Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:37, контрольная работа
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В ст. 2 Конституции России [10]права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. Конституционный суд Российской Федерации……………………….............5
1.1. Конституционный контроль…………………………………….................8
1.2. Статус судьи Конституционного суда РФ………………………………....9
1.3. Порядок формирования Конституционного Суда………………............10
1.4. Полномочия Конституционного Суда……………………………...........12
2. Арбитражные Суды……………………………………………………...........13
2.1. Арбитражные суды субъектов РФ………………………………………..14
Порядок формирования Арбитражного суда.
2.2. Основные направления деятельности Арбитражного суда……………..16
3. Заключение…………………………………………………………………….17
4. Список использованной литературы…………………………………............19
1.4. Полномочия Конституционного Суда
Полномочия Конституционного Суда РФ за время его существования претерпели ряд изменений. Отчасти это связано с более четким разграничением его полномочий, отчасти это – с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ (ст. 125), [14] с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на семь групп.
1. По проверке соответствия
Конституции РФ федеральных
2. По разрешению споров
о компетенции: между федеральными
органами государственной
3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ – единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм.
4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов.
5. Связанные с дачей
заключения о соблюдении
6. По реализации права
выступления с законодательной
инициативой по вопросам
7. Другие полномочия, представленные ему Конституцией РФ.
Конституционный Суд может также пользоваться правами, предоставленными ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. В соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ Конституционный Суд, в отличии от других судов, решает при осуществления конституционного контроля, как отмечалось, исключительно вопросы права, не занимаясь исследованием фактических отношений. Конституционный суд – важный гарант прямого действия Конституции РФ на всех уровнях правоприменительной практики.
2. Арбитражные Суды
Арбитражные суды России – сравнительно новая система судов, существующая около 15 лет. Они занимали систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. В соответствии со ст. 127 [15]Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 199 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Арбитражные суды, являясь федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти- судами общей юрисдикции и Конституционным судов РФ.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
Высший Арбитражный Суд РФ;
Федеральные арбитражные суды округов;
Арбитражные апелляционные суды;
Арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:
Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ;
Обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;
Формирования уважительного отношения к суду;
Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
2.1. Арбитражные суды субъектов РФ
Арбитражные суды субъектов РФ – основное звено арбитражных судов. Они действуют в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях. Арбитражный суд субъекта РФ состоит из арбитражных судей, которые назначаются на должность Президентом РФ без ограничения срока полномочий. На них полностью распространяется действие Закона о статусе судей. Законом о судебной системе предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. С их участием не могут рассматриваться следующие категории дел:
1. Относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;
2. Об оспаривании нормативных правовых актов;
3. О несостоятельности (банкротстве),
если иное не установлено
4. Направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
5. Возникающие из
Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей должен формироваться в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.
Арбитражный апелляционный суд
Арбитражные апелляционные суды в качестве апелляционной инстанции проверяют законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов РФ, принятых ими в первой инстанции. Арбитражный апелляционный суд считается образованным с момента назначения не менее трех судей этого суда. Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В случаи отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей председателя.
Федеральные арбитражные суды округов
На федеральные арбитражные суды возложена проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Данные суды являются средним звеном системы арбитражных судов. Они были образованы в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Федеральный арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции и арбитражными апелляционными судами, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает о обобщает судебную практику и анализирует судебную статистику, анализирует судебную статистику и т.д. Федеральный арбитражный суд действует в составе президиума и двух судебных коллегий.
Высший Арбитражный суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ занимает в судебной системе место, аналогичное положению Верховного Суда РФ, являясь в соответствии со ст. 127 Конституции РФ высшим судебным органом. Высший арбитражный суд рассматривает качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, правительства РФ и т.д., дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, экономические споры между РФ и ее субъектами. Высший Арбитражный суд действует в составе: пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, президиума, судебной коллегии по рассмотрению, возникающих из административных правоотношений, судебной коллеги по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного суда РФ по решению его Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
2.2. Основные направления деятельности Арбитражного суда
Задачи Арбитражных судов РФ
1. Защита охраняемых законом прав и интересов организаций, и граждан;
2.Единообразное и правильное
применение законодательства;
3. Содействие правовыми
средствами соблюдению законодательства
и укреплению законности в экономических
отношениях.
