Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:53, реферат
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. В начале XIV в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное.
Русская архитектура XIV – XVI веков……………………………………….3
Московский Кремль…………………………………………………..……….7
Покровский Собор……………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………….….21
В XVII веке на стенах и башнях Кремля стояли пушки, в подвалах хранились запасы пороха и оружия, у проездных башен несли службу стрельцы, на ночь запирались ворота. Но это было больше традицией, чем необходимостью и последующие работы в Кремле преследовали не столько оборонные, сколько эстетические цели. В двадцатых годах XVII века в Кремле возобновилось широкое строительство. По словам одного из хронографов, невозможно было даже подробно рассказать или описать множество новых сооружений. За время с 1625 по 1685 год все башни, исключая Никольскую, были надстроены шатровыми верхами с черепичным покрытием. Шатровые верхи нарушили первоначальный суровый вид башен, придали им величавость и живописность, увеличили их размеры.
В XVIII - XIХ веках многие сооружения Кремля сносились, восстанавливались, реконструировались. Так, например, в 70-х годах XVIII века, когда началось строительство Кремлевского дворца по проекту архитектора В. И. Баженова, Петровская, Тайницкая, l-я и 2-я Безымянные башни и прилегающие к ним стены были снесены, а затем восстановлены. Тесовые кровли стен, сгоревшие в начале XVIII века, больше не восстанавливались. В 1802-1805 годах разобрали все, кроме Троицкого, мосты и все предмостные башни, оставив одну Кутафью. В результате по периметру стен теперь возвышалось 19 башен, 20-я - Кутафья - предмостная. В 1806 году архитектором И. Л. Руска была надстроен Никольская башня. Большой урон нанесла стенам и башням война 1812 года: взрывы превратили в груду камней Водовзводную, l-Ю, Безымянную и Петровскую башни, упала половина шатра Боровицкой, почти полностью разрушена Никольская, пострадала Угловая Арсенальная, в нескольких местах были разрушены стены.
В ходе больших работ 1817-1822 годов под руководством О. И. Бове оборонительные сооружения были восстановлены. Восстанавливая Кремль, архитекторы стремились придать ему романтический облик, подчеркнуть его древность. Декор Боровицкой, Водовзводной и Никольской башен был решен в псевдоготическом (средневековом) стиле. Тогда же были срыты петровские бастионы, засыпан древний ров, перерезавший Красную площадь. В 1866-1870 годах, когда проводились первые исследования по истории русской архитектуры, кремлевские стены и башни были реставрированы. Некоторые из них перепланировались. Так, в Боровицкую башню была перенесена церковь Иоанна Предтечи, внутри Угловой Арсенальной башни на всю высоту помещения уст роили полки для архивных дел. В первые годы Советской власти кремлевские стены и башни, пострадавшие во время октябрьских боев 1917 года, были восстановлены и отреставрированы.
Время внесло свои коррективы в художественный облик Кремля. В канун 18-й годовщины Октября было принято решение снять четыре орла, находящихся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, и установить на них пятиконечные звезды. Художником Ф. Ф. Федоровским была разработаны форма, размеры и рисунок первых кремлевских звезд.
В августе 1945 года было решено провести ремонт и реконструкцию звезд, в ходе которой красную медь позолотили гальваническим способом с двух сторон. На золочение всех звезд было израсходовано более 27 килограммов золота. Звезды остеклили совершенно по-новому - трехслойным рубиновым стеклом, сваренным на заводе «Красный май» в Вышнем Волочке по рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым. Рубиновые стекла на звездах Спасской, Троицкой Боровицкой башен сделали объемными, что значительно усилило эффект рубинового отражения.
Последний капитальный ремонт звезд был проведен в 1974 году.
