Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
Сущность, цели создания и виды территорий
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ
на территории России……………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

ау курс.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     Выражая общую предлагаемую стратегию развития института особых экономических зон, можно сказать о необходимости создания нового типа ОЭЗ – «комплексных» зон. В нашем понимании комплексная зона должна включать в себя элементы трех зон: инновационных, промышленных и портовых (зон свободной торговли). Само понятие точки роста региона предполагает набор инструментов повышения конкурентоспособности региона в целом. Т.е. должно быть не только производство, или не только сбыт, а сразу весь бизнес-процесс (научные разработки, проектирование, производство, реализация, перераспределение прибыли). Здесь же должны присутствовать элементы зоны свободной торговли для облегчения реализации и обмена.

     Именно  такие точки экономического роста  могут стать мощным антикризисным инструментом. Наличие в регионе комплексной зоны обеспечит максимальную занятость за счет создания рабочих мест для множества различных специальностей (от научно-технических и экономических до рабочих и административно-управленческих). Более того, регион с действующей в нем комплексной особой зоной, станет полноценным  конкурентоспособным участником рыночных отношений, как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

     Естественно, мы не предлагаем открыть зону такого типа прямо сейчас. Должно пройти время, прежде чем такие зоны появятся в России. Необходимо рассмотреть и принять все бизнес-планы будущих резидентов, разработать комплексный бизнес-план по стадиям цикла «научные разработки – проектирование – производство – реализация – перераспределение прибыли» и, самое главное, необходимо собрать огромное число специалистов во всех областях знаний. Только на таких условиях возможно открытие и успешное функционирование комплексной особой зоны.

     Альтернативой комплексной ОЭЗ может стать  появление в регионе сразу  нескольких точек роста – например, технико-внедренческой, промышленной и портовой (зоной свободной торговли). И они непременно должны быть «разбросаны» по региону, но не слишком далеко друг от друга. Такой комплекс не только решит проблему безработицы, но и активизирует деятельность всего региона – от научных разработок и производства до ремонта судов и самолетов.

     Что касается поправок в законодательство, то, на наш взгляд, необходимо внести изменения в законодательство, регламентирующее полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по расширению полномочий субъектов РФ, а также муниципальных образований, в которых расположены особые экономические зоны в части принятия и реализации программ развития ОЭЗ. 
3.2. Рекомендации по оптимизации управления действующими ОЭЗ на территории России

     Итак, сначала коснемся технико-внедренческих  особых экономических зон. ОЭЗ в Томске не приносит ощутимых результатов, к тому же в ходе проверок постоянно выявляются нарушения – завышенные сметы, задержки в утверждении планов. Следовательно, необходимо усилить государственный контроль за выполнением задач, определенных требованиями Федерального закона «Об особых экономических зонах» и установленных условиями Соглашения о создании ОЭЗ ТВТ в Томске.

     То  же касается и ОЭЗ «Санкт-Петербург». К началу 2012 года ни по одному из бизнес-показателей зона не достигла запланированных результатов. Если судить по объему выпущенной продукции, эффективность петербургской ОЭЗ равна одному проценту. В 2011 году в зоне должны были произвести инновационных товаров как минимум на 50 миллионов рублей. Фактически выпустили в 100 раз меньше. Но одного контроля здесь мало. Необходимо разобраться в причинах такого несоответствия планов и действительности. Возможно, стоит пересмотреть состав резидентов, их бизнес-планы. Также, на наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность дополнительного государственного инвестирования ОЭЗ. Закрывать ОЭЗ не имеет смысла, т.к. в нее уже вложены колоссальные средства, более или менее отстроена инфраструктура. Но есть необходимость заново разработать Концепцию развития ОЭЗ «Санкт-Петербург».

     Подмосковные  ОЭЗ «Зеленоград» и «Дубна» работают более эффективно, чем описанные выше особые зоны. Но и здесь можно дать рекомендации по оптимизации сбыта инновационной продукции. Возможна разработка пиар-кампании – реклама в средствах массовой информации, проведение пресс-конференций и презентаций. Конечно, инновационная продукция нужна далеко не всем, но все же есть вероятность, что мощная пиар-кампания повысит спрос на нее.

