Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:37, контрольная работа
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В ст. 2 Конституции России [10]права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. Конституционный суд Российской Федерации……………………….............5
1.1. Конституционный контроль…………………………………….................8
1.2. Статус судьи Конституционного суда РФ………………………………....9
1.3. Порядок формирования Конституционного Суда………………............10
1.4. Полномочия Конституционного Суда……………………………...........12
2. Арбитражные Суды……………………………………………………...........13
2.1. Арбитражные суды субъектов РФ………………………………………..14
Порядок формирования Арбитражного суда.
2.2. Основные направления деятельности Арбитражного суда……………..16
3. Заключение…………………………………………………………………….17
4. Список использованной литературы…………………………………............19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конституционный суд Российской
Федерации………………………............
1.1. Конституционный
контроль……………………………………........
1.2. Статус судьи Конституционного суда РФ………………………………....9
1.3. Порядок формирования Конституционного Суда………………............10
1.4. Полномочия Конституционного Суда……………………………...........12
2. Арбитражные Суды……………………………………………………......
2.1. Арбитражные суды субъектов РФ………………………………………..14
Порядок формирования Арбитражного суда.
2.2. Основные направления деятельности Арбитражного суда……………..16
3. Заключение……………………………………………………
4. Список использованной литературы………………………………….......
Введение
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В ст. 2 Конституции России [10]права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме. Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. Поэтому государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует. В Конституции РФ в статье 10[6]указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти. Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд, или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Статья 118 Конституции РФ и ныне действующий закон о судоустройстве предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и экономические дела.
Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон. В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.
1. Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции, деятельность которого в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации. Более чёткое определение Конституционного суда дано в статье 1 федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации”: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, подробно и всесторонне регулирующий его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля. Чтобы составить общее представление о полномочиях и содержании деятельности Конституционного Суда, необходимо рассмотреть четыре основных направления:
1. Разрешение (по запросам определенных в Конституции РФ должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актах Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по ограниченному кругу вопросов*, а также договоров, заключаемых органами государственной власти РФ или субъектами Федерации, и не вступивших в силу международных договоров РФ;
2. Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, как федеральными, так на уровне субъектов Федерации;
3. Проверка (по жалобам граждан и запросам судов) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных судебных дел;
4. Толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации).
На Конституционный Суд РФ возлагается также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, участие в совершенствовании законодательства путем реализации права законодательной инициативы. Он вправе решать и другие вопросы, связанные с выполнением основных полномочий (приостанавливать или прекращать полномочия своих судей, прекращать отставку судьи Конституционного суда РФ, утверждать Регламент или корректировать его, привлекать к ответственности лиц, не соблюдающих решения или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда РФ, и др.). Базовые принципы организации и деятельности Конституционного Суда РФ (как и других судов) – это, прежде всего независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Но есть особенности. К примеру, среди принципов не упоминается принцип законности. Это объясняется тем, что Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного акта, а вполне определенных двух – Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде. Не упомянуты среди принципов организации и деятельности также принципы презумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту, участия представителей народа в отправлении правосудия, обеспечения права гражданина на судебную защиту, осуществления правосудия только судом. И это объяснимо: Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочия) – конституционной контроль. Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защитников, нет истцов и ответчиков, их представителей. Гражданин может принять участие в конституционном судопроизводстве в крайне ограниченных пределах Он может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ и ущемляющий его конституционные права и свободы. Своеобразие принципов организации и деятельности Конституционного суда проявляется также в том, что они иногда наполняются иным содержанием по сравнению с принципами отправления правосудия. Например, принцип коллегиальности конституционного судопроизводства не предполагает возможности привлечения к рассмотрению дел представителей народа, так как вопросы, по которым Конституционный Суд РФ уполномочен принимать решения, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права. Ни у народных заседателей, ни у присяжных, нет и не может быть такого рода знаний. Иначе регламентируются и изъятия из общего правила гласности судопроизводства. Он, а в Конституционном Суде РФ может быть ограничена по весьма широким основаниям. Если в общем или военном суде двери зала судебных заседаний могут быть закрыты, например, для охраны государственной тайны, а в арбитражном – еще и для охраны коммерческой тайны, то в данном Суде основанием для ограничения гласности может послужить потребность в охране любой тайны, в том числе служебной, профессиональной, частной жизни гражданина. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений осуществляются на заседаниях Суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе: в пленарном заседании или заседаниях палат. Важным структурным подразделением Конституционного Суда РФ является его секретариат, осуществляющий организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда. Для лучшей организации работы в Секретариате образуются специализированные подразделения (отделы, сектора, группы). Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются на пленарных заседаниях. Действует секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря. В целом аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научно и практическом поприще. Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном Суде образуется Научно-Консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждаются Судом. Основная задача этого Совета – обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом и дача рекомендаций. Конституционный Суд РФ издает «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.
