прежде всего, ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности: из-за желаний смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам. Кстати, стремление предпринимательских структур скрывать объективную информацию – явление не чисто Российское. Оно имеет место и  в других странах. Так, во Франции, где от утечки информации предприятия терпят большие убытки, каждое  десятое из них прибегает к сокрытию отчетности, предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведения о своей деятельности.

     Ограниченная  и малоубедительная информация не дают полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор  нужных партнеров и установлении между ними эффективных связей.

     Затруднён доступ предпринимателей к информации и из-за того, что её сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры. Из-за разнотипности применяемых информационных систем этих ведомств (Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ  и др.) информация не стыкуется, что затрудняет её использование.

     Ряд обстоятельств, сдерживающих предпринимательскую  деятельность, связан с тем, что пока не выработаны морально этические нормы  и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют, и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям чаще всего во взаимоотношениях и при обмене информации приходится полагаться на собственную интуицию. Необходимо иметь в виду, что уже сейчас отечественное предпринимательство сталкивается с проблемой «экономического шпионажа», которая на Западе  давно стала острой. В ряде стран принимаются жёсткие государственные меры с целью обеспечения достоверной информации и сохранения её [26 C.145].

     Наряду  с вышеназванными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, и, прежде всего, в производстве, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий. Данные обстоятельства являются в российской практике чрезвычайно важным.

     «Пока у нас в сфере малого бизнеса  больше проблем, чем достижений, - констатирует Дмитрий Медведев на заседании Президиума Госсовета – вклад предприятий малого бизнеса в ВВП сегодня не превышает 17%, а доля инновационного бизнеса совсем небольшая – около 1%».1 Больше всего малому бизнесу мешает развиваться бюрократы. Прежде чем открыть свое дело, нужно собрать десятки документов. Например, муниципалитеты сегодня нередко требуют от малых предприятий прохождения строгой экспертизы. Медведев назвал это «легализированной взяткой», которая по размеру даже превышает ту, что раньше давалась в конверте. В связи с этим Президиум Госсовета предложил перейти с разрешительного порядка открытия бизнеса на уведомительный, который требует от предпринимателя только юридической регистрации. Саму регистрацию также будут также упрощать. Сейчас по закону на нее отводится 5 дней [28].

     Необходима  оптимизация принятия решений органами государственной власти, и ускорение  реагирования чиновников на обращения  предпринимателей.

     Такая оптимизация может достигаться  с помощью следующих процедур:

  • законодательное и нормативное снижение сроков принятия решений, выдачи разрешений, справок и информации;
  • установление оптимального режима работы государственных органов, обеспечение максимальной доступности ответственных государственных чиновников, ускорение процедур приёмки и обработки входящих документов;
  • оптимизация документооборота в органах государственной власти;
  • сокращение количества отказов в выдаче справок, разрешений и принятии решений по формальным основаниям, налаживание оперативной связи между предпринимателями и государственными чиновниками;

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