Живопись Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:22, реферат

Краткое описание

Античный - (от лат antiquus — древний) - исторический тип искусства. Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………2
2. Фаюмские портреты.…………………………………………………………...6
3. Монументальная живопись ………………………………………………........8
4. Живопись Этруссков …………………………………………………………..9
5. Живопись эпохи республики ………………………………………………...13
6. Живопись времени принципиата Августа …………………………………..17
7. Искусство времени Юлиев – Клавдиев и Флавиев………………………….20
8.Заключение……………………………………………………………………..21
9.Литература……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  «Тамбовский государственный университет  им. Г.Р. Державина

Институт  филологии

кафедра французской филологии 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Древние языки  и культуры»

на тему: 

«Живопись Древнего Рима» 
 

выполнила:

студентка 105 группы

специальности

«перевод и переводоведение»

Давыдова  Н.Н.

проверила:

к.ф.н, доц. Давыдова Е.И. 
 
 

                                                       

                                                        Тамбов

                                                          2011 
 

                                                  Содержание: 
 
 

1.Введение…………………………………………………………………………2

2. Фаюмские портреты.…………………………………………………………...6

3. Монументальная живопись ………………………………………………........8

4. Живопись Этруссков …………………………………………………………..9

5. Живопись эпохи республики ………………………………………………...13

6. Живопись времени принципиата Августа …………………………………..17

7. Искусство времени Юлиев – Клавдиев и Флавиев………………………….20

8.Заключение……………………………………………………………………..21

9.Литература……………………………………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        
 
 
 
 

                                                                            

1.Введение

Античный - (от лат  antiquus — древний) - исторический тип искусства. Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской.

Античные мастера  проявили свой талант и в области  живописи. Именно они создали её совершенный облик. К сожалению, в силу уязвимости произведений живописания, их осталось очень мало. Но даже по тем  “жалким крохам”, которые сохранились, а также по исследованиям Плиния и Павсания уместно говорить о существенной значимости этого элемента культуры в античной жизни.

 Для греческой  живописи характерна необычайная  широта жанров и замыслов. Художников  интересовали мифологические и  исторические сюжеты, красота природы  и натюрморт, миниатюра и портрет.  Они творили как монументальные, так и станковые произведения, а также работы имеющие чисто прикладной характер.

 Самым знаменимым художником доклассического периода был Полигиот. Его кисти принадлежит большое число картин. Особо прославился Полигиот разрисовав общественное здание в Дельфах, где воспроизвёл гомеровские “Илиаду” и “Одиссею”. Он создал восхитительные образы, возвышенные характеры. Платон и Аристотель считали его лучшим живописцем.

 Выдающимися  художниками периодов классики  и эллинизма являлись Аполлодор Афинский (которому приписывают изобретение живописи на игре света и тени и активное применение перспективы), Микон, Зевксид, Паррасий, Филоксен Тиманф, Никий, Протоген, Мелантий, Асклепиодор, Апеллес. Зевксид написал картины “Скованный Марсий”, “Семья кентавров”, “Ребёнок с виноградом”. Его работа “Елена” положила начало выставкам картин. Паррасий специализировался в изображении бытовых сцен, занавесов, написал знаменитое полотно “Тесей”. Он ввёл в живопись симметрию, выразительность и красоту в лице, изящество в волосах. Пожалуй, самым известным художником Античности, которого считают создателем жанра портрета, был Апеллес. Нарисованная его кистью работа “Александр с молнией в руке” потрясла воображение современников. Как сообщает Плиний, за неё он получил самый крупный гонорар, который получал кто-либо из живописцев. Известны названия ещё нескольких его замечательных работ: “Габрон”, “Антей”, “Геракл”, “Герой”, “Афродита” и “Клевета”. “Ни дня без совершенства!” - таким был лозунг творческой жизни Апеллеса. Его произведения славились изумительным очарованием и обаянием, красотой и выразительностью. Апеллес часто выставлял свои незавершенные творения для обозрения прохожим, выслушивал их критические замечания, а затем дорабатывал картины с учётом общественного мнения. К тому же художник был одним из первых теоретиков живописи, сочинил несколько книг, в которых изложил собственное учение о ней. Художник Филоксен написал картину “Битва Александра Македонского с Дарием”. Её мозаическая копия дошла до наших дней; она была обнаружена при раскопках Помпей.

 У греков  существовали картинные галереи  (пинакотеки), где хранились произведения  лучших художников. Наиболее известными  были афинская и герайонская пинакотеки.

 История римской  живописи не знала столь выдающихся  мастеров и таких значимых  произведений как греческая. Родоначальником  римской живописи считается Гай  Фабий Пиктор, известны также имена таких живописцев как Пакувий, Лабеон, Турпилий. В Риме широкое распространение имели декоративные стенные росписи, заупокойные портреты, настенные картины, мозаические композиции, исторические баталии, пейзажи. Римляне любили делать копии работ выдающихся греческих живописцев. Они, как и греки создавали галереи картин, причём преимущественно частные. Правда, известный политический деятель и полководец Марк Агриппа настаивал на том, что все картины и статуи должны стать общественным достоянием, а не   находиться в изгнании на виллах. Картины талантливых художников ценились чрезвычайно высоко. Многие состоятельные римляне стремились        их приобрести за баснословные деньги. Порою из-за этого даже судились.

 И греческие  и римские художники рисовали  на холсте, дереве, мраморе, глинянных табличках, стенах, склепах, слоновой кости, пергаменте и папирусе. Живопись широко применялась для росписи щитов, амфор, ваз, киликов, украшений и многих других предметов.

Искусство Древнего Рима с его оригинальными и  совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит  к высшим достижениям мировой  культуры. Римское изобразительное  искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния  были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество  разнообразных народов и племён, обладавших своими, подчас сильными художественными  традициями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой  эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые  формы. Художественное осмысление жизни  римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие  от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.

