Состав высшего арбитражного суда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Развитие гражданского оборота, связанное с ведением начал рыночной экономики, потребовало построения эффективного механизма для разрешения экономических споров адекватно отражающего потребности общества и предпринимательских кругов. В рамках реформирования судебной системы были созданы арбитражные суды и принято новое процессуальное законодательство, регламентирующее их деятельность. Сегодня, неоднократно отмечается, что система арбитражных судов в России во многом оказалась более развитой и соответствующей характеристикам правового государства, чем система судов общей юрисдикции

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие Высшего Арбитражного суда……………………………………5
2. Структура Высшего Арбитражного суда………………………………...11
3. Состав высшего арбитражного суда……………………………………...14
3.1 Пленум……………………………………………………………...15
3.2 Президиум………………………………………………………….17
3.3 Судебные коллегии………………………………………………..18
4. Полномочия Высшего Арбитражного суда……………………………...19
Заключение………………………………………………

Файлы: 1 файл

13125.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие Высшего Арбитражного суда……………………………………5

2. Структура Высшего Арбитражного суда………………………………...11

3. Состав высшего арбитражного суда……………………………………...14

     3.1 Пленум……………………………………………………………...15

     3.2 Президиум………………………………………………………….17

     3.3 Судебные коллегии………………………………………………..18

4. Полномочия  Высшего Арбитражного суда……………………………...19

Заключение…………………………………………………………………...20

 

      Введение

 

     Актуальность  темы контрольной работы не вызывает сомнений. Судебная реформа, проводимая в Российской Федерации с начала 90-х годов, изначально представляла собой комплекс мер, осуществляемых как в рамках судоустройства, так и в сфере судопроизводства.

     Развитие  гражданского оборота, связанное с  ведением начал рыночной экономики, потребовало построения эффективного механизма для разрешения экономических споров адекватно отражающего потребности общества и предпринимательских кругов. В рамках реформирования судебной системы были созданы арбитражные суды и принято новое процессуальное законодательство, регламентирующее их деятельность. Сегодня, неоднократно отмечается, что система арбитражных судов в России во многом оказалась более развитой и соответствующей характеристикам правового государства, чем система судов общей юрисдикции. Одной из главных причин этого стало то, что арбитражные суды создавались с чистого листа, и идеи концепции судебной реформы здесь было легче реализовать. Однако это не означает, что процесс становления был простым.

     Современный этап судебной реформы сопровождается активным обновлением и совершенствованием материального и процессуального законодательства, что является основой ее осуществления, как важнейшего условия становления российского правосудия. Формируются и закрепляются новые методы организационно-технического обеспечения деятельности судов. Большое внимание отводится проблеме подготовки и укрепления кадров, поскольку главная задача современного этапа судебной реформы – обеспечение беспристрастного осуществления правосудия.  Основная задача арбитражных судов – укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере их компетенции. Эти начала определяют предмет деятельности арбитражных судов и субъектный состав лиц, участвующих в деле.

     Система арбитражных судов в России устоялась, с каждым годом она становится все более открытой, обладает профессиональным составом судей и специалистов. Можно утверждать, что арбитражные суды были созданы и, самое главное, функционируют исходя из интересов реализации конституционного права на судебную защиту и доступность правосудия.

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Его роль – обеспечение единообразия судебной практики.

 

1. Понятие Высшего Арбитражного суда

 

     Арбитражные органы, как таковые, стали появляться в нашей стране после 1917 года. Хотя можно считать, что коммерческие суды, бывшие до Октябрьской революции, являлись их прообразом.

     В сентябре 1922 года было утверждено Положение  о порядке разрешения имущественных  споров между государственными учреждениями и организациями. Оно стало основой для создания новых специализированных органов - арбитражных комиссий. Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

     В связи с образованием Союза ССР  ЦИК и СНК СССР 6 мая 1924 г. утвердили  Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса.

     Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 было утверждено Положение о  государственном арбитраже. Оно  определило организационное построение органов государственного арбитража  в СССР; регламентировало важнейшие  вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.

     6 декабря 1931 г. СНК СССР принял  постановление, которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государственные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

     С развитием народного хозяйства  и договорных связей между предприятиями  и организациями компетенция  органов государственного арбитража продолжала расширяться. Постановление Совнаркома СССР 1933 г. "О заключении договоров на 1934 год" возложило на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем; Постановление СНК СССР 1939 г. "О заключении договоров на 1940 год" возложило на Госарбитраж рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.

     Постановлением  № 824 от 23 июля 1959 г. "Об улучшении работы Государственного арбитража" было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

     Постановлением от 7 августа 1970 г. № 646 "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве" определялись основные задачи органов арбитража в условиях экономической реформы, уточнялась подведомственность споров, вносились существенные изменения в некоторые нормы арбитражного процесса, давались поручения компетентным органам о разработке и представлении Правительству предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов арбитража и порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями.

     С принятием Постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953 г. №768 "О Государственном арбитраже  при Совете Министров СССР" Государственный  арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.

     Постановлением  Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. № 1153 "О Государственном арбитраже" Государственный арбитраж был выделен  из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров  СССР.

     Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. Постановления № 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи.

     Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются законом о государственном арбитраже в СССР.

     Органы Госарбитража впервые в истории советского государства были преобразованы в конституционные органы, и их деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией.

     Закон СССР "О государственном арбитраже  в СССР" определил задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

     Было полностью обновлено законодательство, регулирующее деятельность органов Госарбитража, что способствовало усилению их воздействия на предприятия и организации в деле выполнения заданий государственных планов экономического и социального развития страны, укрепления социалистической законности и государственной дисциплины в сфере хозяйственных отношений. В соответствии с новым законодательством были изменены и полномочия Государственного арбитража. Во-первых, Указом Президиума Верховного Совета СССР "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления" в ст. 9 Закона СССР "О государственном арбитраже в СССР" было внесено изменение, согласно которому на органы Госарбитража возлагалось разрешение споров между совместными предприятиями, международными объединениями и организациями СССР и других стран - членов СЭВ. Во-вторых, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве" Госарбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в Госарбитраж СССР, ему предоставлялись дополнительные права. Дальнейшее изменение полномочий Госарбитража устанавливается Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1987 г. № 6544-XI. Этим документом были внесены изменения и дополнения в законодательство Союза ССР о государственном арбитраже. Постановлением Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 года № 490 были утверждены Положение о Государственном арбитраже СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Этими документами, в частности, расширялась компетенция государственных арбитражей по рассмотрению дел.

     В корне изменилась деятельность арбитражных  судов в связи с принятием  Верховным Советом СССР 17 мая 1991 года двух законов: Закон СССР "О  Высшем Арбитражном Суде СССР" и Закон СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР".

     С введением в действие этих законов  устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов  организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее. Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР.

     Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", с принятием которого арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

     Новый этап в законодательном обеспечении  деятельности Высшего Арбитражного суда РФ связывается с принятием  в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих  ей федеральных законов. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     В развитии современной системы арбитражных  судов в России можно выделить три этапа. Первый этап начался с ее создания в 1992 г. Были выявлены недостатки Арбитражного процессуального кодекса, а главное, стали очевидны изъяны в структуре самой нашей судебной системы.

     Она была двухзвенной (первое звено - арбитражный  суд субъекта федерации, второе - Высший Арбитражный Суд РФ), классическая же судебная система состоит из трех составляющих, и последний вариант представляется более верным. Суд первой инстанции рассматривает основную массу дел, разрешает их. Второе звено существует для того, чтобы обжаловать решения суда первой инстанции, т.е. для проверки их законности и обоснованности. Высшая судебная инстанция во всех странах в качестве основной задачи стремится обеспечить единообразие судебной практики.

Информация о работе Состав высшего арбитражного суда