1.1. Конституционный контроль
Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в Российской федерации. Его основа – Конституция РФ, установившая эту систему. Практически он возникает там и тогда, где и когда появляются законы, именуемые конституциями.
Конституционный контроль занимает важнейшее место в государственно – правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции РФ на всей территории РФ.
Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих противоречий, в основном он носит абстрактный характер, поскольку проверка конституционности акта не связана с применением этого акта в определенных правоотношениях. А поскольку проверяется конституционность законов и других актов, которые вступили в силу, такой контроль называется последующим. Конкретный контроль осуществляется отношениях конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле. Проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров является предварительным контролем.
Становление органов конституционного контроля в разных странах осуществляется по – разному. Изначально предполагалось, что эту функцию может выполнить законодательная или исполнительная ветви власти. В некоторых странах к конституционному контролю стали привлекать суды. (США, Канада, Япония и др.). Как правило, сегодня в большинстве стран эти функции возложены на высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды. Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией – обеспечением конституционного контроля, т.е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Это бы не соответствовало его природе как органа конституционного контроля.
1.2. Статус судьи конституционного суда
Судьи Конституционного суда РФ независимы, несменяемы и неприкосновенны. Имеется ряд особенностей, касающихся порядка назначения, полномочий, организации работы членов Конституционного суда РФ, которые закреплены в Законе о Конституционном суде РФ. Судьи Конституционного суда РФ не избираются, а назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, представленных президентом РФ. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда указом президента РФ присваиваются квалификационные классы. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком (ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Должность судьи Конституционного Суда обусловлена большим числом правовых запретов: они не могут быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, иных представительных органов, они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям и поддерживать их материально. Им запрещена всякая политическая деятельность, в том числе участие в политических акциях, политическая пропаганда и агитация, участие в избирательных компаниях, присутствие на съездах и конференциях политических партиях и движений. Судьи Конституционного Суда РФ не могут входить в руководящий состав не только политических партий, но и любых других политических объединений (ст. 11).
Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение по вопросу, который, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения Суда. Это запрет обусловлен интересами беспристрастного рассмотрения дел и, по сути, лишает судей Конституционного Суда РФ возможности публично размышлять о конституционных проблемах, участвовать в публичных дискуссиях.
Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой – либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрение дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями. За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм закона, а также положений кодекса судейской этики, на судью Конституционного Суда РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий (ст. 15 Закона о Конституционном Суде РФ). Снятие неприкосновенности с конституционных судей вправе произвести только сам Конституционный Суд.
1.3. Порядок формирование Конституционного Суда
Конституционный Суд РФ состоит из 19 членов - судей Конституционного Суда РФ. До принятия Конституции РФ 1993 г. численный состав был 15 членов (состав Суда был сформирован не полностью, было избрано только 13 судей). Увеличение числа судей было связано со следующими причинами: формальная причина - создание палат в Конституционном Суде РФ (2 палаты) и необходимость в этой связи большего количества судей; политическая причина - кризис Конституционного Суда РФ осенью 1993 года внес раскол в состав Суда, что парализовало его деятельность, в связи, с чем необходимо было сформировать лояльное Президенту РФ большинство. Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Назначение судей Конституционного Суда РФ - назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч. 1 ст. 128 Конституции). Внесение предложений Президенту РФ о кандидатурах для представления в Совет Федерации: - членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, - законодательными органами субъектов РФ, - высшими судебными органами, - федеральными юридическими ведомствами, - всероссийскими юридическими сообществами, - юридическими научными и учебными заведениями. Рассмотрение вопроса в Совете Федерации Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ оформляется постановлением Совета Федерации. При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом РФ, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту РФ о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Приведение к присяге проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну Зала заседаний Совета Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ. Судья приносит присягу, вслух, стоя, положив руку на Конституцию РФ. Присягу судьи все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации. Председатель Совета Федерации поздравляет судью со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти. После принесения судьей присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации. (Ст. 177 Регламента Совета Федерации). [13] Удостоверения судьи судьям Конституционного Суда РФ подписываются Президентом РФ. Выдаются удостоверения Президентом РФ или по его поручению Председателем Совета Федерации, либо председателем суда.