Наскальная живопись древнейших времен

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Оглавление

Введение
Основная часть
Первобытная эпоха, периодизация
Первобытное искусство
Пещера Ласко
Пещера Альтамира
IV. Заключение
V. Список используемой литературы
VI. Приложения

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Осмотр пещеры обычно начинают с так называемого Большого зала, где находятся изображения  быков, оленей и выполненные золотистой охрой рисунки скачущих лошадей. Во втором помещении своды украшены колоритными головами баранов и  оленей, изображением большой черной коровы. А в третьей части пещеры внимание привлекает уникальная для палеолитического искусства сцена охоты на бизона.

Уникальная древняя  живопись пещеры Ласко уцелела во многом благодаря тому, что еще  в доисторические времена вход в нее оказался заваленным. Но через два десятка лет после ее открытия на поверхности рисунков стал появляться зеленый грибок. Чтобы предотвратить его распространение, в 1963 г. власти закрыли пещеру для посетителей, а в соседней пещере создали музей Ласко-2, представляющий собой тщательно выполненную копию части изображений пещеры Ласко.

 

Пещера Альтамира

Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марсе-лино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.

Все это относится  в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18 м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов, лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать - так сказано в путеводителях - лежа на спине.

Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры  как подделку, но в начале XX в. подлинность  ее была окончательно доказана. Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть в Мадридском археологическом музее.

Затем в Списке Всемирного наследия обнаруживается временной  перерыв примерно в десять тысячелетий. Следующие по хронологии из внесенных в него объектов относятся уже к концу неолита, к последующему медно-каменному веку (энеолиту), а отчасти и к бронзовому веку, когда человек стал пользоваться более совершенными орудиями из металла и другими достижениями неолитической революции. К числу этих объектов принадлежат наскальные изображения в двух районах Скандинавии и в Северной Италии.

Отличительная особенность  наскальной живописи этого периода  состоит в том, что центральное  место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

Наскальная живопись позволяет представить, как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах - длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.

В живых и выразительных  образах встает перед нами история  жизни первобытного человека эпохи  каменного века, рассказанная им самим  в наскальных росписях. По - прежнему основным занятием людей являлась охота  на диких животных. Лук - главное изобретение этого периода каменного века - стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.

Сохранились рисунки, посвященные  различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота - опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

В период нового каменного  века, или неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре - глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

И, наконец, большое распространение  получили примитивные каменные столбы - менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших  каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных  каменных блоков, на которых лежат  перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи.

Специалисты полагают, что  жанры первобытного искусства возникали  примерно в такой временной последовательности:

• каменная скульптура;

• наскальная живопись;

• глиняная посуда.

В глубокой древности  для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

 

 

Заключение

Первобытное искусство  сыграло важную роль в истории  и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1990. с-431.

2. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М.: Просвещение, 1996. с326

3. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989 . с-198. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Наскальная живопись древнейших времен