Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа
Краткое описание
Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ. Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом: изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий; выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»; дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3 Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства Сущность, цели создания и виды территорий с особым статусом в РФ…………………………………………………….6 Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11 Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16 Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область) Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20 Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25 Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29 Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ на территории России……………………………………………………...33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36 СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………
Выражая
общую предлагаемую стратегию развития
института особых экономических зон, можно
сказать о необходимости создания нового
типа ОЭЗ – «комплексных» зон. В нашем
понимании комплексная зона должна включать
в себя элементы трех зон: инновационных,
промышленных и портовых (зон свободной
торговли). Само понятие точки роста региона
предполагает набор инструментов повышения
конкурентоспособности региона в целом.
Т.е. должно быть не только производство,
или не только сбыт, а сразу весь бизнес-процесс
(научные разработки, проектирование,
производство, реализация, перераспределение
прибыли). Здесь же должны присутствовать
элементы зоны свободной торговли для
облегчения реализации и обмена.
Именно
такие точки экономического роста
могут стать мощным антикризисным инструментом.
Наличие в регионе комплексной зоны обеспечит
максимальную занятость за счет создания
рабочих мест для множества различных
специальностей (от научно-технических
и экономических до рабочих и административно-управленческих).
Более того, регион с действующей в нем
комплексной особой зоной, станет полноценным
конкурентоспособным участником рыночных
отношений, как на внутреннем рынке, так
и на внешнем.
Естественно,
мы не предлагаем открыть зону такого
типа прямо сейчас. Должно пройти время,
прежде чем такие зоны появятся в России.
Необходимо рассмотреть и принять все
бизнес-планы будущих резидентов, разработать
комплексный бизнес-план по стадиям цикла
«научные разработки – проектирование
– производство – реализация – перераспределение
прибыли» и, самое главное, необходимо
собрать огромное число специалистов
во всех областях знаний. Только на таких
условиях возможно открытие и успешное
функционирование комплексной особой
зоны.
Альтернативой
комплексной ОЭЗ может стать
появление в регионе сразу
нескольких точек роста – например,
технико-внедренческой, промышленной
и портовой (зоной свободной торговли).
И они непременно должны быть «разбросаны»
по региону, но не слишком далеко друг
от друга. Такой комплекс не только решит
проблему безработицы, но и активизирует
деятельность всего региона – от научных
разработок и производства до ремонта
судов и самолетов.
Что
касается поправок в законодательство,
то, на наш взгляд, необходимо внести
изменения в законодательство, регламентирующее
полномочия субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований по расширению
полномочий субъектов РФ, а также муниципальных
образований, в которых расположены особые
экономические зоны в части принятия и
реализации программ развития ОЭЗ. 3.2.Рекомендации
по оптимизации управления
действующими ОЭЗ на
территории России
Итак,
сначала коснемся технико-внедренческих
особых экономических зон. ОЭЗ в Томске
не приносит ощутимых результатов, к тому
же в ходе проверок постоянно выявляются
нарушения – завышенные сметы, задержки
в утверждении планов. Следовательно,
необходимо усилить государственный контроль
за выполнением задач, определенных требованиями
Федерального закона «Об особых экономических
зонах» и установленных условиями Соглашения
о создании ОЭЗ ТВТ в Томске.
То
же касается и ОЭЗ «Санкт-Петербург».
К началу 2012 года ни по одному из бизнес-показателей
зона не достигла запланированных результатов.
Если судить по объему выпущенной продукции,
эффективность петербургской ОЭЗ равна
одному проценту. В 2011 году в зоне должны
были произвести инновационных товаров
как минимум на 50 миллионов рублей. Фактически
выпустили в 100 раз меньше. Но одного контроля
здесь мало. Необходимо разобраться в
причинах такого несоответствия планов
и действительности. Возможно, стоит пересмотреть
состав резидентов, их бизнес-планы. Также,
на наш взгляд, необходимо рассмотреть
возможность дополнительного государственного
инвестирования ОЭЗ. Закрывать ОЭЗ не
имеет смысла, т.к. в нее уже вложены колоссальные
средства, более или менее отстроена инфраструктура.
Но есть необходимость заново разработать
Концепцию развития ОЭЗ «Санкт-Петербург».
Подмосковные
ОЭЗ «Зеленоград» и «Дубна» работают более
эффективно, чем описанные выше особые
зоны. Но и здесь можно дать рекомендации
по оптимизации сбыта инновационной продукции.
Возможна разработка пиар-кампании –
реклама в средствах массовой информации,
проведение пресс-конференций и презентаций.
Конечно, инновационная продукция нужна
далеко не всем, но все же есть вероятность,
что мощная пиар-кампания повысит спрос
на нее.