Дело, начатое рассмотрением
одним судьей либо составом суда должно
быть рассмотрено этим же судьей или составом
суда. Замена судьи либо одного из судей
состава возможна в случае болезни, нахождения
в служебной командировке, отпуске и при
отстранении от работы в установленном
законом порядке. Дело должно быть рассмотрено
и решение принято в срок, не превышающий
двух месяцев со дня поступления искового
заявления в суд. По первой инстанции дела
в арбитражных судах рассматриваются
обычно единолично. Однако дела о признании
недействительными актов государственных
органов, органов местного самоуправления
и иных органов и ела о несостоятельности
(банкротстве) рассматриваются коллегиально
судьями-профессионалами. По решению председателя
суда любое дело может быть рассмотрено
коллегиально. В арбитражных судах субъекта
Федерации коллегиально должны рассматриваться
также дела в апелляционной инстанции
и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Допускается в случаях,
названных в Положении об эксперименте
по рассмотрению дел с привлечением арбитражных
заседателей, рассмотрение дел по первой
инстанции Судом в составе судьи-профессионала
и двух арбитражных заседателей. Привлекаются
они к рассмотрению дел в случаях необходимости
применения при рассмотрении конкретных
дел специальных знаний в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Перечень дел, в рассмотрении
которых могут участвовать арбитражные
заседатели, определяется председателем
арбитражного суда. В указанный перечень
рекомендуется включать экономические
споры, возникающие из гражданских правоотношений
и связанные с применением банковского
законодательства, законодательства о
ценных бумагах, международного частного
права, законодательства о перевозках.
На усмотрение председателя арбитражного
суда в перечень могут быть включены и
другие экономические споры, в которых
хотя бы одной из сторон являются гражданин-предприниматель,
глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
При определении перечня председатель
арбитражного суда исходит из особенностей
местонахождения арбитражного суда, наличия
в регионе специалистов по определенным
направлениям, концентрации в арбитражном
суде определенных категорий споров, а
также из других местных обстоятельств.
3. Заключение
Ознакомительная практика
дает общую, исходную информацию о правоохранительной
деятельности и тех учреждениях, которые
призваны осуществлять эту деятельность.
Круг таких учреждений сравнительно широк.
К ним принято относить, прежде всего,
суды, прокуратуру, органы юстиции и внутренних
дел, адвокатуру и подобные ей организации
и формирования.
Естественно, основное
внимание уделяется судам, поскольку именно
они наделены такими ответственными полномочиями,
которые в совокупности образуют то, что
принято именовать самостоятельной ветвью
государственной власти - судебной. Основными
задачами судов являются: защита охраняемых
законом прав и интересов организаций,
и граждан; единообразное и правильное
применение законодательства на всей
территории РФ. Содействие правовыми средствами
соблюдению законодательства и укреплению
законности.
4. Список использованной литературы
1. Баглай М.В, Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.
3. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы.
4. Л. К. Савюк. Правоохранительные органы (2 – е издание).
5. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447. от 6.05.1991 года.
6. Статья 10 Конституции РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
7. Статья 118 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
8. Орлов Ю. К., Швецов В. И. «Судоустройство и правоохранительные органы в РФ».
9. Радченко В. И.,
Кашепов В. Н. «Комментарий к федеральному
конституционному Закону «О
10. Статья 2 Конституции РФ. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, и гражданина — обязанность государства.
11. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.
12. Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г.
13. Статья 177 Регламента Совета Федерации.
14. Статья 125 Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
15. Статья 127 Конституции РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.