Концепция и принципы стиля хай-тек

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:07, реферат

Краткое описание

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. История развития
2. Техно современность
3. Основные черты
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

хай тек.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. История развития

2. Техно современность

3. Основные черты

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для становления  концепций хай-тека очень важна  деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи

 

 

 

 

 

 

 

 

         1. История развития.

 

Стилевое направление  «хай-тек» (англ. high-tech — высокие  технологии) зародилось в Англии в 70-е  гг. Исследователи связывают его  с британской философской традицией  эмпиризма, эстетикой брутализма («грубой» архитектуры) и течением радикального дизайна. Сами англичане проводят параллели с традиционной склонностью к техническому изобретательству, которую они еще со времен промышленного переворота считают характерной чертой нации.

Это символическое отражение  века "высоких технологий" ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай тек (hi tech) является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.

От всех предшествующих этапов развития архитектуры хай тек (hi tech) отличает только ему присущий демонстративный  супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в доминирующее, зачастую декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии, средство выражения объёмно-пространственного решения.

Главное отличие от конструктивизма  и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай тека (hi tech) это ориентирование на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай тек (hi tech) активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.

Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных

инженерных  систем, этот прием хай тек (hi tech) стал использовать в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.

Хайтек (hi tech) имеет эстетические и практические предпосылки. Идейными и эстетическими родоначальниками хайтека справедливо считаются  работы арх. Я. Чернихова. Он оставил  в своих многочисленных архитектурных фантазиях 30-х гг. композиции зданий и сооружений, в облике которых гармонично сочетаются стержневые несущие стальные конструкции с аскетичными плоскостями ограждающих и элементами инженерных систем и оборудования.

Первым зданием, демонстративно использовавшим антураж «века техники», стал Центр искусств имени Жоржа Помпиду в Париже (Ричард Роджерс, Ренцо Пиано. 1972—1977). Как уверяет Ренцо Пиано, центр «должен был стать веселой городской машиной, существом, которое, возможно, материализовалось из книги Жюль Верна, либо странным судном в пересохшем порту. Это был вызов академизму и пародия на технологические образы нашего времени».

Авторы проекта возвели  сооружение из шести застекленных параллелепипедов, поместив опорные конструкции и переходы с внешней стороны. Все служебные коммуникации: лифты, эскалаторы и трубопроводы были выведены наружу (такая конструкция позволила освободить максимум полезной площади — 40 тысяч кв.м.!) и выкрашены в яркие, броские цвета. Многие утверждали, что здание не вписывается в окружение, называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой.

Помпиду — революционный  прорыв в XXI век, в котором архитектура  и технология будут органично  сливаться друг с другом.

Вторым из сооружений, благодаря  которым направление хай-тек было осознано как нечто самостоятельное, стал Центр визуальных искусств Сайнсбери. Он был построен Норманом Фостером для университета

Восточной Англии на окраине Нориджа в 1977 году. Если Центр Помпиду вызывал у жителей  Парижа ассоциации с нефтеперегонным

заводом, то это  здание, спроектированное в виде огромной распластанной буквы «П», напоминало скорее ангар или оранжерею. Все  коммуникации и рабочие помещения  были «обернуты» вокруг гигантского  зала. В строительстве были использованы новейшие материалы: алюминий, сталь, стекло и неопрен.

Центры Помпиду и Сайнсбери  дали старт появлению огромного  числа других экстравагантных и  фантастических для того времени  построек. Атрибуты, которые неизменно  использовали архитекторы — открытые трубы, массивные воздухопроводы, металлические балки, фермы и стойки. Как выразился автор одной из статей, опубликованных в то время, — это был «безумный салат из металла, бетона, стеклопластика, холста, где старательно выпячивается каждая головка винта». Вместе с тем строения в стиле хай-тек отличались четкой структурированностью, нетрадиционным использованием материалов, концептуальными программами и насыщенностью технологическими новшествами. Эстетика техно-форм пришлась по вкусу руководителям крупных компаний во всем мире, которые начали стремиться к повышенной образности зданий, убедившись, что затраты на это окупаются с лихвой.

В 1986 году по проекту  Роджерса было построено здание страховой  компании «Ллойдс» — гигантское металлическое  сооружение, «окутанное» сетью труб, лестниц и скользящих вверх и вниз лифтов. Тремя годами раньше Фостер закончил строительство здания для компании «Рено» в Суиндоне. Его ритмичная, легкая конструкция с выкрашенными в ярко-желтый (фирменный для «Рено») цвет элементами несущей структуры оказалась столь выразительной и запоминающейся, что сразу стала использоваться в рекламе фирмы «Рено». Этот же архитектор стал автором 179-метрового Шанхайского банка в Гонконге (1985) — самого дорогого сооружения мира, поражающего как своими колоссальными размерами и сложностью конструкции, так и странной формой, напоминающей установки для запуска ракет. При его разработке создатели проекта обращались к источникам, находящимся за пределами традиционной строительной индустрии. Они пользовались опытом группы, которая проектировала самолет «Конкорд», практикой военных учреждений, занимающихся созданием передвижных мостов, способных выдержать нагрузки от танков, и достижениями американских авиастроительных фирм.