Возможная
поправка в законодательство (относительно
инновационных ОЭЗ) – введение права
на «авторское вознаграждение в размере
доли от результатов внедрения» изобретенной
технологии (продукта). Т.е. заслуги по
труду предлагается индивидуализировать.
Такое право может стать хорошей мотивацией
для научных сотрудников. Это предложение
было выдвинуто еще в 2011 году на II Всероссийской
научно-практической конференции «Принципы
и механизмы формирования национальной
инновационной системы Российской Федерации»,
но до сих пор так и не рассмотрено законодательными
органами.
Далее
предлагается законодательно разрешить
открывать производство (даже, возможно,
несвязанное с инновациями) в технико-внедренческих
особых экономических зонах. Таким образом,
область деятельности технико-внедренческой
ОЭЗ расширится, что повысит и экономическую
значимость самой зоны и прилегающего
региона. Уже позволено вести научно-исследовательскую
деятельность в промышленных зонах, опыт
этот весьма удачен. Следовательно, целесообразность
присутствия в одной особой зоне и научной
деятельности, и производства по результатам
этой деятельности доказана на практике.
Еще один плюс в подобном расширении деятельности
инновационной зоны – это возможность
работы в режиме «запрос-ответ». Т.е. производственная
сфера ставит задачу, инновационная сфера
решает ее. Результаты внедряются в производство,
прибыль от реализации делится между инновационными
предприятиями и производственными.
Это
будет первым шагом к созданию
комплексных особых зон, о которых
мы говорили ранее.
Далее
перейдем к промышленным ОЭЗ. В РФ,
как уже говорилось, их четыре: «Тольятти»,
«Алабуга», «Липецк» и «Титановая долина».
Из всех типов особых зон промышленные
– самые доходные. Особенных проблем в
них нет, но под вопросом часто остается
качество выпускаемой продукции. Во всем,
что касается, автомобильной промышленности,
существует массовое недоверие отечественному
производителю. Поэтому и спрос невелик.
Понадобятся года для создания репутации
автомобильных компаний-резидентов, а,
следовательно, и самих ОЭЗ. Предложение
– усилить меры по контролю качества,
а также запустить рекламные проекты.
Единственная
рекомендация существующим туристическим
особым зонам в России – это
развитие транспортной сети как внутри
ОЭЗ, так и между крупными городами
и ОЭЗ. Также внимание можно уделить,
опять же, рекламе и пиару.
Последний
тип особых зон – портово-логистические.
На территории РФ их всего три: «Ульяновск-Восточный»,
«Мурманск» и «Советская гавань», и созданы
они совсем недавно, поэтому выявить конкретные
проблемы и дать собственные рекомендации
не представляется возможным. На наш взгляд,
как и во всех остальных типах ОЭЗ, здесь
существует проблема запрета на не указанные
в законодательстве виды предпринимательской
деятельности. Например, деревообработка,
металлообработка, ремонт машин и оборудования,
не связанного с портовой деятельностью.
Это хорошие источники дохода как для
резидентов и ОЭЗ, так и для всего региона.
Предложение – внесение в законодательство
поправки, разрешающей обрабатывающие
производства на территории ОЭЗ портового
типа.
Обобщенно,
рекомендации по оптимизации управления
и функционирования ОЭЗ выглядят следующим
образом. Необходимо:
дать
свободу ОЭЗ и региону в
части самостоятельного принятия планов
развития;
внести
в законодательство поправки относительно
разрешенных видов деятельности;
на
федеральном уровне вести статистический
учет деятельности всех ОЭЗ в России;
постепенно
уменьшать присутствие государственного
капитала в ОЭЗ, создавая условия
для появления рыночных отношений;
усилить
меры по контролю за финансовыми операциями
в ОЭЗ, за выполнением задач, определенных
требованиями ФЗ «Об особых экономических
зонах» и установленных условиями Соглашения
о создании ОЭЗ, а также за качеством выпускаемой
ОЭЗ продукции (услуг);
разработать
пиар-компании для ОЭЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая
над курсовым проектом на тему «Организация
управления территориями с особым статусом
в ходе антикризисного управления (на
примере особых экономических зон)»,
мы выяснили, что назначения таких
территорий – это развитие экономики
и обеспечение безопасности государства,
а именно, решение стратегических задач
развития государства в целом или отдельной
территории. Антикризисной мерой текущего
управления, на наш взгляд, является создание
таких территорий, как особая экономическая
зона портового и производственного типов.
А наукограды, техпопарки, ЗАТО, инновационные
и туристические ОЭЗ – инструменты стратегического
антикризисного управления.