     Возможная поправка в законодательство (относительно инновационных ОЭЗ) – введение права  на «авторское вознаграждение в размере доли от результатов внедрения» изобретенной технологии (продукта). Т.е. заслуги по труду предлагается индивидуализировать. Такое право может стать хорошей мотивацией для научных сотрудников. Это предложение было выдвинуто еще в 2011 году на II Всероссийской научно-практической конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы Российской Федерации», но до сих пор так и не рассмотрено законодательными органами.

     Далее предлагается законодательно разрешить открывать производство (даже, возможно, несвязанное с инновациями) в технико-внедренческих особых экономических зонах. Таким образом, область деятельности технико-внедренческой ОЭЗ расширится, что повысит и экономическую значимость самой зоны и прилегающего региона. Уже позволено вести научно-исследовательскую деятельность в промышленных зонах, опыт этот весьма удачен. Следовательно, целесообразность присутствия в одной особой зоне и научной деятельности, и производства по результатам этой деятельности доказана на практике. Еще один плюс в подобном расширении деятельности инновационной зоны – это возможность работы в режиме «запрос-ответ». Т.е. производственная сфера ставит задачу, инновационная сфера решает ее. Результаты внедряются в производство, прибыль от реализации делится между инновационными предприятиями и производственными.

     Это будет первым шагом к созданию комплексных особых зон, о которых  мы говорили ранее.

     Далее перейдем к промышленным ОЭЗ. В РФ, как уже говорилось, их четыре: «Тольятти», «Алабуга», «Липецк» и «Титановая долина». Из всех типов особых зон промышленные – самые доходные. Особенных проблем в них нет, но под вопросом часто остается качество выпускаемой продукции. Во всем, что касается, автомобильной промышленности, существует массовое недоверие отечественному производителю. Поэтому и спрос невелик. Понадобятся года для создания репутации автомобильных компаний-резидентов, а, следовательно, и самих ОЭЗ. Предложение – усилить меры по контролю качества, а также запустить рекламные проекты.

     Единственная  рекомендация существующим туристическим  особым зонам в России – это  развитие транспортной сети как внутри ОЭЗ, так и между крупными городами и ОЭЗ. Также внимание можно уделить, опять же, рекламе и пиару.

     Последний тип особых зон – портово-логистические. На территории РФ их всего три: «Ульяновск-Восточный», «Мурманск» и «Советская гавань», и созданы они совсем недавно, поэтому выявить конкретные проблемы и дать собственные рекомендации не представляется возможным. На наш взгляд, как и во всех остальных типах ОЭЗ, здесь существует проблема запрета на не указанные в законодательстве виды предпринимательской деятельности. Например, деревообработка, металлообработка, ремонт машин и оборудования, не связанного с портовой деятельностью. Это хорошие источники дохода как для резидентов и ОЭЗ, так и для всего региона. Предложение – внесение в законодательство поправки, разрешающей обрабатывающие производства на территории ОЭЗ портового типа.

     Обобщенно, рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ выглядят следующим образом. Необходимо:

    • дать  свободу ОЭЗ и региону в  части самостоятельного принятия планов развития;
    • внести  в законодательство поправки относительно разрешенных видов деятельности;
    • на  федеральном уровне вести статистический учет деятельности всех ОЭЗ в России;
    • постепенно  уменьшать присутствие государственного капитала в ОЭЗ, создавая условия  для появления рыночных отношений;
    • усилить меры по контролю за финансовыми операциями в ОЭЗ, за выполнением задач, определенных требованиями ФЗ «Об особых экономических зонах» и установленных условиями Соглашения о создании ОЭЗ, а также за качеством выпускаемой ОЭЗ продукции (услуг);
    • разработать пиар-компании для ОЭЗ.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Работая над курсовым проектом на тему «Организация управления территориями с особым статусом в ходе антикризисного управления (на примере особых экономических зон)», мы выяснили, что назначения таких  территорий – это развитие экономики и обеспечение безопасности государства, а именно, решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории. Антикризисной мерой текущего управления, на наш взгляд, является создание таких территорий, как особая экономическая зона портового и производственного типов. А наукограды, техпопарки, ЗАТО, инновационные и туристические ОЭЗ – инструменты стратегического антикризисного управления.