Заслуги британских авторов на поприще хай-тека (в частности, парижский Центр Помпиду) пробудили интерес к футуристическим конструкциям и у французских архитекторов. Как следствие, в 80-е годы наряду с английской версией техностиля, начал развиваться французский вариант — более сдержанный, умеренный и поэтичный.

Самый известный  из его представителей — Жан Нувель, в 1987 году спроектировавший «Институт  Арабского мира» («Institut du monde Arabe») в  Париже.

Наружную стену  южной стороны здания оформляют 240 алюминиевых квадратных панелей с титановыми диафрагмами. Панели повторяют орнамент «мушарабье» и создают геометрический эффект, напоминающий узоры Альгамбры. В них встроены фотоэлементы, измеряющие уровень дневного освещения. В зависимости от его интенсивности, диафрагмы закрываются ли открываются, ловя лучи солнца и поддерживая постоянный уровень дневного освещения в помещениях.

В начале 80-х  годов основные принципы архитектурного хай-тека стали определяющими и  для интерьеров зданий. Моду на этот стиль в рамках жилого пространства во многом задала изданная в 1978 году книга Джоан Крон и Сьюзан Слесин «Хай-тек: индустриальный стиль и книга идей для дома». В бестселлере давалось иллюстрированное описание того, как оформить интерьер с помощью заводских напольных покрытий, металлических стеллажей, контейнеров, лабораторных изделий из стекла, медицинских светильников и другого утилитарного промышленного оборудования. Интерьеры, созданные с помощью этих необычных элементов, стали визитной карточкой магазинов одежды английского предпринимателя Джозефа Эттедгуи. Один из них, расположенный на Слоан Стрит в Лондоне, был оформлен Норманом Фостером.

 

2. Техно-современность.

 

Реализация  идей хай-тека продолжается и по сей  день, воплощаясь в самых необычных  по форме и технологически изощренных архитектурных проектах. В 2004 году в Лондоне завершилось строительство здания, принадлежащего страховой компании «Swiss RE», уникальный дизайн которого разработан Норманом Фостером. Сооружение является первым небоскребом Лондона, имеющим естественную систему кондиционирования и вентилирования. Геометрия дома напоминает сосновую шишку, способную раскрываться и закрываться в зависимости от изменений погоды. Свежий воздух проходит через спиральные колеса, обеспечивая естественную вентиляцию кабинетов. Двухслойные секционные стекла помещений позволяют воздуху согреваться между слоями и охлаждаться при открывании секций. А специальное покрытие стекол задерживает 86% солнечного света, не допуская чрезмерного повышения температуры внутри помещений.

Что касается современных интерьеров в стиле хай-тек, они визуально легки, с обилием воздуха и вызывают мысли о будущем: за счет широкого использования стекла, зеркал, хрома, алюминия и полимеров. Многочисленные светильники, расположенные с учетом функциональности (верхний, нижний, боковой свет) создают мерцание и переливы света на холодном глянце металла.

Сами светильники  максимально просты по форме. Это, как  правило, встроенные варианты, небольшие  подвесные галогенные лампы, струнные светильники и различные натяжные системы. Формы мебели — простые или экстравагантные, но обязательно строгие. Основная тенденция здесь — эргономичность и мультифункциональность (популярны различные мебельные «трансформеры»).

В общем, главная  задача автора, оформляющего пространство в техностиле — создать интерьер как можно более футуристический по виду и, в идеале, функционально соответствующий эстетике высоких технологий.

 

3. Основные  черты.

 

- Использование  высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий  и сооружений.

- Использование  прямых линий и форм.

- Широкое применение  стекла, пластика, металла.

- Использование  функциональных элементов:лифты,  лестницы, системы вентиляции и  другие, вынесенных наружу здания.

- Децентрированное  освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

- Широкое использование  серебристо-металлического цвета.

- Высокий прагматизм  в планировании пространства.

- Частое обращение  к элементам конструктивизма  и кубизма (в противоположность  био-теку).

- В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

 

 

ВЫВОДЫ

высокий ехнология архитектура

От предшествующих этапов хай–тек отличает только ему  присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно–театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии.

В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения  у которых служили конструкции  на основе железобетона и стекла, хай–тек  ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай–тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования — воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай–тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.

В общем, главная  задача автора, оформляющего пространство в техностиле — создать интерьер как можно более футуристический по виду и, в идеале, функционально соответствующий эстетике высоких технологий.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.

2. http://meget.kiev.ua/arhitektura/hi-tech/

3. http://www.archi-tec.ru/style/hi-tech/317/

Размещено на A


Информация о работе Концепция и принципы стиля хай-тек