Опыт
создания особых экономических зон
в России не очень богат и не
очень удачен. В большинстве своем в
90е мы брали за образец зарубежные особые
зоны, которые не прижились у нас. Особые
экономические зоны нового образца начали
появляться в России с 2005 года после опубликования
Федерального закона от 22 июля 2005 г. №
116-ФЗ «Об особых экономических зонах в
Российской Федерации». За 7 лет существования
института особых экономических зон так
и не сформирована единая государственная
политика, поэтому, логично, что и функционирование
их с точки зрения точки роста регионов
не так уж успешно. Первоначально предполагалось
создавать ОЭЗ в депрессивных регионах.
Но мы выяснили, что с кризисом региона
по силам справиться лишь портовым и производственным
ОЭЗ. Следовательно, именно этим фактом
нужно пользоваться при создании новых
ОЭЗ.
Рассмотрев
зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что
общая тенденция развития института особых
зон – это стремление перейти к рыночной
экономике. Капитал государства в европейских
ОЭЗ минимален, налоговые и таможенные
льготы не такие выгодные для резидентов,
как в РФ. Роль государства в управлении
также мала. Трудно сказать, подходит ли
такой вариант для России, ведь, как правило,
только жесткий контроль со стороны государства
может более или менее гарантировать хороший
результат. Но, к примеру, вместо федеральных
органов с задачей контроля может справиться
и сам регион, и муниципальное образование,
в котором находится ОЭЗ. К примеру, в Китае
деятельность резидентов регламентируется
законодательными актами, принятыми парламентами
тех провинций, в которых функционируют
соответствующие зоны. Такой вариант утверждения
планов и концепций развития ОЭЗ попросили
рассмотреть органы управления г.Дубна,
где находится ОЭЗ «Дубна». Объяснение
таково: слишком много инстанций согласования
и утверждения планов приводят к задержкам
их реализации.
Описание
механизма управления ОЭЗ «Дубна»
помогло нам выявить основные
недостатки и проблемы. Основные из
которых – это несовершенство
нормативно-правовой базы, которое
предлагается исправить путем внесения
соответствующих поправок в законодательство,
а также проблемы со сбытом продукции.
В качестве решения проблемы сбыта мы
предлагаем провести пиар-кампанию ОЭЗ
«Дубна». Точно такую же рекомендацию
можно дать и всем остальным особым зонам
– реклама никогда не помешает.
Еще
одной насущной проблемой, как мы выяснили,
является отсутствие методики оценки
деятельности ОЭЗ. Мы предложили такую
формулу для оценки – «доход ОЭЗ – доход
региона»; а также выявили необходимость
опубликовывать статистические данные
всех ОЭЗ. А если такого учета не ведется,
то начать вести его.
Главной
проблемой функционирования ОЭЗ
мы обозначили отсутствие единой государственной
политики управления ОЭЗ как антикризисным
инструментом. В качестве решения мы предлагаем
несколько пунктов стратегии развития
института особых экономических зон в
России. Во-первых, четко понимать, что
антикризисным инструментом со 100%-ой вероятностью
может стать лишь производственная зона.
(Портовая нам не подходит в силу своей
уникальности с точки зрения ее местоположения.)
Т.е. в депрессивных регионах можно открывать
лишь производственные ОЭЗ. Далее, на наш
взгляд, возможно появление нового типа
особой зоны – комплексного. Подробное
описание дается в параграфе 3.1.
Общие
выводы, которые мы сделали в ходе
написания данного курсового
проекта, выглядят так.
Несмотря
на неудачный опыт функционирования
первых особых зон в 90-е годы, есть
все шансы сделать этот институт
действенным инструментом антикризисной
политики государства. Это доказывает,
например, такая ОЭЗ, как «Липецк».
Три
главные проблемы функционирования
современных российских ОЭЗ – это слабый
контроль расходования вложенных финансовых
средств (возможно, имеет место коррупция)
– недостаток организации управления;
проблема сбыта инновационной продукции
и последняя, и, на наш взгляд, самая серьезная
проблема, - отсутствие методологической
основы построения института особых экономических
зон. Отсюда вытекает и несовершенство
законодательства, и «просроченность»
принимаемых решений, и многое другое.
Решить
эти проблемы можно лишь при детальном
рассмотрении всех параметров, из которых
складывается управление ОЭЗ. Необходимо
разбираться не только менеджменте территорий
или антикризисном управлении, то также
и в маркетинге, специфики продукции (услуг),
выпускаемой в ОЭЗ. Данная работа имеет
общую теоретическую направленность,
и до системных мер по оптимизации функционирования
ОЭЗ еще далеко. Но мы надеемся, что с поставленными
задачами справились, и несмотря на обобщенность
наших предложений и рекомендаций, они
могут быть использованы в качестве опорной
точки для будущих изменений.