Наскальная живопись древнейших времен

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Оглавление

Введение
Основная часть
Первобытная эпоха, периодизация
Первобытное искусство
Пещера Ласко
Пещера Альтамира
IV. Заключение
V. Список используемой литературы
VI. Приложения

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

МБОУ «Камскополянская средняя 

общеобразовательная школа  №1»

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный реферат

Тема: «Наскальная живопись

древнейших времен»

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Ученик 9А класса

Набиев Тимур

 

 

 

 

 

 

 

2013 год.

Содержание реферата

 

    1. Введение
    2. Основная часть

   Первобытная эпоха, периодизация    

Первобытное искусство                       

Пещера Ласко                              

         Пещера Альтамира                      

IV. Заключение

V.  Список используемой литературы

VI.  Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Древнейшие сохранившиеся  художественные произведения были созданы  в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме  Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных  людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска  тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени  учёные придерживались двух противоположных  взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими  пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

На эти и многие другие вопросы отвечает история  открытия первобытного искусства.

 

Первобытная эпоха, периодизация

 

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.

Первобытное искусство  зародилось на территории Европы еще  во время позднего палеолита примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом - тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих  друг друга общественно экономических  формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая... Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите  около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных  охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Подлинное возникновение  искусства антропологи связывают  с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

 

Первобытное искусство.

Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого  камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

Помимо ''одетых'' статуэток  встречаются обнаженные женские  фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это  так называемые ''Венеры каменного  века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.

Для произведений искусства  раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство  не знало законов пространства и  перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

Первые образы наскальной живописи - росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. - были обнаружены в   1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.

Рисунки хорошо сохранились  благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены  на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.

Постепенно человек  не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона.

Сначала животные на рисунках выглядели  неподвижными, но позднее первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных рисунках появились  фигуры животных, полные жизни: олени  бегут в паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.

Пещерные росписи имели ритуальное назначение - отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал  мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо  художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур.

Вместе с тем уже в то время  в наскальных ''картинах'' появились  первые признаки повествовательности - грунтовые изображения животных, означающие стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).

Интересна красочная ''картина'' из  пещеры Фон де Гом (около XII тыс. до н.э., Франция). На ней изображен  табун лошадей, их головы повернуты  в сторону льва, который готовится  к прыжку.

Большую часть времени  первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое - иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.

Наиболее яркие образцы  живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.

Эти росписи отличаются от изображений, характерных для  палеолита. Большие рисунки, где  животные представлены в натуральную  величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов - около 14 см., а высота фигурок людей - в среднем всего 5-10 см.''Художники'' использовали, как правило черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги - черной.

 

Характерная особенность  наскального искусства - своеобразная передача отдельных частей человеческого  тела. Непомерно длинное и узкое  туловище, имеющее вид прямого  или слегка изогнутого стержня; как  бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.

Как и изображения, найденные  ранее в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны  жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху.

Люди изображенные на светло - сером фоне скал, также полны  стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной  четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого  периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.

Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем - две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

 

Пещера Ласко

Эта пещера, расположенная  поблизости от городка Монтиньяк, была случайно открыта местными школьниками  осенью 1944 г. Они же стали ее первыми  хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних. После окончания Второй мировой войны здесь был создан музей.

 

Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной  живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами. Можно согласиться с автором книги об искусстве древнего мира Л.Д. Любимовым, который пишет, что эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире».

Информация о работе Наскальная живопись древнейших времен