В 70-х годах в Московском Кремле были проведены уникальные по составу и масштабу ремонтно-реставрационные работы, в которых принимали участие ведущие научно-исследовательские, проектные, изыскательские, научно-реставрационные и строительные организации. Предварительно ими были проведены историко-архивные и архитектурно-археологические исследования, натурные и гидрологические изыскания. В результате были усилены основания под некоторыми башнями, укреплены участки поврежденной кладки. В Спасской башне свод шестого этажа был усилен железобетонной арочной конструкцией и частично переложен, в Боровицкой башне под стену подведены новые фундаменты. Стянута бандажами Набатная башня, раскрыты столбы Царской башни, освобождены от коррозии металлические части каркаса и покрыты антикоррозийным составом. Подобные работы проведены по всем остальным башням.
Также были приняты меры, направленные на сохранение этих бесценных памятников: заменен ветхий и сильно засоленный кирпич в облицовочной кладке, очищена ее поверхность, а затем тонирована силикатным красочным составом, очищена старая керамическая черепица, стальные конструкции защищены антикоррозийным покрытием. По всей поверхности ходовых площадок положено надежное гидроизоляционное покрытие, для отвода ливневых вод устроены водостоки, все зубцы и парапеты покрыты белокаменными плитами из литого камня. Помимо этого был выполнен еще целый ряд работ, направленных на сохранение архитектурных памятников уникального кремлевского ансамбля.
Покровский Собор
Собор Покрова, что на рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 годах. В процессе военных действий после каждой значительной победы около стоявшей на этом месте белокаменной церкви Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день победы. Таким образом, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные храмы, был выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древности защищавшей стык Китай-города и Кремля и переправу через Москву-реку, близ Лобного места и Мытного двора, находился центр московского Торга.
После
победы Иван IV задумал соорудить
памятник этому событию уже в
долговечном материале и
Здание возвели из кирпича – в ту пору еще сравнительно нового материала (основной размер 28 х 14 х 8 см.; из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное, расписали его сверху донизу «под кирпич». Вплоть до конца XVI века собор был самым высоким зданием Москвы (свыше 60 м.) и с момента возведения сделался популярнейшим храмом города.
В основе архитектурной композиции собора заложена четкая схема построения масс: на высоком подклете, относительно центральной башни по основным и диагональным осям размещены придельные храмы. Центральный башнеобразный объем (столп) близок по решению к церкви Вознесения в Коломенском: нижний четверик переходит в восьмерик; верхний ярус последнего – звездчатый в плане охвачен тремя рядами кокошников и заканчивается световым шатром. По диагоналям к центральному храму примыкают четыре бесстолпные, в плане близкие к квадрату церкви, завершенные пирамидами кокошников «вперебежку». Они напоминают приделы церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. По странам света между угловыми церквами вкомпонованы высокие восьмигранные столпообразные объемы с рядами кокошников в основаниях барабанов. Весь собор с самого начала не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход как извне, так и изнутри. Снаружи это подчеркивалось первоначально одноярусной открытой галереей, окаймляющей подклет с гульбищем наверху и симметрично поднимавшимися к нему на западе плавными лестницами-всходами на арках (объединительная роль галерей сохранялась и при последующих переделках храма). Внутри все части здания связаны между собой переходами, окружающими центральный храм. Последний также имеет наружную обходную галерею – в завершении первого яруса; на нее выводит внутристенная лестница в юго-восточной части объема. Центральный храм выделяется своим оформлением – каждая грань его шатра расцвечена полихромными кафелями и украшена кокошниками, а ребра - фигурным кованым железом. На звездчатом основании шатра прежде стояли восемь белокаменных главок.
В отличие от монументального внешнего облика собора интерьеры его оставляют впечатление тесного лабиринта, прерываемого вертикальными пространствами раскрытых внутрь столпов. Самый большой из них – башня Покровской церкви (высота от пола 46 м.) – имеет внутреннюю площадь 64 кв. м. Переходы, связывающие столпы, выполняют роль своеобразной внутренней паперти, главным украшением которой являются выходящие на нее порталы церквей. Переходы в основном сводчатые, кроме западной части, которая имеет плоское кессонированное перекрытие. Этим приемом в сложном, непохожем на канонические храмовые композиции интерьере зодчие выделили притвор. Кроме трех столпов центрального и двух западных, диагональных, где алтари имеют наружные выступы, в прочих места алтарей отмечены лишь изнутри разнообразными по форме и глубине нишами в восточных гранях. Сводчатый подклет, составленный из массивных оснований для каждого храма с камерами внутри и объединяющих коридоров, снаружи оформлен в соответствии с богатым внешним обликом здания: тонко профилирован цоколь и ниши в стенах, члененные пилястрами; помещения подклета, предназначенные для хранения государственной казны, перекрыты сводами и лишены декоративного убранства. В подклет ведет внутристенная лестница, расположенная в северо-восточном углу главного храма.