     Опыт  создания особых экономических зон  в России не очень богат и не очень удачен. В большинстве своем в 90е мы брали за образец зарубежные особые зоны, которые не прижились у нас. Особые экономические зоны нового образца начали появляться в России с 2005 года после опубликования Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». За 7 лет существования института особых экономических зон так и не сформирована единая государственная политика, поэтому, логично, что и функционирование их с точки зрения точки роста регионов не так уж успешно. Первоначально предполагалось создавать ОЭЗ в депрессивных регионах. Но мы выяснили, что с кризисом региона по силам справиться лишь портовым и производственным ОЭЗ. Следовательно, именно этим фактом нужно пользоваться при создании новых ОЭЗ.

     Рассмотрев зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что общая тенденция развития института особых зон – это стремление перейти к рыночной экономике. Капитал государства в европейских ОЭЗ минимален, налоговые и таможенные льготы не такие выгодные для резидентов, как в РФ. Роль государства в управлении также мала. Трудно сказать, подходит ли такой вариант для России, ведь, как правило, только жесткий контроль со стороны государства может более или менее гарантировать хороший результат. Но, к примеру, вместо федеральных органов с задачей контроля может справиться и сам регион, и муниципальное образование, в котором находится ОЭЗ. К примеру, в Китае деятельность резидентов регламентируется законодательными актами, принятыми парламентами тех провинций, в которых функционируют соответствующие зоны. Такой вариант утверждения планов и концепций развития ОЭЗ попросили рассмотреть органы управления г.Дубна, где находится ОЭЗ «Дубна». Объяснение таково: слишком много инстанций согласования и утверждения планов приводят к задержкам их реализации.

     Описание  механизма управления ОЭЗ «Дубна»  помогло нам выявить основные недостатки и проблемы. Основные из которых – это несовершенство нормативно-правовой базы, которое  предлагается исправить путем внесения соответствующих поправок в законодательство, а также проблемы со сбытом продукции. В качестве решения проблемы сбыта мы предлагаем провести пиар-кампанию ОЭЗ «Дубна». Точно такую же рекомендацию можно дать и всем остальным особым зонам – реклама никогда не помешает.

     Еще одной насущной проблемой, как мы выяснили, является отсутствие методики оценки деятельности ОЭЗ. Мы предложили такую формулу для оценки – «доход ОЭЗ – доход региона»; а также выявили необходимость опубликовывать статистические данные всех ОЭЗ. А если такого учета не ведется, то начать вести его.

     Главной проблемой функционирования ОЭЗ  мы обозначили отсутствие единой государственной политики управления ОЭЗ как антикризисным инструментом. В качестве решения мы предлагаем несколько пунктов стратегии развития института особых экономических зон в России. Во-первых, четко понимать, что антикризисным инструментом со 100%-ой вероятностью может стать лишь производственная зона. (Портовая нам не подходит в силу своей уникальности с точки зрения ее местоположения.) Т.е. в депрессивных регионах можно открывать лишь производственные ОЭЗ. Далее, на наш взгляд, возможно появление нового типа особой зоны – комплексного. Подробное описание дается в параграфе 3.1.

     Общие выводы, которые мы сделали в ходе написания данного курсового  проекта, выглядят так.

     Несмотря  на неудачный опыт функционирования первых особых зон в 90-е годы, есть все шансы сделать этот институт действенным инструментом антикризисной  политики государства. Это доказывает, например, такая ОЭЗ, как «Липецк».

     Три главные проблемы функционирования современных российских ОЭЗ – это слабый контроль расходования вложенных финансовых средств (возможно, имеет место коррупция) – недостаток организации управления; проблема сбыта инновационной продукции и последняя, и, на наш взгляд, самая серьезная проблема, - отсутствие методологической основы построения института особых экономических зон. Отсюда вытекает и несовершенство законодательства, и «просроченность» принимаемых решений, и многое другое.

     Решить  эти проблемы можно лишь при детальном рассмотрении всех параметров, из которых складывается управление ОЭЗ. Необходимо разбираться не только менеджменте территорий или антикризисном управлении, то также и в маркетинге, специфики продукции (услуг), выпускаемой в ОЭЗ. Данная работа имеет общую теоретическую направленность, и до системных мер по оптимизации функционирования ОЭЗ еще далеко. Но мы надеемся, что с поставленными задачами справились, и несмотря на обобщенность наших предложений и рекомендаций, они могут быть использованы в качестве опорной точки для будущих изменений.

Информация о работе Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления