Готический стиль в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:17, реферат

Краткое описание

Слово происходит от итальянского, gotico — непривычный, варварский. И сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. И поэтому только храмы церкви, и соборы строили в готическом стиле.

Оглавление

Глава 1 Готический стиль в архитектуре
1.1.История стиля……………………………………………..3
1.2.Готический стиль во Франции…………………………..4
1.3.Готический стиль в Германии…………………………..6
1.4.Готический стиль в Англии………………………………8
1.5.Готичекий стиль в Италии……………………………...10
Заключение…………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………12
Приложение…………………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Реферат на тему готический стиль в архитектуре.docx

— 1.29 Мб (Скачать)

МОУ СОШ №86 
 

Реферат

по мировой  художественной литературе

на тему:

Готический  стиль в архитектуре 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Сабитов Владислав Юрьевич

Ученик 9а  класса

Проверила: Лебедева Любовь Александровна 

Челябинск

2009

 

 

Содержание

Введение 

Глава 1 Готический стиль  в архитектуре

1.1.История стиля……………………………………………..3

1.2.Готический стиль во Франции…………………………..4

1.3.Готический стиль в Германии…………………………..6

1.4.Готический стиль в Англии………………………………8

1.5.Готичекий стиль в Италии……………………………...10

Заключение…………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………12

Приложение…………………………………………………………………………13 
 
 
 
 

Введение

    Тема моего  реферата звучит так «Готический  стиль в архитектуре»

Цель моего  реферата заключается в сборе  и анализе литературы по данной теме.

    Происхождение термина

    Слово происходит от итальянского, gotico — непривычный, варварский. И сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. И поэтому только храмы церкви, и соборы строили в готическом стиле. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она  распространилась на территорию Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.

В готической архитектуре  выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый и поздний.

Церковь монастыря  Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль  распространился в Западную, Среднюю  и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал  недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco». 
 
 
 
 
 
 
 

Готический  стиль во Франции

Собор Парижской  Богоматери.

 Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется  двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски  романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские  архитектурные достижения готического  стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль  в восточной башне — 130 тонн, его  языка — 5000 кг.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три  части пилястрами, а по горизонтали  — на три яруса галереями, при  этом нижний ярус, в свою очередь, имеет  три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью  восемью статуями, представляющими  царей древней Иудеи.

Строительство западного  фронтона, с его отличительными двумя  башнями, началось около 1200 года.

В ходе строительства  собора в нём принимало участие  много разных архитекторов, о чём  свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона  и башни. Башни были закончены  в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение  многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских  коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета  являются многочисленные витражи высоких  стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил  серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской  революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам  же собор вообще был под угрозой  сноса, и спасло его лишь превращение  в «Храм Разума», а позднее  он использовался как винный склад.

Собор был возвращён  церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора  Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие  к собору, в результате чего перед  его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий —  Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли  во дворец византийских императоров  в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

    

 

Готический  стиль в Германии.

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицая приоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германском художественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеала красоты. Этот гений и готика, говорят они, как бы созданы друг для друга. Действительно, готика была периодом расцвета германского искусства, лишь с трудом и не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса. Созданное германским художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная, с замечательными декоративными эффектами.

Немцы утверждают, что  только в их зодчестве полностью  выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это- в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству.

Но французы скажут в ответ, что в их готике порыв  не сдержан, а упорядочен, что это придает зданию большую ясность и завершенность и в то же время большее изящество, что безудержная порывистость чужда французскому художественному гению, что она смущает человека, а не возвышает его, что чувство меры необходимо во всем.

Тут два взгляда, как  будто несовместимые. И однако те немцы, что по-настоящему любят искусство, восхищаются Реймским собором, равно как столь же любящие искусство французы — Кельнским собором.

«...Кельна дымные громады». Это слова Александра Блока. Гоголь считал этот собор венцом готического искусства. Гордость Германии — Кельнский собор был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлинным планам и рабочим чертежам. Гордость Франции — Амьенский собор послужил прототипом для Кельнского. Однако истинно головокружительный вертикальный порыв грандиозной каменной массы выдает в Кельнском соборе вдохновенное мастерство немецких зодчих. Порыв, столь же мощный, но при этом более сконцентрированный и потому неотразимо все себе покоряющий, — во Фрейбургском соборе, несравненном шедевре германской готики. В нем лишь одна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своим основанием с его фасадом, из которого она черпает великую силу, что дышит и в ажурном шатре, победно рвущемся к небу. Недаром считается, что эта башня — «самое высокое и ясное откровение готической мысли».

 Французские и  немецкие культурные традиции издавна  переплетались в Эльзасе. Страсбургский собор (по сей день не законченный и в отличие от Фрейбургского только потому однобашенный) отражает некоторым образом это переплетение. Главным его зодчим был, вероятно, немец Эрвин Штейнбахский 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Готический  стиль в Англии.

Различие в отношении  высоты к длине между памятниками  английской готики и французской (да и вообще материковой) сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчества в позднее средневековье, зодчества, которому мы обязаны множеством замечательных памятников. Какова же была причина такого различия? Завоеванная норманнами, принесшими с материка уже сложившуюся культуру, британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она и переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время.

Собор воздвигался  не в центре города как символ его  богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь. Во Франции или в Германии собор всей своей стройной громадой царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, мощным своим взлетом к небу противопоставляя себя им. В Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а так, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. И все же готика требовала устремленности к небу. Английские зодчие постарались выявить эту устремленность по-своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем. Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные черты английского готического зодчества. Разве не впечатляющи фасады таких соборов, как, например, в Солсбери(1220—1270 гг.) или в Линкольне (XI—XIV вв.), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей, искусно объединенных в единое целое!

Информация о работе Готический стиль в архитектуре