Уникальность структуры здания, выделяющая его в ряду каменных столпообразных храмов XVI века, побуждала исследователей искать причины появления такого феномена. Многие из них, начиная с И. Е. Забелина, выводили архитектуру Покровского собора из композиций деревянных храмов, численно преобладавших в допетровской Руси. Влиянием деревянной архитектуры объяснялись общая компоновка здания, граненый абрис апсид, декоративные «щипцы» («стрелы»), украшающие восьмерики, и наружная обработка ребер нижних ярусов восьмигранных башен в виде рельефных кругов, передающих в камне формы торцов бревенчатого сруба «в обло». Однако в целом решение образа храма и его декора вероятнее всего - результат сложного взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры: и деревянной и каменной.
В системе кокошников и машикулей, филенчатой обработке граней, в чистоте обломов карнизов, цоколей и тяг, обрамлений круглых окон и форме порталов, завершенных полуциркульными архивольтами, заметна прямая связь с предшествующим периодом каменного русского зодчества. И не только с ближайшими по времени произведениями, но и с возникшими на рубеже XV-XVI веков под влиянием деятельности мастеров итальянского Возрождения. Обращает на себя внимание прием кладки куполов, который, как считают, выработан итальянцами. Здесь конструктивная по своей сути система сходящихся к центру изогнутых линий кирпичей, поставленных «на угол», образует видимый снизу четкий динамичный узор. Собору присуще единство мотивов в системе архитектурного оформления фасадов и интерьеров. Правда, наружный декор столпов богаче деталями, но сходство основного приема очевидно: уступчатые ниши-филенки в обработке граней, полуколонки либо пилястры, отмечающие углы внутри и ребра снаружи, близость в решении внутренних и внешних тяг и карнизов – все направлено на выявление конструктивной сущности здания.
В 1957 году были найдены остатки фресок XVI века, изображающих ложные окна, ромбы и кокошники, – черным по белому фону. Как декоративный элемент здесь воспринимались и черные буквы «летописи» об окончании строительства собора, написанные по белому фону фриза в основании шатра Покровской церкви.
О первоначальном внутреннем убранстве собора известно немногое; однако, судя по остаткам росписей XVI века «под кирпич» (на стенах коридоров-гульбищ), можно полагать, что этот декоративный прием был широко использован в интерьере. Первоначальные полы в основном были кирпичными, «в елку», а в южном столпе – дубовые.
В первозданном виде собор простоял до 1588 года, когда в северо-восточном углу, на месте участка галереи, была сооружена десятая церковь над могилой известного в Москве юродивого – Василия Блаженного. По имени этой церкви собор получил свое второе наименование. Небольшой объем храма Василия Блаженного, перекрытый крестчатым сводом, прежде венчала горка кокошников, завершенная главой, то есть его архитектурные формы (в том числе трехчастная апсида), изменившие восточный фасад собора, принадлежали уже «годуновскому стилю». К этому же времени, очевидно, следует отнести появление близ юго-восточного угла собора отдельно стоящей звонницы. Приподнятая на двухъярусном четверике, в верхнем ярусе которого размещалась церковь, она напоминала звонницу Спасо-Преображенской церкви в вотчине Годунова – Вяземах (конец XVI в.).
В 1593 году были заново сделаны маковицы над главами собора, сгоревшие в пожаре 1583 года (с конца XVII в. их покрытия не раз менялись; современную окраску они приобрели в 1848 г.).
Значительные
изменения в облике Покровского
собора произошли в XVII веке. В 1672 году
в юго-восточном углу собора сооружают
одиннадцатую церковь – небольшой
храм над могилой Иоанна Блаженного
– другого московского