Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Малое и среднее предпринимательство России бурно развивающееся социально-экономическое явление с конца восьмидесятых годов прошлого столетия, оно получило правовое определение с введением в действие Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием малого и среднего бизнеса 5
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии страны 5
1.2. Развитие малого и среднего и среднего бизнеса в зарубежных странах 8
1.3. История развития малого и среднего бизнеса в России 9
Глава 2. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса 13
2.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 13
2.2. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на современном этапе 19
2.3 Государственная политика в сфере малого и среднего бизнеса 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Этот  бизнес гораздо более управляем  со стороны местной администрации. Его разумная финансовая материальная и информационная поддержка (сочетаемая с четкими требованиями налоговой  и инвестиционной отдачи) должна стать важным направлением реализации муниципальной промышленной политики. После бурного роста числа малых предприятий в первой половине 1990-х гг. этот процесс затормозился, а после финансового кризиса 1988 и 2009 г., по оценкам Госкомстата, их число стало сокращаться в целом по России (в малых и средних городах сокращение пошло еще быстрее).

     По  количеству действующих в регионе  малых предприятий можно судить, о качестве работы региональных органов  власти и их усилиях, направленных на развитие рынка и создание предпринимательского климата. Как отмечалось, наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Москве. Но объясняется это не только особым статусом столицы, хотя этот фактор существует и, безусловно, играет определенную роль. За этими показателями стоят значительные ежегодные отчисления из московского бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса. Последовательная политика московских властей дает свои результаты: за последние годы малый бизнес устойчиво обеспечивает 25% доходной части бюджета Москвы.

     Что же тормозит становление и развитие в нашей стране малого бизнеса, выполняющего важнейшие социальные и экономические  функции? Прежде всего, нерешенность практически  повсеместно по стране одних и  тех же проблем: недобросовестной конкуренции на локальных рынках и, как следствие - незащищенность субъектов малого предпринимательства; неразвитость региональных систем судебно-правовой защиты; проблемы подготовки в регионах квалифицированных кадров и т.д.

     Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, различны. Это благоприятное законодательство, специальные налоговые режимы, кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов. Заслуживают одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально связывают предпринимателей по рукам и ногам.

     На  устранение излишних административных барьеров на предпринимательство, в том числе малое и среднее, направлены федеральные законы: "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц".

     Федеральный закон "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" призван обеспечить регламентацию  деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Цель — устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В данном законе в значительной мере пересмотрены прежние подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена имущественная ответственность органов контроля (надзора). Об актуальности такого закона для бизнеса говорит тот факт, что в стране существует около 80 государственных служб, формально имеющих отношение к малому бизнесу. Каждая из них вправе запретить как малому предприятию, так и отдельному предпринимателю заниматься своим делом.

     Принятие  Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" позволяет обеспечить осуществление  единой государственной политики в области лицензирования, создать условия для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и направлен на упрощение порядка лицензирования барьеров.

     Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" значительно упрощает условия регистрации и ограничивает срок регистрации пятью днями. По сути, в нем прописан новый подход к созданию и регистрации хозяйствующих субъектов. С принятием его оснований для отказа в государственной регистрации или для искусственного затягивания сроков становится намного меньше. Закон вступил в силу с 1 июля 2002 г., функции регистрации предприятий в соответствии с ним переходят от регистрационных палат к налоговым инспекциям. Необходимо обеспечить четкое и своевременное выполнение налоговыми инспекциями возложенных на них законом функций регистрации [29].

     Сейчас  государство пытается контролировать широкий и плохо упорядоченный  набор количественных и качественных параметров выпускаемой продукции, производственных процессов, технологий и пр. В России действует около 22 тыс. государственных стандартов, почти тысяча строительных норм и правил, тысячи инструкций, отраслевых стандартов, технических условий, положений, правил и других ведомственных нормативных правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность и приводящих к злоупотреблениям контролирующих организаций. Необходимо законодательно устанавливать только небольшое количество стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя, а несколько десятков тысяч действующих отменить.

