Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:48, курсовая работа
Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса 5
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии страны 5
1.2. Развитие малого и среднего и среднего бизнеса в зарубежных странах 8
1.3. История развития малого и среднего бизнеса в России 9
Глава 2. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса 13
2.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 13
2.2. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на современном этапе 19
2.3 Государственная политика в сфере малого и среднего бизнеса 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от качества государственного управления на двух уровнях (федеральном и областном), а так же на муниципальном уровне [32].
До настоящего времени не производилось серьёзных попыток сформировать единую политику в отношении малого и среднего бизнеса на уровне области и муниципалитетов.
Отсутствие такой согласованной политики порождает дисбаланс в подходах к взаимоотношениям малого бизнеса и власти (самоуправления) на разных уровнях.
Необходимо достичь договорённости между областными и муниципальными властями в следующих направлениях:
Также необходимо законодательно закрепить приоритетный режим приватизации арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства, т.е. предполагается предоставление субъектам малого бизнеса права преимущественного выкупа арендуемых муниципальных помещений – по заявке без проведения торгов, с условием рассрочки платежа на срок до нескольких лет [30].
На низовом уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник – это самое опасное, что может быть для бизнеса».
Другая не менее важная проблема – это низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. На последнее сетовал, по крайней мере, каждый четвертый из числа опрошенных. Однако экономисты, опираясь на анализ динамики производительности труда и основных фондов на предприятиях, приходят к противоположному выводу – о низком качестве российского предпринимательства и высоком качестве наемной рабочей силы.2
Усилия
Предпринимательская
деятельность осуществляется в строго
определенных законом организационно-
Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность: самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Эта
деятельность называется индивидуальной,
поскольку предпринимательской
деятельностью можно заниматься
с образованием юридического лица –
особого субъекта гражданского права.
Закон предоставляет
Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, то есть физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора»3, то вторая форма предпринимательства – коллективная – предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется на основе и в пределах задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и в уставе соответствующих форм предприятий.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.4
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1)
специальные налоговые режимы, упрощенные
правила ведения налогового
2)
упрощенная система ведения
3)
упрощенный порядок
4)
льготный порядок расчетов за
приватизированное субъектами
5)
особенности участия субъектов
малого предпринимательства в
качестве поставщиков (
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7)
меры по обеспечению
8)
меры по развитию
9)
иные направленные на
Несмотря
на то, что в России на сегодняшний
момент действует достаточное
Развитие
малого предпринимательства
Развитие малого бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.
Трудно переоценить экономические, социальные, экологические и другие функции малого предпринимательства в обществе. В условиях переходной экономики — это новые рабочие места, самозанятость людей, при которой человек работает, не считаясь с Трудовым кодексом, иногда по 12-14 часов в сутки, это наступление на бедность, не требующее значительных инвестиций.
Для нашей страны не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности. Но этот процесс протекает трудно и медленно.
Численность
официально зарегистрированных малых
предприятий составляет небольшую
для такой страны, как Россия,
цифру — 842 тыс. Вместе с индивидуальными
предпринимателями в малом
Оценки малого и среднего бизнеса за рубежом показывают, что в развитых странах малые и средние предприятия превышают 80% общего числа предприятий. Так, в США их более 18 млн., доля по отраслям составляет: в сельском хозяйстве - 81,9%, строительстве — 82,2, оптовой торговле — 80,6, в сфере услуг — 75,6. В Японии малый бизнес (более 9 млн. малых предприятий) количественно доминирует во всех отраслях национальной экономики. В Швеции каждый второй работает на мелком предприятии, в промышленности - каждый третий. В этом секторе экономики зарубежных стран, наиболее массовом, динамичном, гибком, функционирует основной объем национальных ресурсов, питающих крупный бизнес.
Вклад российского малого бизнеса в производство ВВП - около 10%, в то время как в промышленно развитых странах эта доля колеблется в пределах 50-80% (в США - 70%, Японии - 78, Италии — 73%). По оценкам Бюро экономического анализа, при существенном увеличении доли малого бизнеса в ВВП возможен его дополнительный рост за счет этого фактора на 0,7-1%.
Неудовлетворительным остается и распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточено в восьми субъектах Федерации. На два крупных российских мегаполиса - Москву и Санкт-Петербург — приходится треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Затем идут Московская область (более 5%), Самарская (3,1%), Брянская (0,4%), республика Тува (0,1%). Эти цифры показывают, что разброс малых предприятий по регионам очень высок.
Особенно важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России. Являясь важным звеном народно-хозяйственного комплекса страны, они объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. Большую роль в процессе их выживания и подъема играет развитие в них малого и среднего предпринимательства, которое тоже требует государственной поддержки, но в большей мере опирается на инициативу и энергию людей.
Развитие
малого и среднего бизнеса создает
для малых и средних городов
собственные источники
Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