Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:53, реферат
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. В начале XIV в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное.
Русская архитектура XIV – XVI веков……………………………………….3
Московский Кремль…………………………………………………..……….7
Покровский Собор……………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………….….21
В 1812 году собор был разграблен, но сразу же после войны ремонтировался. В 1817 году О.И. Бове, реконструируя Красную площадь, ремонтирует подпорную стену, выложив ее камнем и увенчав чугунной оградой, сначала вдоль Москворецкой улицы; в 1834 году после пробивки Масляного переулка стена была продолжена и на южную сторону собора. Первые попытки реставрации собора были предприняты в 1890-х годах, когда центральный шатер освободили от железного покрытия, сделанного в XVIII веке. На нем были восстановлены изразцовые вставки, а облицовка из маломерного кирпича была заменена клинкером большого размера. На северном фасаде освободили от закладки три арки под площадками гульбища и закрыли их фигурными железными решетками. Научно-исследовательские реставрационные работы начались после Великой Октябрьской революции. С 1923 по 1949 год с перерывом на время войны 1941-1945 годов проведен большой цикл исследований, позволивший реконструировать подклетную часть собора в ее первоначальном виде; аркада вновь раскрыта, найдены и восстановлены профили цоколей столбов, поддерживавших площадки гульбища, восстановлен по всему периметру собора сложный цоколь. В интерьере раскрыта и воссоздана почти полностью, кроме восточного участка, фресковая роспись стен и сводов обходных галерей и площадок гульбища; в пяти башнях живопись XIX века заменена побелкой. В галерее между центральной и западной башнями освобожден от штукатурки с росписью XIX века уникальный для мировой строительной практики XVI века кессонированный потолок, на котором восстановлена первоначальная фресковая роспись «под кирпич». В четырех башнях реконструированы иконостасы по древнему образцу с иконами XVI-XVII веков. Во время реставрационных работ в 1954-1955 годах была восстановлена наружная окраска «под кирпич».
В ходе реставрационных работ при частичной замене выветрившейся кирпичной облицовки стен была открыта неизвестная ранее в русской архитектуре система, позволявшая возводить такое сложное здание без графических чертежей. Все стены здания пронизаны деревянными конструкциями, выполнявшими роль «пространственного чертежа». Из сравнительно тонких брусьев, перевязанных между собой врубками как по горизонтали, так и по вертикали, до начала кирпичной кладки были выполнены контуры будущего сооружения и определены размеры и местоположение всех элементов его архитектурной формы и декора.
В формировании образа собора можно выделить два этапа. Первоначально собор – обобщенный символ торжественно-сказочного города - «райского града», родственного фантастическим городам на иконостасах и фресках (в источниках с конца XVI в. собор часто именуется «Иерусалимом» – возможно, здесь также имело значение то, что западный столп являлся Входоиерусалимским храмом). Отдельно стоящие, симметрично расположенные церкви-столпы на высоком подклете ассоциировались с башнями и куполами храмов за крепостными стенами. Образу «града» соответствовала и насыщенная, но несколько суровая гамма первоначальной окраски: темно-красный тон росписи «под кирпич», белые детали, зеленовато-желтые изразцовые вставки, черный тон лощеной черепицы, золото крестов. Вместе с тем в сложную систему этого образа вошли по-своему переосмысленные черты динамичности шатрового храма Коломенского и идея объединения столпообразных приделов церкви в Дьякове.
Список
использованной литературы:
1. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв. М. «Просвещение». 2000. - 351с.
2. В. М. Хачатурян. История мировых цивилизаций. М. «Дрофа». 2000. – 147с.
3. Вьюева Н., Мехова Г. – Золотая Царицына палата. Изд-во «Красная площадь». – М. – 1995г – 60с.
4. Грибушина Н. Г.,Московский Кремль: – М.: Моск. рабочий, М82 1999.–288 с.: ил.
5.
Л.А.Кацва, А.Л. Юрганов. История России
VIII - XV вв. М. МИРОС. «Вентана - Граф». 1997.
– 225с.