     Одной из важных задач законодательной  и исполнительной власти России является снижение налогообложения малого бизнеса. Мировая практика убедительно доказала целесообразность введения специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий. Их широко используют такие страны, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Швеция, США. Высокая налоговая нагрузка лишает малые предприятия возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий.

     Важна согласованная и последовательная государственная политика по отношению  к малому бизнесу. О противоречивости ее свидетельствует введение новых  правил исчисления и уплаты страховых  взносов на социальное страхование. Речь идет о двух федеральных законах от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, которые предусматривают замену с 1 января 2010 г. действующего единого социального налога (ЕСН) тремя страховыми взносами. При этом в 2010 г. общая ставка страховых взносов сохраняется на уровне действующей ставки ЕСН — 26% от фонда оплаты труда (без регрессии), а с 1 января 2011 г. страховые взносы будут увеличены до 34%[32].

     Чрезмерное  налоговое бремя неизбежно ведет  предпринимателей в "теневой" бизнес или к закрытию собственного дела. Министерство финансов России признало, что введение ЕСН было ошибкой  и в ближайшее время будут  приняты меры по снижению налогового бремени на малый бизнес. Необходимо найти оптимальный вариант, вряд ли удастся совсем освободить малый бизнес от уплаты ЕСН. Если оно сегодня не будет делать отчисления на пенсионное обеспечение своих сотрудников, то в будущем они останутся без пенсий. Это означает, что надо снижать другие налоги.

     Финансовая  поддержка малого и среднего бизнеса  сконцентрирована на нескольких направлениях. Это расширение банковского кредитования; создание небанковских кредитных организаций, которые специализируются на обслуживании субъектов малого предпринимательства; развитие микрофинансирования и лизинга.

     Создание  для малых предприятий общих  благоприятных налоговых правил и условий кредитования не исключает  необходимости сохранения специальных  механизмов финансовой поддержки их через систему государственных фондов поддержки малого предпринимательства. Такая система хорошо зарекомендовала себя как у нас в стране, так и за рубежом. Основным действующим инструментом реализации государственной политики в этой области является Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, ее цель - обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. В Программе учитывается уже опыт предшествующих программ. В то же время она исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общегосударственными задачами на долгосрочную перспективу.

     Одним из значительных направлений поддержки  малого бизнеса является имущественная  помощь в приобретении или аренде производственных площадей, находящихся  в государственной собственности. Миллионам предпринимателей нужны помещения для работы, которые они арендуют у государства или крупных предприятий.

     Перспективным подходом является то, что в ходе реализации Программы приватизации предприятий с 2002 г. представителям малого бизнеса предоставляется возможность участвовать в управлении государственными предприятиями на условиях контракта, заключаемого с Минимуществом России. Тем самым для них впервые открывается реальная возможность — в случае выполнения контрактных условий управления предприятием, успешно участвовать в процессе его приватизации.

     Вопросы всесторонней поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации - самостоятельное  системное направление социально-экономической  политики государства. Оно строится на принципе создания наиболее благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Действия, предпринимаемые в последнее время высшими органами власти страны, свидетельствуют о серьезных намерениях сделать государственную политику в отношении малого бизнеса последовательной, продуманной и прозрачной

     Несмотря  на все его преимущества, имеются  и проблемы, которые могут стать  непреодолимыми. Вследствие большого значения малых и средних предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых и средних предприятий.

     Системы мер поддержки малого бизнеса, сложившиеся  к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.

     В нашей стране действует принятый 24 июля 2007 года Федеральный закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

     поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными  государствами.

     Также, согласно Федеральному закону 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» основными  целями и принципами государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

     1) развитие субъектов малого и  среднего предпринимательства в  целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

     2) обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого  и среднего предпринимательства;

     3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

     4) оказание содействия субъектам  малого и среднего предпринимательства  в продвижении производимых ими  товаров (работ, услуг), результатов  интеллектуальной деятельности  на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

     5) увеличение количества субъектов  малого и среднего предпринимательства;

     6) обеспечение занятости населения  и развитие самозанятости;

     7) увеличение доли производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

     8) увеличение доли уплаченных субъектами  малого и среднего предпринимательства  налогов в налоговых доходах  федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

Информация о работе Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в РФ