Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:21, контрольная работа
Арбитражные суды осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В ст. 4 данного Закона предусмотрено, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, указанным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами.
введение………………………………………………………………..3
1.Функции и устройство арбитражных судов РФ, их особенности… 4
2. Вопросы компетенции арбитражных судов…………………………8
заключение………………………………………………….………..12
список использованной литературы……………………15
СОДЕРЖАНИЕ
введение…………………………………………
1.Функции и устройство арбитражных судов РФ, их особенности… 4
2.
Вопросы компетенции арбитражных судов…………………………8
заключение……………………………………
список
использованной литературы……………………15
введение
В
2002 году в России вступил в действие
новый Арбитражный
Согласно Конституции РФ 1993 года, которая гласит, что правосудие в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.
Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными только в соответствии с Конституцией и названным Федеральным конституционным законам.
Арбитражные суды осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В ст. 4 данного Закона предусмотрено, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, указанным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами.
Актуальность
работы заключается в том, что
с принятием нового АПК в подведомственность
арбитражного суда относятся все
дела, связанные с предпринимательской
и иной экономической деятельностью.
Это позволяет уйти от так называемой
альтернативной подведомственности, сохранявшейся
до настоящего времени, в том числе
по делам с участием иностранных лиц.
1.Функции
и устройство арбитражных судов РФ, их
особенности.
Принцип разделения властей на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, независимые друг от друга, имеет давние традиции. При этом судебные органы независимы не только от других ветвей власти, но и от государства, от имени которого они действуют, и власть которого определяют.
В системе правовых органов судебной системе принадлежит одно из ведущих мест. Судебная система РФ устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Судебную систему согласно данным законам составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
При этом судебную систему составляют суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела по самым разным вопросам – наследственным, жилищным, гражданским. Кроме этого, имеются суды, которые занимаются разрешением экономических споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так называемые арбитражные суды, которые являются самостоятельной ветвью судебной системы и ее составной частью. К федеральным арбитражным судам относятся: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды субъектов РФ. Структура судебно-арбитражных органов, их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливается Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, возглавляет систему арбитражных судов.
Далее по судебной иерархии следуют федеральные арбитражные суды округов. В компетенцию этих судов входит проверка в кассационном порядке судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами. Федеральных арбитражных судов округа всего десять. В состав судебного округа входят от семи до одиннадцати арбитражных судов субъектов Российской Федерации и по два арбитражных апелляционных суда.
Таким
образом, основные положения об
арбитражных судах как
В развитие Конституции Российской Федерации принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающий единство всей судебной системы Российской Федерации, составной частью которой являются федеральные суды. К ним, в свою очередь, относится система федеральных арбитражных судов, являющаяся теперь четырехзвенной.
Следовательно, устройство арбитражного суда субъекта Российской Федерации проходит через образование судебных коллегий, которые рассматривают следующие виды дел:
Образование коллегий зависит от численности суда, которая может колебаться от десятка до сотни судей. В судах, где количество судей невелико, создание судебных коллегий нецелесообразно и практически нереально.
Кроме того, в составе арбитражного суда вне места его постоянного пребывания могут быть созданы постоянные судебные присутствия, которые являются обособленными подразделениями суда, и могут осуществлять его полномочия. Судебные присутствия организовываются в целях приближения правосудия к лицам, в нем заинтересованным, а также с учетом количества дел, рассматриваемых данным арбитражным судом. Судебные присутствия – это новые образования, незнакомые ранее судебной системе. Но данное нововведение должно сделать правосудие более доступным для всех, у кого возникает необходимость в судебной защите своих нарушенных или оспоренных прав и интересов.
Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя суда. Судебные коллегии могут подразделяться на судебные составы, формируемые из судей, входящих в судебную коллегию. При отсутствии коллегий судебные составы могут образовываться из числа судей соответствующего суда. Судебный состав возглавляется председателем, утверждаемым президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Следующие два звена системы арбитражных судов – арбитражный апелляционный суд и федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) – действуют в составе президиума и таких же, как в арбитражном субъекта Российской Федерации, судебных коллегий. В судебных коллегиях также создаются судебные составы из числа судей соответствующей коллегии. В составе арбитражного апелляционного суда, как и арбитражного суда субъекта Российской Федерации, могут создаваться вне места его постоянного пребывания постоянные судебные присутствия.
Функции
подразделений арбитражных
По-иному устроен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который действует в составе Пленума, Президиума и двух судебных коллегий – по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При необходимости в составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть созданы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – орган, непосредственно рассматривающий дела в порядке надзора, а также отдельные вопросы судебной практики. Президиум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов. В состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из
числа судей Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации создаются
судебные коллегии, которые рассматривают
в первой инстанции дела, отнесенные к
подсудности Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, а также иные,
порученные им вопросы. Судебные коллегии
возглавляют председатели – заместители
Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации. В судебных коллегиях
образуются судебные составы из числа
судей соответствующей коллегии. Работой
судебного состава руководит его председатель,
утвержденный Пленумом.
2.
Вопросы компетенции арбитражных судов
Определяя
полномочия, порядок образования
и деятельности арбитражных судов
Федеральный конституционный
Характер правоотношений, споры
из которых рассматривают
При этом в процессуальном праве используются такие критерии подведомственности дел арбитражным судам как характер спорного правоотношения и субъектный состав спора. Новый Арбитражный процессуальный кодекс российской Федерации, принятый в 2002 году, изменил подходы к определению подведомственности, иначе обозначил пределы юрисдикции арбитражных судов. При этом новый Кодекс учитывает наметившиеся в последнее время тенденции расширения подведомственности дел арбитражным судам. Особенно это касается такой сферы деятельности как сфера публичных отношений. В частности, ряд законов относит к компетенции арбитражных судов дела, которые раньше рассматривались судами общей юрисдикции (обжалование действий судебных приставов-исполнителей, оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов, дела об административных правонарушениях и другие).
Кроме того, по новому Арбитражному процессуальному кодексу изменены подходы к определению критериев подведомственности, делая упор не на субъективный состав участников правоотношений и даже не на характер этих правоотношений, который сам по себе не дает оснований охарактеризовать его как специфический для арбитражных судов, так как суды общей юрисдикции тоже рассматривают споры из гражданских и административных правоотношений.
Новый Кодекс ключевую роль в определении подведомственности отводит предметному критерию, поскольку определяющим моментом компетенции арбитражных судов является указание на экономические споры согласно как Конституции, так и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Вопросам
компетенции арбитражных
Предметный критерий лежит в
основе почти всех статей
АПК Российской Федерации. Так,