                                                      

1. Фаюмские портреты.

 В расписном  искусстве портрет получает широкое  распространение и в живописи. Однако эволюцию римского живописного  портрета нельзя проследить подобно  скульптурному. Живописных портретов сохранилось немного. Об их характере в известной мере дают представления фаюмские портреты 2-3.в названых по месту нахождения в некрополе Эль-Фаюм, в восточной римской провинции Египта. Живописный портрет в Эль-Фаюме, развивался под воздействием эллинестически - римского искусства. Он сохранил здесь ещё культовое назначение, продолжая этим традицию древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забетонированную мумию. Фаюмский портрет был основным видом живописного искусства. В нём уже не было скованности фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображалась с естественным трёх четвёртным поворотом головы и обычно помещалась в нейтральном фоне. Плоская декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объёма. Применялась чистая темпера, а также смешение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты. В фаюмских портретах обращает внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели: Точно воспроизводятся и возрастные особенности, и этнические черты различных народов. Особенно привлекают обаятельные женские образы. В изысканном портрете «Молодой женщины», за внешней горделивостью и сдержанностью, проступает волевой, яркий, страстный темперамент. К прекрасным образцам в технике энкаустики относится портрет «Молодого человека с бородкой в золотом венке». Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоценные камни. В конце 2-3в. н.э. в фаюмских портретах появились элементы схематизма. Вместе с тем в них усилилось воздействие местной древнеегипетской традиции. Формы представлялись плоскостно, контур силуэта становился более чётким, черты лица воспроизводились дробным орнаментальным рисунком.

 В 1 в. до  н. э. Древнеримская живопись  отходит от Этрусской традиции, с которой она была до этого  связанна, и обращается к греческим  образцам. Один из художников  называющий себя «афинским», оставляет  свою подпись под монохромной картиной «Женщины, играющие в кости». На ней изображено несколько тонко прорисованных и покрытых слоем краски женских фигур, навеянных изображениями с аттических белофонных ваз. С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображениями, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандинии», возведённые в конце 16 в, в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. Это скорее всего произведение хорошего копииста, который свободными, сочными мазками передаёт плавные движения фигур, хотя при этом, возможно, и не схватывает пространственно – композиционное средство оригинала. Для древних живопись являлась средством передачи образов и, как таковая, не должна была обладать корпусностью и пластической грузностью. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. То, что её тематика восходила к определённым образцам, часто воспроизводимым по памяти и с некоторыми отклонениями, вело к эскизности, беглости в работе и быстроте исполнения. Однако, не следует путать, как это часто случается, этот обобщённый стиль работы, отличавшийся быстротой и зависимостью от известных образцов, с современным импрессионизмом, стремящимся к абсолютно непосредственной передаче зрительных впечатлений. Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, - « Гермафродит и Силен» из дома Веттиев. Живописный язык отличается здесь эскизностью, живописностью и подчёркнутостью интонации, но служит для иллюстрации весьма условной схемы. Эта живопись основана на противопоставлении пятен, но контраст, между светлым пятном тела Гермафродита и тёмным пятном тела Силена, определяется традицией, принятой среди художников, изображающих в светлых тонах нежные тела женщин и юношей и в коричнево – красноватых тонах – атлетов и стариков. Условны также жесты действующих лиц и фон. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры.

Колористическая гамма построена на лёгких, слитных, прозрачных цветах. Применяя резкие контуры, художник стремился не к обозначению  рельефности тел или анатомии, а к фиксации, путём проецирования  на плоскость стены, бесплотных образов, вылепленных игрой света и  тени. О римском происхождении  указанных росписей, основанных на подражании эллинистическим образам, свидетельствует, как правило, их подчёркнуто  натуралистическая трактовка, которая  проявляется не столько в повышенном внимании к правдоподобию изображения, сколько в огрублении образа, мало чем отличающегося от подобных же образов в этрусской живописи. В пейзажах и особенно в портретах  образ, хотя и не зависит от впечатления  или ощущения, непосредственно полученного  от созерцания натуры, тем не менее утрируется для большего правдоподобия. Возьмём, например, «Морской порт». Он изображён сверху и похож скорее на план: здание и корабли распределены на нём как на топографической карте, отблески света не имеют ни какого отношения к реальному освещению, это всего лишь приём для иллюзорного оживления изображаемых явлений. В изображении сада в вилле Ливии в Риме мы находим настоящий инвентарь растений, воспроизведенный художником по памяти: ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста, и он с уверенностью её воспроизводит. Но то, что уточняется быстрыми цветовыми мазками, - это не предметы, находящиеся перед глазами художника, а лишь представления о них: Художник, таким образом, воплощает в красках не пейзажах, написанный с натуры, а умозрительный образ природы, для передачи которого особенно подходит та обобщающая, беглая и эскизная техника, в задачу которой не входит непосредственное общение с изображаемыми предметами. Эта техника становится ещё более беглой и насыщенной в раннехристианских росписях катакомб, где часто символическое изображение святых не имеют никакой связи с реальным миром.

3. Монументальная живопись

 Типичным  примером является построенный  во время Августа Алтарь Мира, на четырёх сторонах которого  помещены рельефы с растительными  мотивами, завитками и различными фигурами. Наиболее выступающие части барельефа взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом: промежуточные и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической плоскости и созданию воображающей глубины, неизбежно ограниченной плитой алтаря. Ветви аканта хотя и даны в виде рельефа, но вместе с тем построены в виде ритмических украшений стены, то есть приведены в соответствие с её плоскостью. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана между естественным пространством и пространством воображаемым.

Информация о работе Живопись Древнего Рима