Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса 5
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии страны 5
1.2. Развитие малого и среднего и среднего бизнеса в зарубежных странах 8
1.3. История развития малого и среднего бизнеса в России 9
Глава 2. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса 13
2.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 13
2.2. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на современном этапе 19
2.3 Государственная политика в сфере малого и среднего бизнеса 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Развитие  малого и среднего бизнеса во многом зависит от качества государственного управления на двух уровнях (федеральном  и областном), а так же на муниципальном  уровне [32].

     До  настоящего времени не производилось серьёзных попыток сформировать единую политику в отношении малого и среднего бизнеса на уровне области и муниципалитетов.

     Отсутствие  такой согласованной политики порождает  дисбаланс в подходах к взаимоотношениям малого бизнеса и власти (самоуправления) на разных уровнях.

     Необходимо  достичь договорённости между областными и муниципальными властями в следующих  направлениях:

  • единые стандарты доступа представителей малого и среднего бизнеса к использованию областного и муниципального имущества (недвижимость, земельные участки, приватизация областных и муниципальных предприятий);
  • единые процедуры принятия решений органами государственной власти и государственными чиновниками (по срокам принятия решений);
  • согласованная и сбалансированная налоговая и бюджетная политика в отношении субъектов малого и среднего бизнеса;
  • единая политика в области продвижения товаров, работ, услуг малого и среднего бизнеса.

     Также необходимо законодательно закрепить приоритетный режим приватизации арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства, т.е. предполагается предоставление субъектам малого бизнеса права преимущественного выкупа арендуемых муниципальных помещений – по заявке без проведения торгов, с условием рассрочки платежа на срок до нескольких лет [30].

     На  низовом уровне предприниматель  также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник – это самое опасное, что может быть для бизнеса».

         Другая не менее  важная проблема – это низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. На последнее сетовал, по крайней мере, каждый четвертый из числа опрошенных. Однако экономисты, опираясь на анализ динамики производительности труда и основных фондов на предприятиях, приходят к противоположному выводу – о низком качестве российского предпринимательства и высоком качестве наемной рабочей силы.2

         Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижение затрат, повышение профессионального уровня работников. Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.

     2.2. Правовые аспекты  развития малого и среднего  бизнеса на современном этапе

     Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются ГК РФ и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ, основным законом, регулирующим сферу малого и среднего бизнеса является Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», от 24. 07.2007 г.

      Современное российское предпринимательство позволяет  вести индивидуальную предпринимательскую  деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность: самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

      Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской  деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица –  особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже к уголовной ответственности.

     Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, то есть физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора»3, то вторая форма предпринимательства – коллективная – предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется на основе и в пределах задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и в уставе соответствующих форм предприятий.

     Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.4

     В целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

     1) специальные налоговые режимы, упрощенные  правила ведения налогового учета,  упрощенные формы налоговых деклараций  по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

     2) упрощенная система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

     3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической отчетности;

     4) льготный порядок расчетов за  приватизированное субъектами малого  и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

     5) особенности участия субъектов  малого предпринимательства в  качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

     6) меры по обеспечению прав и  законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

     7) меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

     8) меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

     9) иные направленные на обеспечение  реализации целей и принципов  настоящего Федерального закона  меры.

     Несмотря  на то, что в России на сегодняшний  момент действует достаточное количество законов и нормативно-правовых актов  регулирующих отношения в сфере малого и среднего предпринимательства, из выше изложенного материала можно сделать вывод что правовое регулирование чаще всего оказывает не стимулирующее, а скорее дестимулирующее влияние состояние этого сектора экономики, прежне всего это связано с фискальной политикой и большими административными и бюрократическими барьерами.

     2.3 Государственная политика в сфере  малого и среднего бизнеса

     Развитие  малого предпринимательства положительно сказывается на развитии различных  сфер экономики страны, но без умелой и продуманной государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок.

     Развитие  малого бизнеса в России отстает  от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.

     Трудно  переоценить экономические, социальные, экологические и другие функции малого предпринимательства в обществе. В условиях переходной экономики — это новые рабочие места, самозанятость людей, при которой человек работает, не считаясь с Трудовым кодексом, иногда по 12-14 часов в сутки, это наступление на бедность, не требующее значительных инвестиций.

     Для нашей страны не менее важно, что  развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий  в современном обществе гарантом политической стабильности. Но этот процесс протекает трудно и медленно.

     Численность официально зарегистрированных малых  предприятий составляет небольшую  для такой страны, как Россия, цифру — 842 тыс. Вместе с индивидуальными  предпринимателями в малом бизнесе  занято около 12 млн. человек, или 19% общей численности занятых в российской экономике. В основном это либо посредническая деятельность, либо обслуживание рыночных инфраструктур [26].

     Оценки  малого и среднего бизнеса за рубежом  показывают, что в развитых странах  малые и средние предприятия превышают 80% общего числа предприятий. Так, в США их более 18 млн., доля по отраслям составляет: в сельском хозяйстве - 81,9%, строительстве — 82,2, оптовой торговле — 80,6, в сфере услуг — 75,6. В Японии малый бизнес (более 9 млн. малых предприятий) количественно доминирует во всех отраслях национальной экономики. В Швеции каждый второй работает на мелком предприятии, в промышленности - каждый третий. В этом секторе экономики зарубежных стран, наиболее массовом, динамичном, гибком, функционирует основной объем национальных ресурсов, питающих крупный бизнес.

     Вклад российского малого бизнеса в  производство ВВП - около 10%, в то время  как в промышленно развитых странах  эта доля колеблется в пределах 50-80% (в США - 70%, Японии - 78, Италии — 73%). По оценкам Бюро экономического анализа, при существенном увеличении доли малого бизнеса в ВВП возможен его дополнительный рост за счет этого фактора на 0,7-1%.

     Неудовлетворительным  остается и распределение малых  предприятий по регионам страны. Более  половины сосредоточено в восьми субъектах Федерации. На два крупных российских мегаполиса - Москву и Санкт-Петербург — приходится треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Затем идут Московская область (более 5%), Самарская (3,1%), Брянская (0,4%), республика Тува (0,1%). Эти цифры показывают, что разброс малых предприятий по регионам очень высок.

     Особенно  важна проблема подъема малого бизнеса  для малых и средних городов  России. Являясь важным звеном народно-хозяйственного комплекса страны, они объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития. Большую роль в процессе их выживания и подъема играет развитие в них малого и среднего предпринимательства, которое тоже требует государственной поддержки, но в большей мере опирается на инициативу и энергию людей.

     Развитие  малого и среднего бизнеса создает  для малых и средних городов  собственные источники пополнения доходов их бюджетов. При такой  структуре доходов местные бюджеты более стабильны, так как меньше зависят от конъюнктурных условий работы крупных предприятий. Так, в 2001 г. из-за значительного падения цен на мировых рынках на никель и платину бюджет Норильска недобрал значительную часть своих доходов, что серьезно осложнило решение многих социально-экономических вопросов.

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